Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:03, курсовая работа
Цель данной работы:
− Рассмотреть теоретический вопрос «Низкий уровень организации труда»
− Построить дерево причин на основании теоретического вопроса
− Оценить все причины и построить дерево решений
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы организации труда 4
1.1 Сущность и значение организации труда на предприятии 4
1.2 Организационные структуры и культура как метод управления персоналом 5
1.3 Функции управления 8
1.4 Сущность и характеристика нормирования труда как функция рациональной организации труда 13
2 Дерево причин по проблеме «Низкий уровень организации труда» 17
Заключение 25
Список использованных источников 26
РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский
государственный университет
(ФГБОУ ВПО РГУПС)
филиал в г.Туапсе
Курсовая работа
По дисциплине: «Менеджмент»
На тему: «Низкий уровень организации труда»
Выполнил:
Студент гр. ЭУФ-V-295
Келин Д.
Проверил:
К.п.н.
Щетинина Е.В.
г. Туапсе
2012 г
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы организации труда 4
1.1 Сущность и значение организации труда на предприятии 4
1.2 Организационные структуры и культура как метод управления персоналом 5
1.3 Функции управления 8
1.4 Сущность и характеристика нормирования труда как функция рациональной организации труда 13
2 Дерево причин по проблеме «Низкий уровень организации труда» 17
Заключение 25
Список использованных источников 26
Современный
уровень развития производительных
сил, характеризующийся
Значение
организации труда возрастает по
мере создания рыночных отношений, способствующих
возрождению конкуренции, при которой
большой вес приобретает
Цель данной работы:
Организационная
структура предприятия (организации,
фирмы) – это её организация из
отдельных подразделений с их
взаимосвязями, которые определяются
поставленными перед
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.[16]
Элементами структуры являются отдельные работники, службы, отделы и др. звенья, а отношения между ними поддерживаются благодаря горизонтальным и вертикальным связям.
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми.
Вертикальные связи – связи подчинения, необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления.
Рисунок 1. Схема организационной структуры
Решение о выборе структуры организации в основном принимается менеджерами высшего звена. Их задача состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на неё внутренним и внешним факторам.
Процесс формирования организационной структуры включает в себя следующие этапы:
1. Формирование общей структурной схемы (определяются главные характеристики организации, направления деятельности).
2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними.
3. Регламентация
организационной структуры (
Типы организационных структур[16]
В современной теории и практике менеджмента выделяют два типа организационных структур:
- бюрократический;
- органический.
Особенностями бюрократического типа являются: рациональность, ответственность, иерархичность.
Виды бюрократических структур управления организацией:
Линейная структура.
Функциональная структура.
Линейно-функциональная структура (является наиболее распространенной).
Линейно-штабная структура.
Дивизиональная структура.
Органические структуры возникли как антипод бюрократическим.
Принципиальные отличия органических структур:
1. Высокая гибкость.
2. Меньшая связанность правилами и нормами.
3. Использование в качестве базы групповой организации труда.
Виды органических структур:
Проектные структуры.
Матричная структура.
Бригадная структура.
Действовавшие до настоящего времени службы отделов кадров, выполняющие функции приема, увольнения, переподготовки, повышения квалификации, не решали весь комплекс вопросов, связанных с управлением персонала, таких как: оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работника; управление трудовой мотивацией; обеспечение требований психофизиологии, эргономики, эстетики.[16]
Факторы, оказывающие воздействие на людей в организации.
Первый - иерархическая структура организации, использующая основной способ воздействия через власть, степень подчинения, давления, принуждения, контроля за распределением материальных благ.
Второй – культура, выработанная обществом, предприятием, совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляющие индивидуума вести себя определенным образом.
Третий - рынок - сеть равноценных отношений, основанных на купле-продаже продукции, предполагающих поворот сознания работающего к потребителю, к прибыли, а не к расточительству, инициатору, а не бездумному исполнителю.
Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб отдела кадров, отделов организации труда, отдела охраны труда и техники безопасности.[16]
Безусловно, структура службы управления персоналом определяется характером и размерами организации, особенностями выпускаемой продукции. В зависимости от размеров организации состав подразделений меняется: в мелких организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем, а в крупных - функции каждой подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение.[14]
Обобщая опыт работы отечественных и зарубежных предприятий, можно сформулировать состав функциональных подсистем управления персоналом организации, объединяющих однородные функции, носителями которых являются различные подразделения по работе с персоналом
Организационная культура – это сформированная на протяжении всей истории предприятия совокупность приемов и правил адаптации организации к требованиям внешней среды и формирования внутренних отношений между группами работающих. Культура определяет нормы, устанавливающие правила поведения персонала на всех уровнях управления, и оказывает влияние на способность организации к смене стратегического курса.[11]
Общепринятые на данном предприятии ценности, или "доминирующие убеждения", определяют приоритеты развития, устанавливают, что имеет решающее значение для выживания и успеха предприятия, например, убеждение в превосходном качестве и сервисе, в важности экономического роста и т.д.
Факторы, определяющие формирование и применение организационной культуры:
1. ценности
и убеждения высшего
2. реакция
руководства на критические
3. отношение к работе и стиль поведения руководителей;
4. критериальная база поощрения сотрудников;
5. критерии отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации.
Каждый из факторов формирования организационной культуры требует использования определенных приемов, позволяющих добиваться успеха при сознательном изменении культуры предприятия. На стадии выполнения стратегии основные усилия направляются на то, чтобы привести организационную культуру в соответствие с выбранной стратегией.[16]
Коммуникации (обмен информацией) необходимы при реализации любой из функций менеджмента. Менеджеры всех уровней большую часть своего рабочего времени (50-90%) тратят на коммуникации.
Коммуникация
– передача информации от одного субъекта
к другому и понимание ее с
помощью общих символов. Субъектами
могут выступать отдельные
Коммуникации в организации представляют собой сложною многоуровневую систему, охватывающую как саму организацию и ее элементы, так и ее внешнее окружение.
Существуют следующие виды коммуникации:
Внешние – между организацией и ее средой
Внутренние – информационные обмены, осуществляемые между элементами организации:
Межуровневые (вертикальные) коммуникации бывают двух видов:
коммуникации по нисходящей;
коммуникации по восходящей.
Горизонтальные коммуникации между различными подразделениями.
Коммуникации “руководитель- подчиненный”.
Коммуникации между руководителем и рабочей группой.
Неформальные коммуникации.
Невербальные коммуникации.
Основная
цель коммуникационного процесса –
обеспечение понимания
Элементы коммуникационного процесса:
отправитель – лицо, собирающее информацию, генерирующее идеи и передающее их;
сообщение – информация, закодированная с помощью символов;
канал – средство передачи информации;
получатель – лицо, которому предназначена информация и которое ее интерпретирует.
Этапы коммуникационного процесса:
Формулировка (зарождение) идеи.
Кодирование и выбор канала.
Передача.
Декодирование.
Обратная связь.
На любом
этапе коммуникационного
В организациях, где в информационном обмене занято более 2-х человек, коммуникационные каналы объединяются в коммуникационные сети.
Коммуникационные сети – это соединение определенным образом участвующих в данном процессе субъектов с помощью информационных потоков. Эффективность коммуникации во многом определяется количеством каналов связи в сети и ее характером.
Основные виды коммуникационных сетей:
Последовательная.
Веерная.
Круговая.
Коммуникационный стиль – способ, с помощью которого человек предпочитает строить отношения по данному поводу с другими.
В основе разделения коммуникационных стилей лежат две составляющие:
открытость по отношению к другим;
адекватность обратной связи.
В соответствии с этим выделяют коммуникационные стили:
1. «Открытие себя».
2. «Реализация себя».
3. «Замыкание в себе».
4. «Защита себя».
5. «Торговаться за себя».
Управление по своей природе – информационный процесс, поэтому в современных организациях важным условием их успеха становится информационное обеспечение.
Информационное
обеспечение менеджмента
Для современного менеджмента характерно применение управленческой внутрифирменной информационной системы, которая представляет собой совокупность информационных потоков, удовлетворяющих потребности в информации различных центров принятия управленческих решений. Она включает три основных элемента:
– технические средства обработки информации (ЭВМ);
– внутренние и внешние каналы передачи информации (каналы связи);
– сама информация, зафиксированная на соответствующих носителях.