Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа
Некоммерческие общественные организации играют важнейшую созидательную роль в формировании современного гражданского общества, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более существенным становится их вклад и в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики и социальной защитой населения. Влияние развивающегося сектора некоммерческих организаций на социально-экономическую ситуацию в стране непосредственно зависит от характера его взаимодействия с представительными и исполнительными органами государства, местного самоуправления, а также с бизнес-процессами, происходящими внутри самой некоммерческой сферы экономики. Однако, несмотря на такой существенный потенциал возможностей некоммерческих организаций, в России их деятельность не столь заметна, как то хотелось бы видеть. А ведь некоммерческие организации – это один из важнейших институтов гражданского общества (о развитии которого так много говорилось в последние годы).
Введение.....................................................................................................3
1. Характеристика некоммерческой сферы............................................6
1.1. Некоммерческие организации: понятие, признаки....................6
1.2. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций........................................................................................................10
1.3. Ресурсы некоммерческих организаций........................................17
1.4. Хозяйственный механизм некоммерческих структур: доходы и расходы................................................................................................................22
1.5. Система обязательного социального страхования....................27
2. Развитие социального страхования в РФ...........................................36
2.1. История возникновения Фонда социального страхования в России..................................................................................................................36
2.2. Задачи и функции ФСС РФ............................................................40
2.3. Оценка деятельности страхового фонда.......................................41
2.4. Фандрейзинговое планирование ФСС РФ....................................48
2.5. Основные проблемы социального страхования в России и пути их решения.............................................................................................................53
Заключение..................................................................................................58
Список использованной литературы и источников.
Некоммерческие организации в зависимости от целей функционирования, особенностей финансирования и затрат в мировой практике подразделяются на рыночных и нерыночных производителей.
К рыночным некоммерческим организациям относятся:
- некоммерческие организации, занятые рыночным производством;
- некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия.
К некоммерческим организациям, занятым рыночным производством, относятся организации, реализующие свою продукцию по рыночным ценам. Рыночными некоммерческими организациями являются многие школы, колледжи, университеты, клиники, больницы и т. д. Все они представляют продукцию потребителям, как правило, по достаточно высоким ценам. В их основе находятся производственные затраты.
Некоммерческие организации рыночного типа не являются благотворительными организациями, так как их основной целью является предоставление экономических благ высокого качества в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Дополнительные источники финансирования, связанные со статусом некоммерческой организации, используются в основном для того, чтобы несколько снизить высокую плату, которую они вынуждены устанавливать на основе соответствующего уровня затрат.
Некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия, создаются ассоциациями предпринимателей, интересам которых они призваны содействовать. К ним относятся торговые палаты, сельскохозяйственные, производственные или торговые ассоциации, организации предпринимателей, исследовательские или испытательные лаборатории и т. д.
Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством – это организации, предоставляющие продукцию другим институционным единицам бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными. Такого рода некоммерческие организации не в состоянии получать финансовую выручку. Поэтому основным источником их финансирования являются регулярные взносы учредителей, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, трансферты и др.
Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, могут быть разделены на две основные группы:
- некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые правительством;
- некоммерческие организации, представляющие нерыночные блага домашним хозяйствам, финансируемые в основном за счет домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов
Некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые правительством относятся к сектору общего государственного управления независимо от того, какого рода институционные единицы извлекают пользу из их деятельности.
К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, относятся организации, предоставляющие блага домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными.
Ресурсы таких некоммерческих организаций создаются в основном за счет денежных средств и материальных ценностей, поступающих от населения, предприятий, правительства, а также аналогичных зарубежных организаций.
1.5. Система обязательного социального страхования
Страхование – это двусторонние экономические отношения, которые заключаются в том, что страхователь, оплачивая страховой взнос, обеспечивает себе (или третьему лицу) в случае наступления страхового случая, обусловленного законом или договором, сумму выплаты со стороны страховщика, который несет некоторый объем ответственности, для обеспечения которой активно пополняет и эффективно размещает страховые резервы, употребляет превентивные меры, направленные на уменьшение риска, перестраховывает часть своей ответственности.
Функции страхования:
Распределительная функция страхования реализуется через специфические функции свойственные только страхованию: рисковая, предупредительная и сберегательная.
Рисковая функция – наличие риска стимулирует возникновение страхования. Есть риск – есть потенциал для страхования со всеми его атрибутами, его проявлениями. В данном случае риск – это конкретное явление или совокупность явлений, потенциальная возможность причинения ущерба объекту страхования. Именно в рамках осуществления рисковой функции и происходит перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования в связи с последствиями чрезвычайного страхового события.
Предупредительная функция страхования реализуется в уменьшении степени риска и разрушительных последствий страхового события. Осуществляется через финансирование за счет средств страхового фонда различных мероприятий по предупреждению, локализации и ограничению негативных последствий катастроф, аварий, несчастных случаев. В целях реализации этой функции образуется особый денежный фонд.
Сберегательная функция проявляет себя в потребности в страховой защите денежных накоплений населения, аккумулированных в коммерческих банках.
Кроме названных специфических функций страхование выполняет контрольную, кредитную и инвестиционную функции.
Контрольная функция заключается в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. Осуществление производится через финансовый контроль за законным проведением страховых операций.
В кредитной функции страхования заключается возвратность страховых взносов.
Инвестиционная функция страхования дает возможность участия временно свободных средств страхового фонда в инвестиционной деятельности страховых организаций, в пополнении за счет части прибыли от страховых и других хозяйственных операций доходов государственного бюджета.
Зарождение социального обеспечения в каждой стране происходило в соответствии с конкретными условиями и имеет глубокие исторические корни. Несмотря на определенные различия в подходах, методах, а также в организационном оформлении, в основе его формирования есть немало общего, вытекающего из самой сути человеческой природы. Процесс развития цивилизации на нашей планете свидетельствует о том, что такие черты, как сострадание, сопереживание, сочувствие, свойственны каждому народу и проявлялись уже на самых ранних стадиях общественного развития. Постепенно забота о детях, инвалидах становилась нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизованного общества.
Система обязательного социального страхования в нашей стране была сформирована в советский период. Заложенные в это время подходы к видам и механизмам социального обеспечения застрахованных в ряде случаев сохраняются и в период построения рыночной экономики.
Как известно рынок играет позитивную роль и негативную роль в социально-экономической жизни общества.
Позитивная роль рынка состоит в том, что он: обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу, предприимчивость; рационально распределяет трудовые, материальные и денежные ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу продуктов; способствует НТР; заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления ориентируясь на цены соответствующие затратам; оздоравливает экономику, очищая ее от нежизнеспособных неустойчивых хозяйственных единиц, повышает устойчивость всего хозяйства в целом; повышает эффективность хозяйственной деятельности и является стихийным регулятором воспроизводственного процесса.
Негативная роль рынка проявляется в том, что он: стимулирует чрезмерность в личном потреблении; не имеет механизмов защиты окружающей среды; не обеспечивает сохранение невоспроизводимых ресурсов; не содержит мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований в подготовке научных кадров; не создает стимулов для производства товаров массового пользования – обороны, охраны общественного порядка, водоснабжения и др.; вызывает затраты на рекламу, ведущие к удорожанию продукции; не гарантирует право на труд, не может предотвращать массовую безработицу; не гарантирует право на доход, порождает поляризацию общества; порождает монополизм, инфляцию, кризис перепроизводства.
Поэтому государство берет на себя выполнение таких функций как регулирование экономики, социальную, оборонную, управленческую и др.
Конституция РФ гарантирует право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, право участия в управлении государством и общественными делами и т.д.
В настоящее время в РФ, действующие до 2000 г. внебюджетные фонды, утратили свою автономность и были консолидированы в бюджетах соответствующего уровня. Исключение составили три государственных внебюджетных фонда социального назначения – пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Эти фонды представляют собой основу обязательного социального страхования, являющейся частью государственной системы социальной защиты населения, специфика которой состоит в осуществлении в соответствии с федеральным законом страхования возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Мировой опыт в области социального страхования подтверждает, что по сравнению с другими формами коллективного социального обеспечения (например, социальной помощью или корпоративными системами) данный институт защиты обладает важными преимуществами:
- трудящиеся (от которых, как правило, требуется внесение страховых взносов) вовлекаются – материально и морально – в процесс защиты своего здоровья и поддержания трудоспособности;
- создаются специализированные (а потому высокоэффективные) страховые учреждения, занимающиеся исключительно организацией профилактики, медицинским обслуживанием и денежными выплатами, которые осуществляются одной и той же организацией, что обеспечивает максимум удобства для страхуемых;
- гарантируются ("материализуются") конституционные права граждан, делающих страховые взносы, что защищает их от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий;
- выплаты гарантируются путем выделения определенных ресурсов и распределения расходов в течение длительного периода в соответствии со страховыми расчетами.
Принципы построения социального обеспечения:
1. устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
2. всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
3. государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
4. государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
5. паритетность участия представителей обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
6. обязательность уплаты страхователями страховых взносов обязательного социального страхования;
7. ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
8. обеспечение надзора и общественного контроля;
9. автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Субъектами обязательного социального страхования являются:
- страхователи – организации и граждане, обязанные уплачивать страховые взносы (обязательные платежи);
- страховщики – некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;
- застрахованные лица – граждане РФ, а также иностранные граждане, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законодательством.
Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.
Социальное страхование направлено на защиту от социальных страховых рисков, к которым относятся риски, связанные с:
- необходимостью получения медицинской помощи;
- временной нетрудоспособностью;
- трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
- материнством;
- инвалидностью;
- наступлением старости;
- потерей кормильца;
- признанием безработным.
Каждому виду страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию:
- оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
- пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;
- пособие по временной нетрудоспособности, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, по безработице и др.;