Необходимость осуществления государственного контроля деятельности ФПГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной работы - дать по возможности обстоятельное представление о становящихся в России финансово-промышленных группах, об их госрегулировании и господдержке, эффективность которых во многом зависит от меры адаптации к российской специфике соответствующего лучшего мирового опыта.
Основными задачами для реализации поставленной цели является определение экономического содержания финансово-промышленных групп, условий их формирования и аспектов деятельности, а также рассмотрение государственного контроля за деятельностью финансово-промышленных групп.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………….…2
2.Общие принципы создания ФПГ………………………………………….…3
3.Регулирование деятельности ФПГ в России………………………………..6
4. ФПГ и государственная поддержка………………………………………...11
5. Антимонопольный контроль и ФПГ………………………………………..16
6.Организация государственного контроля деятельности ФПГ..…………...19
7. Заключение……………………………………………………………....…...24
8. Список литературы…………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсак.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

     Желательно строить структуру ФПГ таким образом, чтобы в ней сочетались вертикальные и горизонтальные кооперационные связи. В структуре управления группой важно предусмотреть участие представителя государства в управляющих органах группы. Перспективы развития организационной структуры ФПГ должны быть связаны прежде всего с выделением в качестве самостоятельных участников конверсированных объектов, а также с укреплением имущественных отношений между участниками.

     Основой реализации инвестиционной программы должно стать сочетание в ней проектов с разным временем реализации. Необходимо наличие быстро окупаемых высокорентабельных проектов, прибыль от которых могла бы реинвестироваться в долгосрочные проекты. Каждый проект программы должен быть снабжен бизнес-планом, соответствующим международным стандартам. Наиболее реальным путем привлечения средств частных инвесторов в долгосрочные капиталоемкие проекты характерные для оборонного комплекса, является их преобразование в цепочку взаимосвязанных этапов, характеризующихся получением конечной продукции в том или ином виде.

      Программа реализации продукции ФПГ должна быть взаимосвязана с инвестиционной программой. Ее основными характеристиками можно считать:

рост объемов продукции, реализуемых в результате выполнения инвестиционной программы;

снижение доли военной  продукции в общем объеме реализации;

рост доли наукоемкой высокотехнологичной продукции  в общем объеме гражданской продукции;

увеличение разнообразия выпускаемой продукции.

      Анализ проекта ФПГ и учредительных документов в случае учреждения нового юридического лица позволяет осуществить первый этап контроля за деятельностью ФПГ. На этом этапе выявляется целесообразность и условия государственной регистрации и перечень необходимых льгот и ограничений, регулирующий деятельность группы. Кроме того, проект ФПГ позволяет определить отправную точку функционирования участников группы для определения накопленного эффекта на последующих этапах контроля.

     На следующих этапах включаются остальные из вышеперечисленных способов контроля. Порядок ведения статистической отчетности ФПГ перед государством, находящимся в процессе обсуждения, позволяет отслеживать изменения в составе участников, организационно-управленческой структуре и технико-экономических показателях участников. В порядок ведения статистической отчетности ФПГ с участием оборонных предприятий необходимо внести добавления в соответствии с особенностями этих предприятий, а именно:

учитывать образование  в составе ФПГ новых юридических лиц, выделившихся из состава оборонных предприятий в связи с конверсией;

отслеживать изменения  в имущественных отношениях участников в результате приватизации, дополнительной эмиссии и перераспределении  прав собственности;

ввести в состав статистических показателей долю продукции, выпускаемой по государственному оборонному заказу предприятиями-участниками, долю государственной собственности в среднем по группе.

      Договорные отношения государства с ФПГ, рассмотренные выше, могут рассматриваться как действенный инструмент контроля за деятельностью этих структур. Сам механизм контроля заложен в этих документах и добровольно принят обеими сторонам. Следовательно, возникает возможность создать максимально устраивающую все стороны организацию мониторинга за деятельностью обоих субъектов и включать те меры воздействия, которые соответствуют взаимным интересам. Результатом этого мониторинга должна стать периодическая оценка активности деятельности группы, в том числе и предоставленных государственных льгот.

      Кроме того, этот механизм позволяет осуществить выборочный, нестандартный подход к каждой отдельной группе. Договор о партнерстве и взаимной ответственности, Договор о трасте - все эти документы позволяют контролировать и регулировать деятельность группы не только на законной основе, но и при обоюдном согласии. Каждый из партнеров заранее знает, какие условия он на себя принимает, как его действия будут отслеживаться, какую информацию он должен предоставить и на какие показатели ориентироваться. Это позволяет как государственным органам на основе совокупности договоров, так и отдельным субъектам договорных отношений с государством, планомерно строить свою деятельность с расчетом на долгосрочную перспективу.

      С точки зрения специфики остальных механизмов контроля государства за такими группами, здесь речь должна идти об обязательном участии представителя государства в аппарате управления ФПГ с правом накладывать вето на управленческие решения, идущие вразрез с государственными интересами.

      Очевидно, что получение информации непосредственно от заинтересованного субъекта может привести к субъективной оценке ситуации и искажению истинного положения дел. В связи с этим, целесообразно было бы задействовать и периодические независимые аудиторские проверки деятельности субъекта государственного регулирования, и непосредственный контроль за деятельностью участников со стороны представителей государственной администрации в составе управляющих органов группы. На основании выявленных результатов могут вводиться следующие санкции на деятельность ФПГ:

-лишение статуса;

-прекращение действия введенных мер государственной поддержки;

-лишение государственного заказа;

-наложение штрафа за причиненные убытки;

-принудительная демонополизация в соответствии с мировыми нормами;

-ограничения на цены продукции;

-национализация предприятий;

-прерывание договорных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Заключение

       В настоящее время возникли объективные условия для формирования и деятельности финансово-промышленных групп в нашей стране. В создавшихся условиях формирование ФПГ - один из путей выживания промышленных предприятий. Большие надежды возлагаются на деятельность финансово-промышленных групп в отраслях военно-промышленного комплекса.

      На сегодняшний день в нашей стране создана необходимая правовая база по созданию финансово-промышленных групп и уже имеется небольшой опыт в области их деятельности. Надеемся, что финансово-промышленные группы при помощи государства будут содействовать стабилизации экономической ситуации в стране.

     Однако нельзя превращать формирование групп в очередную волюнтаристскую кампанию, навязывать эту форму предприятиям. Образование ФПГ и выбор их конкретного варианта - дело самих предприятий.

       На данное время объем государственной поддержки ФПГ пока минимален.

   Очевидно, что он не может служить главным стимулом, подталкивающим к

обретению статуса  ФПГ.

    Вместе  с тем, до сих пор не было  прецедентов официальной ликвидации

финансово-промышленной группы.

    Главное  при создании ФПГ – это способствование  росту эффективности

производства  и развитию конкуренции, но именно достижение этих целей весьма затруднено из-за несоответствия продукции ряда отраслей рыночной

конъюнктуре. Одним  из путей решения данной проблемы является согласование межгосударственной промышленной политики, использующей цивилизованные формы промышленной интеграции и построенной на новой системе интеграционных связей. Важным элементом такой системы могли бы стать транснациональные финансово-промышленные группы (ТФПГ).

      Основная идея взаимоотношений государства и крупного бизнеса заключается в проблеме институционального выбора. Такой выбор предполагает либо грубое вмешательство государства, либо корпоративную социальную ответственность. Предполагается, что на основе корпоративной социальной ответственности крупный бизнес должен не только ставить цель достижения эффективных коммерческих и финансовых результатов, но и способствовать решению вопросов устойчивого финансового развития, соблюдения бизнес- этики, охраны окружающей среды, соблюдения социальных и экономических прав.

      Подводя итоги, следует подчеркнуть следующее: создание ФПГ в нашей стране - это закономерное явление, вызванное необходимостью концентрации и интеграции финансового и промышленного капитала. Оно должно стать одним из стратегических элементов государственной политики, а в перспективе ФПГ видятся как мощные многопрофильные межрегиональные объединения, поэтому сегодня создание финансово-промышленных групп - один из самых наиболее перспективных способов преодоления инвестиционного кризиса в стране. ФПГ как структура, объединяющая в единое целое финансовый и промышленный капитал, создается в целях обеспечения эффективного (за счет более рационального распоряжения финансовыми ресурсами) и ускоренного развития науки и промышленного производства. Это достигается путем диверсификации в направлении освоения новых видов промышленной продукции и услуг, гарантирующих наивысшую и устойчивую прибыль.

 

 

 

 

 

 

8.Список литературы:

 

1)Альманах "Золотая книга России. Год 2001-й", 2001, АСМО-пресс

2)Закон Российской Федерации “О финансово-промышленных группах” от 30.11.95 г. № 190 - ФЗ, ст. 2

3)РЭЖ, 11-12, 2001

4)Финансовая газета. Региональный выпуск. № 32, 2005 г

5)«Финансы и кредит», 2001, №3

6) Региональная экономика:  Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова.-3-е  изд., пер. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

7)Финансово-промышленные  группы: проблемы становления, функционирования, моделирования / Под ред. В.В.  Титова, З.В. Коробковой.- Новосибирск: ИЭиОППСО РАН, 2006

 8)Указом Президента РФ от 05.12.1993 года № 2096 "О создании финансово-

промышленных групп  в Российской Федерации"

9) Указом Президента России «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» от 1 апреля 1996г. №141.

10) Винслав Ю.  Государственное регулирование  и проектирование корпоративных структур // Российский экономический журнал.2006.№ 10.С.16-22.

 

 

 




Информация о работе Необходимость осуществления государственного контроля деятельности ФПГ