Нормативно-правовая база инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Инновации в настоящее время представляют собой один из наиболее важных элементов рыночной экономики, способствующий развитию предпринимательской деятельности. Неоднократно отмечалось, что единственным способом преодоления зависимости России от экспорта сырья является переход к инновационной экономике, в которой главными условиями экономического роста являются создание и использование результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Государственная инновационная политика 6
1.1. Определение понятий «инновация» и «инновационная деятельность». Классификация инноваций. 6
1.2. Правовое положение субъектов инновационной деятельности 9
1.2.1. Общие положения о субъектах инновационной деятельности 9
1.2.2. Субъекты, обеспечивающие осуществление инновационной деятельности 12
1.3. Текущее состояние правовой базы инновационной деятельности 13
1.4. Государственная инновационная политика 19
Глава 2. Нормативно- правовая база инновационной деятельности в Российской Федерации 22
1.5. Основные направления государственной политики в области инновационной деятельности 22
1.6. Инфраструктура инновационной деятельности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 30

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 254.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Государственная  инновационная политика 6

1.1. Определение понятий «инновация» и «инновационная деятельность». Классификация инноваций. 6

1.2. Правовое положение субъектов инновационной деятельности 9

1.2.1. Общие положения о субъектах инновационной деятельности 9

1.2.2. Субъекты, обеспечивающие осуществление инновационной деятельности 12

1.3. Текущее состояние правовой базы инновационной деятельности 13

1.4. Государственная инновационная политика 19

Глава 2. Нормативно- правовая база инновационной деятельности в Российской Федерации 22

1.5. Основные направления государственной политики в области инновационной деятельности 22

1.6. Инфраструктура инновационной деятельности 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

ЛИТЕРАТУРА 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 33

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Инновации в настоящее время представляют собой один из наиболее важных элементов  рыночной экономики, способствующий развитию предпринимательской деятельности. Неоднократно отмечалось, что единственным способом преодоления зависимости  России от экспорта сырья является переход к инновационной экономике, в которой главными условиями экономического роста являются создание и использование результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности.

Потребности в формировании в России инновационной  экономики требуют изменения  направлений государственной политики, а также разработки соответствующего правового регулирования, отвечающего  потребностям общества. Государством должны создаваться условия для  формирования предпринимательской  среды, развития рыночных институтов, которые обеспечили бы конкурентоспособность  российских предприятий, повышение  их инновационной активности и восприимчивости  к передовым технологиям. О необходимости  улучшения экономики, инвестиционного климата и взаимодействия в сфере высоких технологий, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса говорилось и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 30 ноября 2010 года.[8]

В свою очередь, Правительством Российской Федерации  были утверждены «Концепция долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [5] и «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года»,[7] определяющие приоритетные направления построения экономики знаний, развития конкурентоспособных секторов в высокотехнологичных сферах, реконструкции и расширения производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

Однако, несмотря на наличие достаточно большого количества нормативных правовых актов, предметом которых являются отношения  в области научной, научно-технической  и инновационной деятельности, многие теоретические и практические вопросы  остаются неразрешенными. Это, объясняется  тем, что отношения, связанные с  осуществлением инновационной деятельности, являются относительно новыми для российского  правопорядка. Вследствие этого до настоящего момента четкой стратегии  комплексного регулирования инновационной  деятельности с сопутствующим правовым и доктринальным закреплением не выработано: отсутствует нормативная  база, регулирующая вопросы внедрения  в производство инноваций, определения  роли государства в инновационной  деятельности.

В нормативных  правовых актах отсутствуют единообразная  терминология,  не определен статус субъектов инновационной деятельности, механизмы их поддержки

Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью анализа выявленных теоретических  и практических проблем правового  регулирования инновационной деятельности, потребностью в их научном осмыслении и законодательном разрешении.

Объектом  курсовой работы выступает совокупность общественных отношений, возникающих в сфере правового регулирования инновационной деятельности. Предмет работы составляют правовые нормы федерального и регионального законодательства в сфере инноваций, практика их применения, проекты федеральных законов в данной области.

Целью настоящего исследования является изучение и формирование теоретических основ правового  регулирования инновационной деятельности, анализ возникающих в связи с  этим проблем.

Достижение  поставленных целей предполагает необходимость  решения следующих взаимосвязанных  задач:

  1. проанализировать базовые понятия, такие как «инновация», «инновационная деятельность», сформировать представления об их правовой природе;
  2. систематизировать правовые нормы, регулирующие инновационную деятельность, выявить существующие проблемы и противоречия;
  3. провести классификацию инноваций;
  4. определить перечень и изучить правовое положение субъектов инновационной деятельности;
  5. выявить основные направления государственного регулирования инновационной деятельности, в том числе связанные с формированием инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; определить недостатки существующих механизмов государственного регулирования.

Методологическую  основу курсовой работы составляют общенаучные методы познания, в том числе: системный, сравнительно-правовой, метод статистического анализа, метод моделирования, классификации, обобщения.

 

Глава 1. Государственная инновационная политика

 

    1. Определение понятий «инновация» и «инновационная деятельность». Классификация инноваций.

 

Придание понятиям инновации и инновационной деятельности статуса нормы права исключит риск толкования однородных терминов путем использования различных лексических единиц, а также будет способствовать унификации разрозненного регионального законодательства.

В качестве основы для определения термина  «инновация» при закреплении  его в законодательстве Российской Федерации можно рассмотреть следующие признаки:

  1. интеллектуальный: инновация представляет собой результат интеллектуальной деятельности;
  2. технический: инновация может выражаться в виде нового или существенно улучшенного продукта/процесса;
  3. предпринимательский: основной целью созданных продукта/процесса является их коммерциализация либо иное практическое применение для получения прибыли или достижения общественно-полезных целей.

Основываясь на вышеприведенных признаках, под  инновацией возможно понимать охраняемый либо неохраняемый результат интеллектуальной деятельности, воплощенный в виде нового или существенно улучшенного продукта/процесса, созданного с целью реализации на рынке или использования в практической деятельности для получения прибыли или достижения общественно-полезных целей. При этом охраняемый результат интеллектуальной деятельности может быть выражен в виде программы для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Неохраняемыми результатами интеллектуальной деятельности могут признаваться технологии, открытия, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

На основе изучения доктринальных и правовых источников можно придти к выводу о том, что любое встречающееся в литературе определение инновационной деятельности производно от понятия инновационного процесса. Поэтому при определении данного термина предлагается брать за основу понятие инновационной деятельности в широком смысле и трактовать инновационную деятельность как совокупность действий, направленных на создание, производство и реализацию (в том числе, применение на практике) нового или существенно улучшенного продукта/процесса с целью получения прибыли или достижения общественно-полезных целей.

Анализ  правовой природы инновационной  деятельности позволяет говорить о  том, что последняя изначально ориентирована  на получение прибыли, носит рисковый характер, что свидетельствует о возможности отнесения ее к разновидности предпринимательской деятельности.

Достаточно часто в программных документах, связанных с инновациями, используются понятия наукоемкой продукции, высокотехнологичных отраслей. При этом правовые акты Российской Федерации не содержат определения данных терминов. Учитывая, что общепринятого определения наукоемкой продукции нет ни в юридических, ни в экономических исследованиях, а отнесение отрасли к числу наукоемких либо высокотехнологичных достаточно условно, можно отказаться в законодательстве от использования данных лексических единиц.

Классификации инноваций имеют важное теоретическое и прикладное значение. Они позволяют оценить сущность инноваций, систематизировать их разновидности, выявить особенности каждого из видов, дать им правовую оценку, оценить необходимость и целесообразность их правового обеспечения, а также сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в данной области. Классификация по критерию научно-инновационного потенциала позволяют говорить о необходимости законодательного закрепления критериев новизны и существенности произведенных улучшений, что будет способствовать выявлению подлинно инновационных продуктов.

В законопроекте  об инновационной деятельности представляется необходимым отразить положение  о множественности источников финансирования инновационной деятельности. Так, источниками  финансирования инновационной деятельности могут являться собственные средства субъектов инновационной деятельности, бюджетные и внебюджетные средства, иностранные инвестиции, другие, не запрещенные законодательством  источники. Предоставление денежных средств  из внебюджетных источников может осуществляться как на безвозвратной (пожертвования, благотворительность) так и на возвратной основе.

В зависимости  от вида новшества инновации можно  разделить на программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства. Указанная классификация, основанная на результатах интеллектуальной деятельности, перечисленных в статье 1225 ГК РФ, позволяет определить перечень объектов инновационной деятельности. Также в ГК РФ указываются основные организационные формы осуществления инновационной деятельности (см. Приложение 1). Применительно к классификации инноваций в зависимости от вида новшества можно добавить в данный перечень сложного объекта и технологии, которые, исходя из своей природы, могут быть признаны самостоятельными объектами инновационной деятельности.

 

 

    1. Правовое положение субъектов инновационной деятельности

 

      1. Общие положения о субъектах инновационной деятельности

 

В теоретической литературе и действующем законодательстве нет единства мнений по вопросу определения круга субъектов инновационной деятельности. Учитывая комплексный и системный характер инновационной деятельности, перечень участников закрепляется, как правило, путем их систематизации по группам в зависимости, например, от стадий инновационного процесса.

Анализ  существующих норм гражданского законодательства и предпринимательского права, а  также видов общественных отношений, являющихся предметом регулирования  законодательства в области инноваций, позволяет установить перечень субъектов инновационной деятельности и вынести положения о необходимости законодательного закрепления двух групп субъектов инновационной деятельности (субъектов, непосредственно осуществляющих инновационную деятельность, и субъектов, обеспечивающих ее осуществление), а также перечня их прав и обязанностей.

По результатам  исследования правового положения  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в системе субъектов инновационной деятельности можно сделать вывод о том, что публично-правовые образования, непосредственно от своего имени инновационную деятельность не осуществляют и, следовательно, относятся к группе субъектов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности.

Также можно  говорить о том, что перечень субъектов, как непосредственно осуществляющих инновационную деятельность, так и обеспечивающих ее осуществление, является чрезвычайно широким.

Под субъектами инновационной деятельности предлагается понимать физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан  и лиц без гражданства), индивидуальных предпринимателей, юридических лиц  любой организационно-правовой формы  и формы собственности, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в  лице государственных органов, а  также органов местного самоуправления. Субъекты инновационной деятельности могут быть классифицированы на две  группы - это субъекты, непосредственно осуществляющие инновационную деятельность, и субъекты, обеспечивающие ее осуществление. В интересах развития инновационной деятельности в законодательстве не должно содержаться ограничений по составу субъектов, непосредственно осуществляющих инновационную деятельность. Любое юридическое лицо (в том числе некоммерческое) вправе осуществлять инновационную деятельность, наличие специальной или исключительной хозяйственной правоспособности не требуется.

Информация о работе Нормативно-правовая база инновационной деятельности