Необходимость осуществления государственного контроля деятельности ФПГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной работы - дать по возможности обстоятельное представление о становящихся в России финансово-промышленных группах, об их госрегулировании и господдержке, эффективность которых во многом зависит от меры адаптации к российской специфике соответствующего лучшего мирового опыта.
Основными задачами для реализации поставленной цели является определение экономического содержания финансово-промышленных групп, условий их формирования и аспектов деятельности, а также рассмотрение государственного контроля за деятельностью финансово-промышленных групп.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………….…2
2.Общие принципы создания ФПГ………………………………………….…3
3.Регулирование деятельности ФПГ в России………………………………..6
4. ФПГ и государственная поддержка………………………………………...11
5. Антимонопольный контроль и ФПГ………………………………………..16
6.Организация государственного контроля деятельности ФПГ..…………...19
7. Заключение……………………………………………………………....…...24
8. Список литературы…………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсак.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1.Введение…………………………………………………………………….…2

2.Общие принципы создания ФПГ………………………………………….…3

3.Регулирование деятельности ФПГ в России………………………………..6

4. ФПГ и государственная поддержка………………………………………...11

5. Антимонопольный контроль и ФПГ………………………………………..16

6.Организация государственного контроля деятельности ФПГ..…………...19

7. Заключение……………………………………………………………....…...24

8. Список литературы…………………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

    Необходимость формирования ФПГ для переходной экономики осознается

почти во всех правительственных  кругах. Регулирование взаимоотношений

государства и  ФПГ включает в себя создание законодательной  и информационной базы функционирования ФПГ, эффективный контроль за деятельностью. Целеполагание означает формирование целевых программ и   определение перечня госзаказа, выработку приоритетов развития. Образование финансово-промышленных групп должно осуществляться под такие программы.

     Создание законодательных основ предполагает обеспечение условий для

организации и развития ФПГ, а также разработку методов государственного

стимулирования, приводящих к образованию механизма  договорных отношений между правительством и финансово-промышленными группами. Полномасштабное регулирование ФПГ со стороны государства включает в себя регулирование следующих параметров деятельности ФПГ: цена, качество, количество оказываемых услуг, условия обслуживания, наличие товара.

     Цель написания данной работы - дать по возможности обстоятельное представление о становящихся в России финансово-промышленных группах, об их госрегулировании и господдержке, эффективность которых во многом зависит от меры адаптации к российской специфике соответствующего лучшего мирового опыта.

     Основными задачами для реализации поставленной цели является определение экономического содержания финансово-промышленных групп, условий их формирования и аспектов деятельности, а также рассмотрение государственного контроля за деятельностью финансово-промышленных групп.

 

 

2.Общие принципы создания ФПГ

 

     В складывающихся условиях сложной экономической обстановки в России, характеризующейся нарушением взаимосвязей многих организаций и предприятий, представляющих научный, проектный, технический, экспериментальный, производственный и эксплуатационный потенциал промышленности, становится актуальным применение новых принципов, форм и методов создания и производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

     Одним из стратегических направлений перспективной структурной политики в российской промышленности является применение современных организационных форм, предусматривающих объединение потенциалов предприятий и организаций (финансовых, научных, проектных, экспериментально-испытательных, производственных и эксплуатирующих структур) в рамках единой организации, охватывающей все этапы "жизненного цикла" продукции военного и гражданского назначения.

     В сложных экономических условиях представляется целесообразным активное применение гибких организационных форм - финансово-промышленных групп, позволяющих эффективно концентрировать ресурсы для решения крупных государственных задач создания сложной, конкурентоспособной на мировом рынке продукции путем объединения наиболее рациональной комбинации финансовых, научных, проектных, экспериментально-испытательных, производственных и эксплуатационных ресурсов. Такая интеграция при сохранении гибкости может обеспечить:

-выполнение работ, которые нельзя было провести отдельным предприятиям и организациям самостоятельно, вследствие значительных затрат и риска;

-эффективное распределение ресурсов между участниками;

-объединение участниками ФПГ дефицитных людских, материальных и информационных ресурсов.

     В процессе формирования ФПГ необходимо:

-создать на основе принципов целевого управления специфических организационных форм по производству конкурентоспособной на мировом рынке высокоэффективной продукции с устойчивым финансовым обеспечением и стабильной поддержкой выполняемых проектов с учетом возможности участия коммерческих структур;

-создать и использовать системы многоступенчатых контрактов на выполнение работ на этапах жизненного цикла создаваемой продукции (концепция планирования программ по этапам - каждому новому этапу целевой программы предшествует тщательный анализ результатов работы, выполненной на предыдущем этапе и определяются возможности и целесообразность перехода к следующему этапу или необходимость пересмотра программы и ее коррекции);

-использовать средние и мелкие предприятия, организации и фирмы, имеющие узкую специализацию, как одного из основных источников новых научных и технических идей (использование таких групп предприятий в качестве субподрядчиков позволяет крупным ФПГ обеспечивать высокий научно-технический уровень, не ориентируя собственную научно-исследовательскую базу полностью на создание высокоэффективной продукции).

       Таким образом, создание ФПГ обеспечивает решение двух задач:

1. Разработка проекта  создания и функционирования  ФПГ (например, в форме консорциума,  ассоциации, корпорации).

2. Разработка системы  финансового и ресурсного обеспечения деятельности ФПГ с учетом экономических возможностей и ожидаемых выгод.

Для решения этих задач  ФПГ обеспечивает:

разработку и проведение единой научно-технической политики, концентрацию научно-технического и  производственного потенциалов  с целью выполнения в сжатые сроки исследований и разработок принципиально новой конкурентоспособной продукции;

применение прогрессивных  форм материально-технического обеспечения  производства, научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ;

формирование и реализацию единой стратегии в области инвестиционной политики для решения комплекса задач по развитию производственной базы, расширению и реконструкции действующих предприятий и организаций и их техническому перевооружению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3Регулирование деятельности ФПГ в России

     Специфика государственного управления функционированием ФПГ, определяется прежде всего высокой долей государственной собственности, повышенной значимостью этого сектора для государства, высокой степенью концентрации научно-технического потенциала на предприятиях, вошедших в финансово-промышленные группы. Исходя из этого, возрастает значимость прямых методов управления ФПГ со стороны государства.

     Непосредственное участие в управлении ФПГ зависит напрямую от доли государственной собственности в консолидированном капитале ФПГ. Согласно Положению о ФПГ, критической долей для принятия решения о добровольном формировании является цифра в 25% государственной собственности. Таким образом, ФПГ разделяются на две группы: созданные в добровольном порядке с долей государственной собственности в консолидированном капитале менее 25%, и образованные по Постановлению Правительства РФ исключительно из государственных предприятий с более высокой долей. При этом одним из рычагов управления по отношению к ФПГ должно стать условие получения разрешения предприятия с долей оборонного заказа, превышающего 30%, на вхождение в группу от Министерства обороны и Министерства экономики. Условием предоставления такой возможности должно быть участие представителей органов государственного управления в контроле за деятельностью группы.

    Альтернативными предложенному могут быть и другие условия управления и контроля государства над ФПГ:

создание ФПГ из государственных  предприятий с участием в ней  уполномоченного банка, в обмен на внесение государством акций государственного холдинга или отдельных оборонных предприятий;

за счет передачи в траст центральной (управляющей) компании ФПГ имеющихся  у государства акций оборонных  предприятий, в том числе и  с правом последующего опциона;

управление временно закрепленным за государством или приобретенным  на фондовом рынке пакетом акций  предприятия-участника ФПГ;

участие государства в управлении группой как обязательное требование к присвоению официального статуса  ФПГ.

    Порядок применения этих условий должен быть закреплен нормативным актом и доведен до сведения инициаторов создания ФПГ. Формами такого управления и контроля может быть передача государству определенного пакета акций ФПГ, "золотой акции", введение в Совет директоров представителя Государства.

     Сочетание в рамках ФПГ государственного управления и контроля за деятельностью предприятий и частного менеджмента позволяет решить задачу соблюдения интересов государства, как одного из главных заказчиков высокотехнологичной продукции, и участников ФПГ, заинтересованных в стабильной прибыли за счет роста эффективности производства.

     Наиболее серьезным упущением существующего законодательства является практическая невозможность создать группу при доле государственной собственности, превышающей 25% (создание ФПГ из государственных предприятий ставит вопрос о финансовом блоке группы). Это особенно существенно для предприятий и организаций с объективно высокой долей государственной собственности.

     Основной формой государственного управления деятельностью ФПГ может быть договор (контракт) о партнерстве и взаимной ответственности между Правительством и ФПГ. В этом документе закрепляется взаимный интерес группы в выборочной государственной поддержке и интерес государства в контроле за деятельностью группы и обеспечении ей определенных народнохозяйственных результатов. Такой договор основан на возможности избирательного подхода государственных органов к различным ФПГ в зависимости от их специфики и является мощным инструментом государственного управления промышленной политикой.

     Принцип построения этого документа базируется на достижении баланса интересов двух сторон на добровольной основе. Любые льготы, оговоренные в договоре (контракте), должны давать явный народнохозяйственный эффект. Договор должен предусматривать механизм контроля и санкций за невыполнение обязательств, равно как гарантий со стороны обеих сторон.

     Многие потенциально активные предложения о создании ФПГ на добровольной основе сегодня наталкиваются на имеющиеся ограничения по доле государственной собственности в консолидированном капитале группы. При этом недостаточная четкость в формулировании данного ограничения (п. 7 Положения о финансово-промышленных группах и порядке их создания) существенно затрудняет работу предприятий по подбору участников ФПГ, а также обусловливает неоднозначные оценки уровня данного показателя.

     Жесткое ограничение по доле государственной собственности предприятий в случае их добровольного вхождения в ФПГ имеет искусственный, а не экономически обоснованный, характер. Вполне достаточно иметь согласие соответствующих собственников (или собственника в лице государства - при вхождении в ФПГ федерального предприятия) для принятия решений по составу участников групп. Аналогично, следовало бы отказаться от формальных ограничений по количеству участников и численности работающих в группах.

     При совершенствовании процедуры рассмотрения ведомствами проектов ФПГ следует учитывать, что действующее в настоящее время требование представления в составе пакета документа соответствующих решений общих собраний акционеров нередко затягивает процесс подготовки только формальной части проекта на многие месяцы. В этой связи целесообразно принять решение, позволяющее ведомствам на стадии рассмотрения проектов использовать протоколы и решения заседаний советов директоров или других уполномоченных органов участников ФПГ. В то же время, безусловно, на момент внесения группы в Реестр решения общих собраний акционеров должны быть представлены.

     Также трудно себе представить ситуацию, когда все участники ФПГ являются государственными предприятиями, а именно в этом случае действует норма о том, что решение о формировании ФПГ должно принимать Правительство Российской Федерации (п. 9 Положения о финансово-промышленных группах и порядке их создания). По мнению заинтересованных министерств и ведомств, Правительство Российской Федерации на стадии формирования ФПГ должно принимать соответствующие решения в случаях если:

-основную часть научно-производственного потенциала группы составляют предприятия федеральной собственности;

-группа имеет транснациональный характер и ее функционирование может затрагивать внешнеэкономические и политические интересы государства.

     В остальных случаях (вхождение в состав ФПГ отдельных государственных предприятий или акционерных обществ с той или иной долей государственной собственности) достаточным может быть согласование вхождения в ФПГ соответствующего органа государственного управления.

Информация о работе Необходимость осуществления государственного контроля деятельности ФПГ