Необходимость осуществления государственного контроля деятельности ФПГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной работы - дать по возможности обстоятельное представление о становящихся в России финансово-промышленных группах, об их госрегулировании и господдержке, эффективность которых во многом зависит от меры адаптации к российской специфике соответствующего лучшего мирового опыта.
Основными задачами для реализации поставленной цели является определение экономического содержания финансово-промышленных групп, условий их формирования и аспектов деятельности, а также рассмотрение государственного контроля за деятельностью финансово-промышленных групп.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………….…2
2.Общие принципы создания ФПГ………………………………………….…3
3.Регулирование деятельности ФПГ в России………………………………..6
4. ФПГ и государственная поддержка………………………………………...11
5. Антимонопольный контроль и ФПГ………………………………………..16
6.Организация государственного контроля деятельности ФПГ..…………...19
7. Заключение……………………………………………………………....…...24
8. Список литературы…………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсак.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

     Государственные гарантии должны представляться на основе экспертизы проектов ФПГ под их реализацию или по ценным бумагам, эмитируемым группами.

     Следует отметить, что большую помощь по формированию ФПГ оказывает научно-аналитическая и информационная работа, проводимая соответствующими министерствами и ведомствами. Так, в 1996-97 гг. был подготовлен ряд научно-аналитических материалов, касающихся деятельности ФПГ. Прежде всего, эти разработки были направлены на решение методических вопросов создания ФПГ. К основным из них относятся следующие:

*концепция участия банковских структур в ФПГ;

*концепция и порядок передачи в доверительное управление ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций;

*концепция и порядок предоставления ФПГ государственных гарантий для привлечения инвестиционных ресурсов;

*проект договора о партнерстве и взаимной ответственности между ФПГ и Правительством;

*методические рекомендации по экономическому анализу деятельности ФПГ и ее участников;

*методические рекомендации по разработке проектов ФПГ;

*рекомендации по расширению участия финансово-кредитных учреждений в деятельности ФПГ;

*методические рекомендации по разработке и оценке инвестиционных *программ и бизнес-планов ФПГ;

*система аналитических показателей оценки и анализа деятельности ФПГ.

     Государственным Комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) России разработан такой важный документ, как "Основные положения концепции антимонопольного контроля финансово-промышленных групп", в котором четко регламентированы критерии согласования с данным ведомством проектов ФПГ, а также схема принятия решений по соответствующим предложениям.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Финансово-промышленные группы и государственная поддержка

 

      Многие авторы подчеркивают, что создание ФПГ отвечает, прежде всего, интересам государства. Последнее получает возможность обеспечить более высокий уровень эффективности, динамичности, сбалансированности и управляемости экономики. Но авторы также отмечают, что интересы участников ФПГ в свою очередь, как правило, совпадают с интересами государства.

     В такой ситуации, очевидно, что в процессе создания ФПГ государство должно оказывать поддержку их становления и развития. При этом речь идет не только о предоставлении дотаций и субсидий.

    Основной вопрос взаимодействия государства и ФПГ - определение и задействование конкретных мер государственной поддержки и стимулирования, обеспечивающих положительный эффект. В этой связи комплекс конкретных мер, могущих позитивно повлиять на организацию ФПГ, видится следующим образом:

1. Погашение задолженности  федерального и региональных  бюджетов перед участниками ФПГ  в счет налогов, подлежащих  ими к уплате в бюджеты. 

2. Отмена для участников  ФПГ авансовых платежей по  налогу на прибыль.

3. Зачет убытков, понесенных участниками ФПГ, при определении налогооблагаемой прибыли головного предприятия.

4. Разрешение продажи  участниками группы своей продукции  другим ее членам по ценам  ниже себестоимости.

5. Единовременное списание  затрат по закупке материальных ресурсов на себестоимость продукции с зачетом НДС, уплаченного поставщикам ресурсов, при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

6. Осуществление экспортно-импортных  операций предприятиями-участниками  ФПГ без внесения залоговых  сумм на счета таможен (при наличии гарантии банка-члена ФПГ).

7. Наделение участников  ФПГ правом экспорта стратегически  важных сырьевых товаров по  продукции, производимой в рамках  ФПГ.

8. Предоставление отсрочки  до завершения сделки по уплате  таможенных платежей при проведении экспортных и импортных операций.

9. Образование инвестиционных  и стратегических фондов ФПГ  с направлением в них части  отчислений в отраслевые внебюджетные  фонды. 

10. Создание фондов  ФПГ (медстраха, соцстраха, занятости,  НИОКР) с направлением в них  обязательных отчислений.

11. Допущение отсрочки  до конца текущего финансового  года по уплате налога на  прибыль в части, направляемой на инвестиции в отечественную экономику и подлежащей налогообложению по действующему законодательству.

     Если хотя бы некоторые меры будут воплощены в жизнь, это окажет стимулирующие воздействие на формирование ФПГ в России. Вообще, многие авторы статей придерживаются мнения, что создание эффективных финансово-промышленных групп возможно только при обстоятельствах, когда государство активно содействует процессу формирования и развития ФПГ.

     Государственную поддержку следует оказывать исключительно эффективным инвестиционным проектам и программам в индивидуальном порядке и на основе договора о партнерстве и взаимных обязательствах между ФПГ и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом формы, порядок оказания и объемы такой поддержки будут устанавливаться Правительством Российской Федерации в зависимости от определенных условий, например: обеспечения поставок продукции для государственных нужд по твердым ценам; реального повышения удельной доли самофинансирования; привлечения иностранных инвестиций, особенно в форме "ноу-хау" выпуска акций ФПГ для продажи на открытом фондовом рынке.

     Меры государственной поддержки ФПГ могут сочетать как постоянно действующие, так и временные льготы, учитывающие специфику конкретных инвестиционных проектов и программ. В перспективе после накопления опыта деятельности ФПГ могут разрабатываться и применяться другие меры государственной поддержки ФПГ, а также отменяться уже имеющиеся.

     Целью настоящей Программы является создание необходимых условий для формирования и функционирования ФПГ на основе комплекса согласованных мероприятий на федеральном, межотраслевом, отраслевом и региональном уровнях.

       Основные задачи Программы состоят в следующем:

определить главные  целевые ориентиры в деятельности органов федерального, отраслевого  и территориального управления по формированию ФПГ;

обеспечить эффективную  координацию и организационно - методическое единство в практической работе инициаторов создания ФПГ на всех уровнях управления;

содействовать организации  сети ФПГ в приоритетных направлениях развития промышленности и в регионах;

содействовать применению оптимальных  организационных форм взаимодействия предприятий (организаций) различных  форм собственности в рамках создаваемых  ФПГ;

обеспечить условия эффективного взаимодействия ФПГ с предприятиями (организациями) малого и среднего бизнеса;

осуществить реализацию системы мер  стимулирования ФПГ в финансово-инвестиционной сфере;

создать необходимые  организационно-экономические условия  для привлечения отечественного коммерческого, а также иностранного капитала в промышленность;

создать систему комплексного обеспечения эффективного функционирования ФПГ как базисного элемента экономики.

        Программа содействия формированию ФПГ призвана обеспечить изменение сложившейся в производственном комплексе ситуации, иначе решение структурных проблем может оказаться делом далекого будущего.

      Система взаимодействия «государство – ФПГ» со стороны финансово-промышленных структур предполагает строгое соблюдение договорных отношений, которые должны строиться без ущерба экономической самостоятельности групп, но и на основе приоритетов государственной промышленной и социальной политики, особенно для ФПГ, получивших ресурсную поддержку государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Антимонопольный контроль и ФПГ

 

     Один из факторов повышения в финансово-промышленных группах качества корпоративного управления и ориентации последнего не на извлечение монопольных выгод в ущерб экономике в целом, а на рост эффективности производства - антимонопольный контроль за финансово-промышленными группами. Этот контроль может трактоваться как противодействие потенциальным «запирающим эффектам», оказывает на рыночные механизмы неоднозначное влияние. С одной стороны, концентрация производства и группирование предприятий - условия конкурентоспособности на многих товарных рынках; состязательность отношений на них опирается именно на интеграцию производства. С другой стороны, концентрация, доведенная до доминирующего положения рыночных субъектов, ослабляет контролирующее влияние рынка на корпоративное управление.

     Структура акционерного капитала, обеспечивающая действенный контроль собственности над менеджментом, на многих российских предприятиях еще только формируется. Это обстоятельство оборачивается повышенным вниманием к состязательности на товарных рынках как к принципиальному фактору ориентации корпоративного управления на внутренние резервы эффективности..

       При определении целесообразности создания финансово-промышленных групп, функционирующих на российских рынках, должно учитываться прогнозируемое вероятное влияние деятельности группы на состояние конкуренции. Условия, которые тут необходимо соблюдать, формулируются следующим образом:

во избежание злоупотребления  доминирующим положением не допускаются ни приобретение крупными финансово-промышленными группами монопольного влияния на местных товарных рынках, ни ограничение доступа на них иным хозяйствующим субъектам, в том числе иностранных;

финансово-промышленная группа не должна включать в себя фирм-поставщиков, если они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках;

при создании промышленных и финансово-промышленных групп  на принципах экспортных картелей не должны объединяться фирмы, являющиеся конкурентами на определенном товарном рынке, если включение таких фирм в группу приведет к значительному затруднению или ограничению конкуренции на внутреннем рынке.

     На основании статьи 4 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» уровень контроля до 35% не является доминирующим; вопрос же о доминировании группы на товарном рынке при ее доле на нем в 35-65% решается с учетом стабильности последней относительно долей конкурирующих субъектов и возможности доступа на этот рынок новых конкурентов.

      При экспертизе проектов групп анализ поступающих материалов проводится на основе требований всего антимонопольного законодательства России, содержащегося не только в вышеуказанном законе, но и в Конституции России и Гражданском кодексе РФ, в федеральных законах «Об акционерных обществах», «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества», «О некоммерческих организациях» и в других законодательных актах, в президентских указах и правительственных постановлениях, в ведомственных нормативных установлениях.

     Создание любой крупной корпорации, особенно путем интеграции 
уже существующих фирм, таит в себе угрозу монополизма. По непонятным 
причинам эта бесспорная истина была отвергнута применительно к ФПГ 
путем голословных утверждений об их антимонопольном характере. Между 
тем антимонопольная роль ФПГ реализуема в случае создания лишь 
диверсифицированных ФПГ (конгломератов), которые будут конкурировать 
 
на рынке как между собой, так и с другими фирмами. Именно так и 
происходит в развитых странах, где межотраслевые компании являются 
превалирующими. Среди 100 ведущих компаний Англии межотраслевых - 
96, в Италии - 90, во Франции - 84, в Германии - 78. У нас в связи с 
крайней степенью специализации и монополизации, характерных для 
советского периода, преобладает вертикальная интеграция и образуемые 
ФПГ, как правило, несут в себе не стимулирование конкуренции, а 
угрозу монополизма.  
       В чем, скажем, заключается антимонопольная роль АО 
"Энергофининвест" - ФПГ, не имеющей официального статуса? С кем она 
конкурирует? Разумеется, объединяя такие структуры как региональная 
энергосистема АО "Мосэнерго", Белгородский завод энергетического 
машиностроения, турбомоторный завод, Всероссийский 
научно-технический и информационный центр, Московский 
межрегиональный коммерческий банк, группа достигает глубокой 
кооперации отрасли. Но что в ней антимонопольного?  
Положение о финансово-промышленных группах содержало несколько 
специальных антимонопольных норм. Среди них: ограничение численности 
занятых на предприятиях, входящих в группу, 25 тыс. человек; 
запрещение создания ФПГ, включающих более 20 предприятий и имеющих 
суммарную численность занятых на всех предприятиях более 100 тыс. 
человек; запрещение создания ФПГ, предприятия которой занимают 
доминирующее положение на республиканском или местном товарных 
рынках.  
     Нормы, устанавливающие количественные ограничения, были 
подвергнуты справедливой критике, поскольку количество занятых или 
число предприятий не могут свидетельствовать о монополистическом 
характере группы. С другой стороны, эти количественные ограничения 
ставили российские ФПГ в неравноправное положение с иностранными 
 
транснациональными корпорациями, объединяющими сотни фирм и сотни 
тысяч работников, ослабляя их позиции на мировом рынке.  
Правда, количественные ограничения ФПГ не были абсолютны. Они 
могли быть преодолены путем предварительного согласования с рядом 
органов исполнительной власти. Да и практика показывает, что иногда 
ФПГ формировались без оглядки на количественные ограничения, которые 
были закреплены в Положении. Не вызывает сомнений обоснованность 
исключения норм, содержащих эти ограничения, из нового Закона.  
Пожалуй, единственной реальной нормой, ограничивающей 
монополистические тенденции ФПГ, можно считать доминирующее 
положение ее предприятий на товарном рынке. Определение 
доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке 
дано в новой редакции Закона "О конкуренции и ограничении 
монополистической деятельности на товарных рынках".

     

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Организация государственного контроля деятельности ФПГ

 

     Особенностью взаимоотношений государства и формирующейся структуры национальной экономики в переходный период стал, вопреки экономической логике, сугубо запретительный подход к формированию крупных интегрированных структур, что не соответствует мировому опыту государственного экономического управления, опирающегося именно на поддержку крупных структур в приоритетных направлениях развития в сочетании с максимальной либерализацией их деятельности. В связи с этим встает вопрос об адекватных мировому и отечественному опыту средствах контроля над высокоинтегрированными структурами.

     Основой такого контроля должен стать гибкий подход к введению ограничений на создание финансово-промышленных групп, участию в них финансово-кредитных и инвестиционных учреждений.

     Основными принципами такого подхода являются:

а) согласовательный, а  не однозначно запретительный характер ограничений;

б) возможность формирования ФПГ путем покупки акций участников или приобретения их в траст, заключения договора о совместной деятельности, создания совместного предприятия в любой из форм акционерного общества, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в любых организационных формах (холдинг, стратегический альянс, консорциум, концерн и т. д.);

в) учет интернационализации  рынка при введении антимонопольных  ограничений на деятельность ФПГ;

г) введение особого порядка  наложения ограничений на деятельность группы в момент регистрации исходя из ее особенностей;

д) минимизация ограничений, налагаемых на формируемые имущественные  отношения среди участников группы.

     В то же время, либерализация возможностей формирования и деятельности ФПГ должна быть сбалансирована мерами государственного контроля и возможностью введения санкций в случае нарушения установленных правил.

     Для осуществления эффективного контроля за выполнением условий формирования и деятельности ФПГ необходимо создание механизма, охватывающего все этапы этого процесса. Основными элементами этого механизма должны стать:

1. Осуществление особого порядка статистической отчетности ФПГ.

2. Проведение регулярных экспертных (аудиторских) проверок деятельности ФПГ.

3. Введение в состав органов управления группы представителей федеральной и региональной администрации.

Информация о работе Необходимость осуществления государственного контроля деятельности ФПГ