Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:11, курсовая работа
Цель написания данной работы - дать по возможности обстоятельное представление о становящихся в России финансово-промышленных группах, об их госрегулировании и господдержке, эффективность которых во многом зависит от меры адаптации к российской специфике соответствующего лучшего мирового опыта.
Основными задачами для реализации поставленной цели является определение экономического содержания финансово-промышленных групп, условий их формирования и аспектов деятельности, а также рассмотрение государственного контроля за деятельностью финансово-промышленных групп.
1.Введение…………………………………………………………………….…2
2.Общие принципы создания ФПГ………………………………………….…3
3.Регулирование деятельности ФПГ в России………………………………..6
4. ФПГ и государственная поддержка………………………………………...11
5. Антимонопольный контроль и ФПГ………………………………………..16
6.Организация государственного контроля деятельности ФПГ..…………...19
7. Заключение……………………………………………………………....…...24
8. Список литературы…………………………………………………………..26
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2.Общие принципы создания ФПГ………………………………………….…3
3.Регулирование деятельности ФПГ в России………………………………..6
4. ФПГ и государственная поддержка………………………………………...11
5. Антимонопольный контроль и ФПГ………………………………………..16
6.Организация государственного контроля деятельности ФПГ..…………...19
7. Заключение……………………………………………………
8. Список литературы……………………………………………………
1.Введение
Необходимость формирования ФПГ для переходной экономики осознается
почти во всех правительственных кругах. Регулирование взаимоотношений
государства и ФПГ включает в себя создание законодательной и информационной базы функционирования ФПГ, эффективный контроль за деятельностью. Целеполагание означает формирование целевых программ и определение перечня госзаказа, выработку приоритетов развития. Образование финансово-промышленных групп должно осуществляться под такие программы.
Создание законодательных основ предполагает обеспечение условий для
организации и развития ФПГ, а также разработку методов государственного
стимулирования,
приводящих к образованию механизма
договорных отношений между правительством
и финансово-промышленными
Цель написания данной работы - дать по возможности обстоятельное представление о становящихся в России финансово-промышленных группах, об их госрегулировании и господдержке, эффективность которых во многом зависит от меры адаптации к российской специфике соответствующего лучшего мирового опыта.
Основными задачами для реализации поставленной цели является определение экономического содержания финансово-промышленных групп, условий их формирования и аспектов деятельности, а также рассмотрение государственного контроля за деятельностью финансово-промышленных групп.
2.Общие принципы создания ФПГ
В складывающихся условиях сложной экономической обстановки в России, характеризующейся нарушением взаимосвязей многих организаций и предприятий, представляющих научный, проектный, технический, экспериментальный, производственный и эксплуатационный потенциал промышленности, становится актуальным применение новых принципов, форм и методов создания и производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции.
Одним из стратегических направлений
перспективной структурной политики в
российской промышленности является применение
современных организационных форм, предусматривающих
объединение потенциалов предприятий
и организаций (финансовых, научных, проектных,
экспериментально-
В сложных экономических условиях представляется
целесообразным активное применение гибких
организационных форм - финансово-промышленных
групп, позволяющих эффективно концентрировать
ресурсы для решения крупных государственных
задач создания сложной, конкурентоспособной
на мировом рынке продукции путем объединения
наиболее рациональной комбинации финансовых,
научных, проектных, экспериментально-
-выполнение работ, которые нельзя было провести отдельным предприятиям и организациям самостоятельно, вследствие значительных затрат и риска;
-эффективное распределение ресурсов между участниками;
-объединение участниками ФПГ дефицитных людских, материальных и информационных ресурсов.
В процессе формирования ФПГ необходимо:
-создать на основе принципов целевого управления специфических организационных форм по производству конкурентоспособной на мировом рынке высокоэффективной продукции с устойчивым финансовым обеспечением и стабильной поддержкой выполняемых проектов с учетом возможности участия коммерческих структур;
-создать и использовать системы многоступенчатых контрактов на выполнение работ на этапах жизненного цикла создаваемой продукции (концепция планирования программ по этапам - каждому новому этапу целевой программы предшествует тщательный анализ результатов работы, выполненной на предыдущем этапе и определяются возможности и целесообразность перехода к следующему этапу или необходимость пересмотра программы и ее коррекции);
-использовать средние и мелкие предприятия, организации и фирмы, имеющие узкую специализацию, как одного из основных источников новых научных и технических идей (использование таких групп предприятий в качестве субподрядчиков позволяет крупным ФПГ обеспечивать высокий научно-технический уровень, не ориентируя собственную научно-исследовательскую базу полностью на создание высокоэффективной продукции).
Таким образом, создание ФПГ обеспечивает решение двух задач:
1. Разработка проекта создания и функционирования ФПГ (например, в форме консорциума, ассоциации, корпорации).
2. Разработка системы
финансового и ресурсного обесп
Для решения этих задач ФПГ обеспечивает:
разработку и проведение единой научно-технической политики, концентрацию научно-технического и производственного потенциалов с целью выполнения в сжатые сроки исследований и разработок принципиально новой конкурентоспособной продукции;
применение прогрессивных
форм материально-технического обеспечения
производства, научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
формирование и реализацию единой стратегии в области инвестиционной политики для решения комплекса задач по развитию производственной базы, расширению и реконструкции действующих предприятий и организаций и их техническому перевооружению.
3Регулирование деятельности ФПГ в России
Специфика государственного управления функционированием ФПГ, определяется прежде всего высокой долей государственной собственности, повышенной значимостью этого сектора для государства, высокой степенью концентрации научно-технического потенциала на предприятиях, вошедших в финансово-промышленные группы. Исходя из этого, возрастает значимость прямых методов управления ФПГ со стороны государства.
Непосредственное участие в управлении ФПГ зависит напрямую от доли государственной собственности в консолидированном капитале ФПГ. Согласно Положению о ФПГ, критической долей для принятия решения о добровольном формировании является цифра в 25% государственной собственности. Таким образом, ФПГ разделяются на две группы: созданные в добровольном порядке с долей государственной собственности в консолидированном капитале менее 25%, и образованные по Постановлению Правительства РФ исключительно из государственных предприятий с более высокой долей. При этом одним из рычагов управления по отношению к ФПГ должно стать условие получения разрешения предприятия с долей оборонного заказа, превышающего 30%, на вхождение в группу от Министерства обороны и Министерства экономики. Условием предоставления такой возможности должно быть участие представителей органов государственного управления в контроле за деятельностью группы.
Альтернативными предложенному могут быть и другие условия управления и контроля государства над ФПГ:
создание ФПГ из государственных предприятий с участием в ней уполномоченного банка, в обмен на внесение государством акций государственного холдинга или отдельных оборонных предприятий;
за счет передачи в траст центральной (управляющей) компании ФПГ имеющихся у государства акций оборонных предприятий, в том числе и с правом последующего опциона;
управление временно закрепленным за государством или приобретенным на фондовом рынке пакетом акций предприятия-участника ФПГ;
участие государства в управлении группой как обязательное требование к присвоению официального статуса ФПГ.
Порядок применения этих условий должен быть закреплен нормативным актом и доведен до сведения инициаторов создания ФПГ. Формами такого управления и контроля может быть передача государству определенного пакета акций ФПГ, "золотой акции", введение в Совет директоров представителя Государства.
Сочетание в рамках ФПГ государственного управления и контроля за деятельностью предприятий и частного менеджмента позволяет решить задачу соблюдения интересов государства, как одного из главных заказчиков высокотехнологичной продукции, и участников ФПГ, заинтересованных в стабильной прибыли за счет роста эффективности производства.
Наиболее серьезным упущением существующего законодательства является практическая невозможность создать группу при доле государственной собственности, превышающей 25% (создание ФПГ из государственных предприятий ставит вопрос о финансовом блоке группы). Это особенно существенно для предприятий и организаций с объективно высокой долей государственной собственности.
Основной формой государственного управления деятельностью ФПГ может быть договор (контракт) о партнерстве и взаимной ответственности между Правительством и ФПГ. В этом документе закрепляется взаимный интерес группы в выборочной государственной поддержке и интерес государства в контроле за деятельностью группы и обеспечении ей определенных народнохозяйственных результатов. Такой договор основан на возможности избирательного подхода государственных органов к различным ФПГ в зависимости от их специфики и является мощным инструментом государственного управления промышленной политикой.
Принцип построения этого документа базируется на достижении баланса интересов двух сторон на добровольной основе. Любые льготы, оговоренные в договоре (контракте), должны давать явный народнохозяйственный эффект. Договор должен предусматривать механизм контроля и санкций за невыполнение обязательств, равно как гарантий со стороны обеих сторон.
Многие потенциально активные предложения о создании ФПГ на добровольной основе сегодня наталкиваются на имеющиеся ограничения по доле государственной собственности в консолидированном капитале группы. При этом недостаточная четкость в формулировании данного ограничения (п. 7 Положения о финансово-промышленных группах и порядке их создания) существенно затрудняет работу предприятий по подбору участников ФПГ, а также обусловливает неоднозначные оценки уровня данного показателя.
Жесткое ограничение по доле государственной собственности предприятий в случае их добровольного вхождения в ФПГ имеет искусственный, а не экономически обоснованный, характер. Вполне достаточно иметь согласие соответствующих собственников (или собственника в лице государства - при вхождении в ФПГ федерального предприятия) для принятия решений по составу участников групп. Аналогично, следовало бы отказаться от формальных ограничений по количеству участников и численности работающих в группах.
При совершенствовании процедуры рассмотрения ведомствами проектов ФПГ следует учитывать, что действующее в настоящее время требование представления в составе пакета документа соответствующих решений общих собраний акционеров нередко затягивает процесс подготовки только формальной части проекта на многие месяцы. В этой связи целесообразно принять решение, позволяющее ведомствам на стадии рассмотрения проектов использовать протоколы и решения заседаний советов директоров или других уполномоченных органов участников ФПГ. В то же время, безусловно, на момент внесения группы в Реестр решения общих собраний акционеров должны быть представлены.
Также трудно себе представить ситуацию, когда все участники ФПГ являются государственными предприятиями, а именно в этом случае действует норма о том, что решение о формировании ФПГ должно принимать Правительство Российской Федерации (п. 9 Положения о финансово-промышленных группах и порядке их создания). По мнению заинтересованных министерств и ведомств, Правительство Российской Федерации на стадии формирования ФПГ должно принимать соответствующие решения в случаях если:
-основную часть научно-производственного потенциала группы составляют предприятия федеральной собственности;
-группа имеет транснациональный характер и ее функционирование может затрагивать внешнеэкономические и политические интересы государства.
В остальных случаях (вхождение в состав ФПГ отдельных государственных предприятий или акционерных обществ с той или иной долей государственной собственности) достаточным может быть согласование вхождения в ФПГ соответствующего органа государственного управления.
Информация о работе Необходимость осуществления государственного контроля деятельности ФПГ