Необходимость, сущность и содержание стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 06:58, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью перед работой ставятся следующие основные задачи:
- изучить стратегический и тактический аспекты менеджмента;
- определить сущность стратегического менеджмента;
- определить основные функции менеджмента и раскрыть их содержание;
- изучит основные этапы стратегического менеджмента.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность стратегического менеджмента. Его взаимосвязь со стратегическим маркетингом
Сущность стратегического менеджмента
История возникновения стратегического менеджмента
Необходимость становления стратегического менеджмента
Глава 2. Основные направления и особенности стратегического менеджмента
2.1. Взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга
2.2. Особенности стратегического менеджмента
2.3. Особенности стратегического маркетинга
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовик страт менеджм.docx

— 265.59 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОУ ВПО КОСТРОМСКАЯ  ГСХА

 

 

 

Кафедра  менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Стратегический  менеджмент»

 

 

На тему: «Необходимость, сущность и содержание стратегического менеджмента»

 

 

 

 

 

 

Студентка экономического факультета 4 курса 2 группы

Хренова Анна

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОСТРОМА 2012

Содержание

 

Введение

Глава 1. Сущность стратегического  менеджмента. Его взаимосвязь со стратегическим маркетингом

    1. Сущность стратегического менеджмента
    2. История возникновения стратегического менеджмента
    3. Необходимость становления стратегического менеджмента

Глава 2. Основные направления  и особенности стратегического  менеджмента

2.1.  Взаимосвязь стратегического  менеджмента и стратегического  маркетинга

2.2.  Особенности стратегического  менеджмента

2.3. Особенности стратегического  маркетинга

Заключение 

Список использованных источников

 

Введение

 

В современных быстроменяющихся социально-политических и экономических  условиях перед организацией, действующей на рынке товаров и услуг, стоит задача обеспечения не только выживаемости, но и непрерывного развития, наращивания своего потенциала.

Концепция стратегического  менеджмента позволяет организации  добиваться поставленных целей в  условиях динамичной, изменчивой и  неопределенной среды.

Тем не менее, постоянно можно  наблюдать в действиях организаций  отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что  организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей  в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации  будут изменяться тоже. Т.о. если внутрифирменное  управление ориентировано на создание оптимальных управленческих условий (моделей), обеспечивающих реализацию запланированных целей, то стратегическое управление ориентировано на создание соответствующих условий конкурентоспособности  и развития фирмы в зависимости  от изменений внешней рыночной среды.

Все вышеизложенное определяет актуальность темы данной курсовой работы, которая выражена в том что, при развитии предприятия необходимо учитывать все показатели внешней среды. Главная роль в данной работе отводиться стратегическому менеджменту.

Целью курсовой работы выступает изучение сущности стратегического менеджмента, его функций и основных этапов во всех его экономических и функциональных проявления и взаимодействиях.

 

В соответствии с целью  перед работой ставятся следующие  основные задачи:

- изучить стратегический  и тактический аспекты менеджмента; 

- определить сущность  стратегического менеджмента; 

- определить основные  функции менеджмента и раскрыть  их содержание;

- изучит основные этапы  стратегического менеджмента. 

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованных источников.

 

 

Глава 1. Сущность стратегического менеджмента. Его  взаимосвязь со стратегическим маркетингом

    1. Сущность стратегического менеджмента

 

На сегодняшний день не существует однозначного достаточно четкого  определения понятия «стратегический  менеджмент». Приведем наиболее распространенные определения.

Стратегический менеджмент - это процесс определения взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных  целей и достижение желаемого  результата путем распределения  ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий.

Стратегический менеджмент - это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают  стратегии их достижения в свете  всех возможных внутренних и внешних  обстоятельств и принимают к  исполнению выбранный план действий.

Стратегический менеджмент - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует  и проводит своевременные изменения  в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие  добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность  организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих  целей.

Успешное функционирование организации в современных условиях решающим образом зависит также  от сил, внешних по отношению к  ней и действующих в глобальном внешнем окружении. В сегодняшнем  сложном мире для эффективного выполнения управленческих функций необходимо знать, как действуют эти внешние  переменные. При этом различают факторы  прямого и косвенного воздействия  на организацию извне (рис. 1).

Рисунок 1 – Факторы  внешней среды организации

Факторы прямого воздействия  оказывают непосредственное влияние  на операции организации и испытывают на себе прямое воздействие операций организации. К этим факторам следует  отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Факторы косвенного воздействия  не оказывают прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них. Здесь речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

Задача стратегического  менеджмента состоит в достижении целей организации путем оптимального использования ее внутренних переменных (существующего потенциала) с учетом факторов внешней среды и приведении потенциала организации в соответствие с требованиями изменяющейся внешней  среды для обеспечения конкурентоспособности  и эффективного функционирования в будущем. При этом и организация и внешняя среда находятся в постоянной взаимозависимости: внешняя среда влияет на организацию, и наоборот. В связи с вышеизложенным можно определить основные задачи стратегического менеджмента:

- распределение ресурсов  наиболее эффективным образом  для развития организации;

- осуществление функций  планирования и контроля за реализацией поставленной стратегической цели;

-определение наиболее  перспективных направлений развития  организации.

Цель стратегического  менеджмента сводиться к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь максимальное развитие через определенный промежуток времени.

Основные особенности  стратегического менеджмента:

1.Ориентирован на длительную  рыночную перспективу (5 и более  лет).

2.Предполагает взаимодействие  различных хозяйственных подразделений,  осуществляющих единую хозяйственную  политику.

3.Основные принципы стратегического  менеджмента определяются состоянием  и изменениями внешней среды.

    1. История возникновения стратегического менеджмента

 

 

Стратегический менеджмент - это деятельность по экономически эффективному достижению перспективных  целей предприятия на основе удержания  конкурентных преимуществ и адекватного  реагирования на изменения внешней  среды.

 Слова «менеджер» и  «менеджмент» употреблялись в  английском языке еще в прошлом  столетии. Но лишь ко второй  четверти XX в. они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.[12]

 В литературе менеджмент  определяется как управление  производством, система методов,  принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых  в развитых странах для повышения  эффективности производства или  иной общественной деятельности.

 В связи с этим  возникает вопрос: есть ли для  нас необходимость не только  изучать, но и вообще употреблять  понятие «менеджмент», если в  русском языке существует термин  «управление», а проблемы управления  производством достаточно полно  раскрыты в отечественной литературе. Действительно, эти понятия кажутся  идентичными, но в силу исторических, политических и других причин  их сущность далеко не одинакова.

 Более глубокое изучение  менеджмента приводит к пониманию  основного различия. Оно состоит прежде всего в том, что в условиях административно-хозяйственной системы практически до 90-х годов управление в нашей стране было подчинено плану, часто в ущерб не только удовлетворению потребностей людей, но и эффективности производства, что в конечном итоге обусловливало увеличение любой ценой выпуска продукции, ограничение инициативы производителей, низкую заинтересованность в результатах реализации и другие негативные последствия.

 

 Наблюдался принципиально  различный подход к условиям  социалистического и капиталистического  производства. А различные условия  производства предполагали и  различные подходы к управлению.

 В директивно-плановой  экономике управление ориентировалось  не на потребителя и, в конечном  результате, не на эффективность  и прибыль, что в идеальном  случае одно и то же, а на  вышестоящее руководство и предопределялось  самой сущностью бюрократической  командной системы.

 В силу этого то действительно ценное, чего достигла отечественная управленческая мысль, во многом осталось лишь теорией, в лучшем случае - предметом изучения, но не практического применения. Переход к рыночной экономике выявил неприемлемость действовавшей системы управления для новых условий хозяйствования, фактически застав отечественных руководителей врасплох. Возникла необходимость принципиально нового подхода к управлению, что и заставило обратиться к богатому зарубежному опыту в этой области, иными словами - к менеджменту.

Однако такой подход не отрицает полностью директиву планирования, поскольку управление предприятием без учета прогноза состояния  рынка, без планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия, планирования сбыта продукции и издержек сводит эффективность деятельности к минимуму. Во время перехода нашей страны к  рыночной экономике видоизменяются многие экономические категории, в  частности планирование деятельности предприятия. Непосредственно планирование как функция предприятия остается, но при этом его конечная цель, виды и методы существенно изменяются. Так, сама категория «планирование» перерастает в категорию «стратегический  менеджмент». Да и само планирование производственной деятельности выходит  на принципиально новый уровень. Если при социалистической экономике  планирование деятельности предприятия  являлось формальным и сводилось  к указанию «сверху» конкретных цифр экономических показателей, которые  необходимо было достичь к концу  года, пятилетки и т.д., то сейчас, в условиях рыночной экономики, стратегический менеджмент стал одной из важнейших  экономических категорий с точки  зрения практической деятельности предприятия. Отдел стратегического менеджмента  занимается разработкой стратегии  функционирования предприятия в  сложных, постоянно меняющихся условиях рынка. Конечной же целью стратегического  менеджмента становится получение  максимальной прибыли при минимальных  издержках.[13]

Вся история развития менеджмента  была связана с двумя подходами  к управлению: первый из них акцентировал внимание на управлении операциями (технической  стороной производственного процесса), другой - на управлении трудовыми ресурсами, отдавая приоритет психологическим  факторам, мотивации и стимулированию человеческой деятельности. Стратегический менеджмент связан в свою очередь со следующими подходами к планированию: планирование производственно-коммерческой деятельности предприятия на микроэкономическом уровне, планирование издержек производства, планирование прибыли, планирование потребности производственных ресурсов, планирование сбыта продукции.

С начала века (т.е. с момента  зарождения теории управления) и до 60-х годов принципы управления и  планирования строились по закрытому  типу. Иначе говоря, руководителей  мало интересовали проблемы, возникающие за пределами предприятий, а именно: конкуренция, вопросы сбыта и другие внешние проблемы. Работа предприятий рассматривалась с точки зрения закрытой системы. На таких принципах варьировалась до настоящего времени управленческая деятельность и в нашей стране. Все управление в масштабах предприятия в данном случае большей частью сводится к оперативному регулированию его внутренней деятельности без ориентации на внешние изменения.

Информация о работе Необходимость, сущность и содержание стратегического менеджмента