Необходимость, сущность и содержание стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 06:58, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью перед работой ставятся следующие основные задачи:
- изучить стратегический и тактический аспекты менеджмента;
- определить сущность стратегического менеджмента;
- определить основные функции менеджмента и раскрыть их содержание;
- изучит основные этапы стратегического менеджмента.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность стратегического менеджмента. Его взаимосвязь со стратегическим маркетингом
Сущность стратегического менеджмента
История возникновения стратегического менеджмента
Необходимость становления стратегического менеджмента
Глава 2. Основные направления и особенности стратегического менеджмента
2.1. Взаимосвязь стратегического менеджмента и стратегического маркетинга
2.2. Особенности стратегического менеджмента
2.3. Особенности стратегического маркетинга
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовик страт менеджм.docx

— 265.59 Кб (Скачать файл)

Претворить в жизнь  стратегические планы можно только при комплексном использовании  принципов и методов менеджмента  и маркетинга.

 

2.2.  Особенности  стратегического менеджмента

 

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.

Содержанием стратегического менеджмента  являются:

- определение назначения и главных  целей бизнеса фирмы;

- анализ внешней среды фирмы;

- анализ ее внутренней обстановки;

- выбор и разработка стратегии  на уровне стратегической зоны  хозяйствования (СЗХ) фирмы;

- анализ портфеля диверсифицированной  фирмы;

- проектирование ее организационной  структуры;

- выбор степени интеграции и  систем управления;

- управление комплексом «стратегия - структура – контроль»;

- определение нормативов поведения  и политик фирмы в отдельных  сферах ее деятельности;

- обеспечение обратной связи  результатов и стратегии компании;

- совершенствование стратегии;  структуры управления.

Взаимосвязь этих компонентов отражена на рисунке 2.

 

Рисунок 2 - Содержание стратегического менеджмента

 

Стратегический выбор включает генерацию ряда стратегических альтернатив, соответствующих миссии и задачам  фирмы, ее внутренним сильным и слабым сторонам, внешним благоприятным  возможностям и альтернативам. Основой  этого процесса обычно является SWOT-анализ. Для диверсифицированной фирмы  проблемой является выбор оптимального набора СЗХ (создание оптимального портфеля СЗХ), для чего используются специальные  процедуры (так называемая "матричная  техника"). Оптимизация портфеля СЗХ связана с использованием стратегий входа на рынок и  ухода из него.

Для реализации избранной стратегии  фирма должна использовать подходящую организационную структуру и  соответствующую систему организационного контроля.

Этот процесс схематично отображен  на рисунке 3.

Рисунок 3 - Потоки информации при формировании стратегии диверсифицированной фирмы

 

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.

К основным условиям возникновения  стратегического менеджмента относятся:

- технологические прорывы, требующие  прогнозирования новых производственно-технологических  возможностей;

- насыщение рынка товаров и  услуг, что привело к усилению  конкуренции и усложнению запросов  потребителей;

- начавшийся процесс глобализации  рынков и возникновения транснациональных  корпораций, способных воздействовать  на рынок вплоть до его раздела. 

 

2.3. Особенности  стратегического маркетинга

 

Можно сказать, что стратегический маркетинг представляет собой определенный образ мышления. Формирование стратегии имеет ряд существенных отличий от оперативного управления, но для достижения эффективности стратегического планирования и этот процесс тоже должен быть непрерывным, что связано с целым рядом конкретных особенностей процесса разработки стратегии:

  • процесс выработки стратегии обычно завершается не каким-то немедленным действием, а установлением общих направлений, продвижение по которым должно обеспечить желаемый рост эффективности бизнеса;
  • при формировании стратегии приходится пользоваться значительно более неполной информацией, чем при выборе оперативных управленческих решений;
  • в процессе выработки стратегических решений постоянно появляется новая информация. Намеченные цели стратегического развития могут быть изменены. Поэтому разработка стратегии должна быть циклическим процессом с постоянной корректировкой первоначальных целей и путей их достижения;
  • важное отличие стратегического планирования от оперативного управления заключается в том, что зачастую весьма сложно определить цифровые показатели полезности тех или иных стратегических решений. Поэтому необходимы разработка и постоянная корректировка системы оценок, основанных на сочетании цифровых показателей (например, затраты в денежном выражении) и качественных оценок.

Этим, разумеется, не исчерпываются  особенности стратегического планирования. Однако даже краткий перечень показывает, что для организации эффективного процесса требуется серьезная и  профессиональная работа.

 

 

Заключение

 

Последнее время интерес  российских компаний к теме стратегического  управления заметно усилился и это  не просто дань моде. В стратегическом менеджменте возникает объективная  необходимость. Сейчас уже можно  сказать, что заканчивается период большой дележки активов. Это  вовсе на значит, что сейчас подобных операций не происходит, но они уже  носят более продуманный характер. У большинства предприятий появились частные собственники и на первый план выходит задача эффективного управления этими предприятиями. Более того, на части этих предприятий уже налажено оперативное управление, но собственники понимают, что предприятия могут работать более эффективно, но эту задачу практически невозможно решить на оперативном уровне. Без продуманной стратегии и эффективного механизма реализации этой стратегии обойтись очень сложно.

Сегодня многие руководители пришли к выводу, что стратегический менеджмент для них все-таки является средством, а не роскошью или какой-то ненужной приставкой, без которой  можно обойтись. Причем это средство можно использовать для того, чтобы  сделать свою компанию еще более  успешной и заработать на это прибыль  и увеличивать стоимость компании.

Действия организаций и их руководителей  не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость  сознательного управления изменениями  на основе научно обоснованной процедуры  их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно также  и сама организация должна адекватно  реагировать на изменения во внешней  среде.

Принципы новой управленческой парадигмы должны составлять всю  систему совершенствования управления организации. В условиях оперативного управления эти принципы позволяют  понять характер организационно- управленческих механизмов подчинения производства потреблению, удовлетворению рыночного спроса. Особенно важны они для понимания концепции стратегического управления, которое получает в последние годы все большее распространение. Они позволяют:

- понять структуру процесса  планирования стратегии, роль  и методологию стратегической  сегментации рынка;

- разобраться в новом методическом  инструментарии, используемом при  анализе стратегических альтернатив  и выборе стратегии;

- выбрать и спроектировать систему  управления реализацией стратегии  и организационные структуры  управления фирмой, позволяющие  достигнуть стоящих перед ней  целей в условиях стратегических  изменений.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы  должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и  вырабатывать долгосрочную стратегию  поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими  в их окружении.

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации. М.: Академия, 2003.
  2. Виханский О. С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 2002.
  3. Волгин А.П., Матирко В.И., Модин А.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. М.: Дело, 2002.
  4. Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления. – М.: ТРТУ, 2000.
  5. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: ИИД «Филин», 2007.
  6. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. М.: Русская Деловая Литература, 2006.
  7. Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций. - М.: Люксарт, 2006.
  8. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: Учеб. пособие. - СПб. : Питер, 2007.
  9. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
  10. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы менеджмента.- М.:  Дело, 2005.
  11. Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №4.
  12. Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии.- М.: Москва.-2007.
  13. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез».- 2006.
  14. Экономическая стратегия фирмы. / Под ред. А.Л. Градова, СПб.: Специальная литература, 2005.

 


Информация о работе Необходимость, сущность и содержание стратегического менеджмента