Низкий уровень организации труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы:
− Рассмотреть теоретический вопрос «Низкий уровень организации труда»
− Построить дерево причин на основании теоретического вопроса
− Оценить все причины и построить дерево решений

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы организации труда 4
1.1 Сущность и значение организации труда на предприятии 4
1.2 Организационные структуры и культура как метод управления персоналом 5
1.3 Функции управления 8
1.4 Сущность и характеристика нормирования труда как функция рациональной организации труда 13
2 Дерево причин по проблеме «Низкий уровень организации труда» 17
Заключение 25
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Келин1.docx

— 69.37 Кб (Скачать файл)

  Она предполагает  решение о том, какими должны  быть цели организации и что  должны делать ее члены, чтобы  достичь этих целей. По сути, это подготовка сегодня к завтрашнему  дню, определение того, что требуется  и как этого добиться.

   План  представляет собой сложную социально-экономическую  модель будущего состояния организации.  Стадии процесса планирования  в основном универсальны, что  же касается конкретных методов  и стратегии, то они существенно  различаются. Обычно организация  формирует единый план для  управления её общей деятельностью, но в его рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы.

  1. Функция организации.

  Она состоит  в установлении  постоянных и  временных взаимоотношений между  всеми подразделениями организации,  определение порядка и условии  ее функционирования. Это - процесс  объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.

   Цель  планирования - это разрешить неопределенность. Тем не менее, сколь бы важным  ни было планирование - это только  начало. Организация, имеющая большое  количество разных планов и  не имеющая цельной схемы структуры  претворения их в жизнь, обречена  на неуспех. Дело в том, что  функции планирования и организации  тесно связаны между собой.  В некотором смысле планирование  и организация объединяются. Планирование  готовит сцену для того, чтобы  реализовать  цели  организации,  а организация как функция  управления создает рабочую структуру,  главным компонентом  которой   выступают люди.

   Поскольку  концепция организации  состоит   в сведении воедино всех специалистов  фирмы, задача состоит в том,  чтобы определить миссию, роль, ответственность,  подотчетность для каждого из  них.

Процесс организации  структурирует работу и формирует  подразделения исходя из размера  предприятия, ее целей, технология и  персонала.  Существует ряд элементов, который необходимо структурировать, чтобы организация смогла выполнить  свои планы и тем самым достичь  своих целей.

   Как  видно, вне зависимости от типов  и масштабов деятельности каждая  фирма должна быть некоторым  образом организована. Существует  ряд принципов, которыми следует  руководствоваться в процессе  выполнения функций организации: 

  • определение  и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;
  • определение видов деятельности по достижению этих целей;
  • поручение различных задач индивидуумам и объединение  их в управляемые рабочие группы или подразделения;
  • координация  различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство, то есть каждый член группы должен знать, что он должен сделать,  сроки выполнения работы и кто им руководит;
  • единство цели - работает ли каждый член организации на общую цель, то есть никто не должен работать против целей  организации;
  • размах контроля или размах менеджмента - отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников.

   Так,  высшие руководители управляют  не более чем десятью подчиненными, тогда как руководители низшего  уровня управления могут руководить  гораздо большим числом сотрудников. В связи с этим можно выделить два важных фактора, определяющих нормы управляемости (количество сотрудников, которыми может управлять один менеджер), - это время и частота. То есть, сколько времени нужно менеджеру проводить с каждым сотрудником и как часто. Естественно, что этот критерий во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлечённости в трудовой процесс. 

   Таким  образом, организация - это вторая  функция управления. Из всего  множества значений термина “организация”  в смысле управленческой функции  чаще всего используются два: 

  • организация - это структура системы в виде взаимоотношений, прав, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом;
  • организация - это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации.
  1. Функция мотивации.                            

   Поведение  человека всегда мотивированно.  Он может трудиться усердно,  с воодушевлением и энтузиазмом,  а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь  и любые другие проявления. Во  всех случаях следует искать  мотив поведения. 

  Мотивация  - это процесс побуждения  себя  и других к деятельности для  достижения личностных целей  и целей организации. 

    Традиционный  подход  основывается  на вере  в то,  что сотрудники  - всего  лишь ресурсы, активы, которыми  должны  заставить эффективно  работать.

   Человек,  получивший в процессе обучения  и повышения  квалификации, накопления  производственного опыта знания  и навыки, хочет применить свое  умение в труде. И чем больше  ему это удается, тем больше  степень удовлетворенности, а  соответственно и степень выраженности  мотивов. В данном случае сотрудник  считает цель организации своими  целями.

   Стремление  человека реализовать  себя  в своем деле бесспорно. Так  уж он устроен. Там, где управление  и организация труда  предоставляют  сотрудникам такие возможности,  их труд будет высокоэффективным,  а мотивы к труду - высокими. Значит мотивировать сотрудников - это затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.

  1. Функция контроля.

Итак, составлен  план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места и  определены мотивы поведения сотрудников. Остается еще  один компонент, который  необходимо добавить к функциям управления, - это контроль.

   Контроль, как правил, ассоциируется с властью,  командованием, “поймать”, “улучшить”, “схватить”. Такое представление  о контроле уводит в сторону  от главного содержания контроля.

   В  самом общем виде контроль  означает процесс соизмерения  (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

   Некоторые  организации создали целые системы  контроля. Их функции состоят  в посредничестве между планами  и деятельностью, т.е. система  контроля обеспечивает обратную  связь между ожиданиями, определенными  первоначальными планами менеджмента,  и реальными показателями деятельности  организации. И тот, кто имеет  современные и точные системы  контроля, имеет больше шансов  выжить. Для менеджмента характерно  большое количество не только  различных видов планов, но и  видов и систем контроля. Все  системы контроля всегда базировались  на идее обратной связи, а  именно: они сопоставляют реальные  достижения с прогнозными данными.  В результате устанавливаются  отклонения с тем, чтобы либо  исправить негативные влияния,  либо усилить действие, если результаты  позитивные.

   Окончательная цель контроля  состоит в том, чтобы обслуживать  различные планы и цели менеджмента.

 

1.4 Сущность и характеристика нормирования труда как функция рациональной организации труда

 

Сущность  нормирования труда - установление объективной  величины затрат рабочего времени в  конкретных условиях. Комплексное обоснование норм труда с учетом взаимосвязи технических, психофизиологических и социальных факторов следует рассматривать, как поиск оптимального значения нормы и определяющих ее характеристик для технологического и трудового процессов.

Люди в  практической деятельности по созданию потребительных стоимостей всегда имеют  дело с конкретным полезным трудом. Поэтому предметом нормирования труда является процесс конкретного  полезного труда, т.е. сознательная, целенаправленная деятельность человека по созданию потребительных стоимостей, необходимых ему для жизни.

Для различных  видов и характера полезного  труда эти затраты находят  свое выражение в нормах труда.

                            Основные виды норм труда:                           

  • Нормы времени (длительность и трудоемкость производственных операций);
  • Норма выработки;
  • Нормы обслуживания;
  • Нормы численности;
  • Нормы управляемости;
  • Нормированные задания.

Для определения  составных частей, из которых складываются различные нормы труда, необходимо изучить классификацию затрат рабочего времени, в соответствии с которой  все рабочее время исполнителя  или группы работников подразделяются на время работы и время перерывов.

Основными функциями  нормирования труда являются распределение  по труду, научная организация труда  и производства, планирование производства, оценка трудовой деятельности отдельных  работников и коллективов, которая  служит основанием для морального и  материального  поощрения и распространения  передового опыта.

Планирование  производства должно совершенствоваться, но для этого необходимо точно  знать величину всех элементов процесса производства и иметь надежный инструмент для их измерения. Таким инструментом может быть только норма труда, объективно определяющая необходимые затраты  на производство продукции (или работы) для конкретных условий.[4] Следовательно, рациональное ведение производства невозможно без норм труда. Содержание нормирования труда определяется его  предметом – процессом труда. Оно должно отражать все стороны  процесса труда, рабочую силу, средства труда и предметы труда в их взаимной связи и зависимости. Поэтому  нормирование труда включает:

  • изучение и анализ условий труда и производственных

возможностей  на каждом рабочем месте;

  • изучение и анализ производственного опыта для устранения

недостатков, выявления резервов и отражения  передового опыта в нормах труда;

  • проектирование рационального состава, способа и последовательности выполнения элементов процесса труда с учетом технических, организационных, экономических, физиологических и социальных факторов;
  • установление и внедрение норм труда; систематический анализ выполнения норм труда и пересмотр устаревших норм.

Основные  задачи нормирования труда состоят  в том, чтобы обосновать

необходимую и достаточную величину затрат рабочего времени на единицу

продукции в  конкретных условиях; проектировать  рациональные методы труда;

систематически  анализировать выполнение норм труда  для вскрытия резервов производства; постоянно анализировать выполнение норм труда для вскрытия резервов производства; постоянно изучать, обобщать и распространять производственный опыт, пересматривать нормы затрат труда по мере изменения условий  труда. Решение этих задач позволит облегчить труд работников, повысить производительность труда и увеличить  объем производства.

Основными функциями  нормирования труда становятся: разделение по труду, научная организация и  планирование труда и производства.[21]

Учитывая  социальное значение нормирования труда, экономисты, организаторы производства в нашей стране при установлении норм труда ссылаются на общественно  нормальные условия производства, обеспечивающих среднюю интенсивность труда  и сохранение основной производительной силы нашего общества – людей труда. Считается, что устанавливаемы нормы труда должны выполняться каждым квалифицированным работником без всякого вреда его

здоровью. Поэтому  в основу нормирования труда должны быть положены следующие принципы: научная обоснованность норм труда; равная напряженность норм труда на одинаковые работы в идентичных условиях; сохранение основной производительной силы общества – трудящихся; участие трудящихся в установлении норм труда.[3]

Научная обоснованность норм обеспечивается тем, что нормы  труда устанавливаются с учетом требований объективных законов  природы и общества и учитываю природный, технический, организационный, экономический, физиологический и  социальные факторы. Они должны изменяться по мере развития и изменения условий  производства, соответствовать достигнутому уровню техники, организации труда  и производства.  Норма труда  выступает не только как величина необходимых затрат рабочего времени, но и как выражение трудовых обязанностей каждого участника производства.

 

 

 

  1. Дерево причин по проблеме «Низкий уровень организации труда»

 

Организация труда или организационные  отношения - это форма, в которой реализуются экономические результаты трудовой деятельности. Поэтому организация труда рассматривается как составная часть экономики труда.

Среди факторов эффективности производства существенное место занимает организация  труда. Так, даже самое современное  оборудование и высокопроизводительная техника не дадут желаемого результата при низкой организации их обслуживания и наоборот, при научной организации труда можно получить от соответствующего технического оснащения производства максимальный результат.

- Важным элементом организации  труда является разделение труда,  т.е. обособление видов трудовой  деятельности между работниками,  бригадами и другими подразделениями  на предприятии. Это - отправной пункт организации труда, который, исходя из целей производства, состоит в закреплении за каждым работником и за каждым подразделением их обязанностей, функций, видов работ, технологических операций.

Информация о работе Низкий уровень организации труда