Нормативно-правовая база инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Инновации в настоящее время представляют собой один из наиболее важных элементов рыночной экономики, способствующий развитию предпринимательской деятельности. Неоднократно отмечалось, что единственным способом преодоления зависимости России от экспорта сырья является переход к инновационной экономике, в которой главными условиями экономического роста являются создание и использование результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Государственная инновационная политика 6
1.1. Определение понятий «инновация» и «инновационная деятельность». Классификация инноваций. 6
1.2. Правовое положение субъектов инновационной деятельности 9
1.2.1. Общие положения о субъектах инновационной деятельности 9
1.2.2. Субъекты, обеспечивающие осуществление инновационной деятельности 12
1.3. Текущее состояние правовой базы инновационной деятельности 13
1.4. Государственная инновационная политика 19
Глава 2. Нормативно- правовая база инновационной деятельности в Российской Федерации 22
1.5. Основные направления государственной политики в области инновационной деятельности 22
1.6. Инфраструктура инновационной деятельности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 30

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 254.85 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Государственная инновационная политика

 

Для активизации инновационной  деятельности в стране необходима государственная инновационная политика, основными задачами которой являются:

  1. формирование нормативно-правовой базы для развития инновационной деятельности и привлечение инвестиций;
  2. определение и реализация приоритетных направлений инновационной деятельности;
  3. обеспечение условий для сохранения, развития и использования научного и производственно-технологического потенциала в интересах социально-экономического развития страны;
  4. организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной сферы;
  5. развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
  6. создание системы государственной поддержки инновационной деятельности.

Формирование  государственной инновационной  политики должно осуществляться на основе следующих принципов:

1. стратегическая ориентация на инновационный путь развития;

2. эффективное использование накопленного научно-технического потенциала;

3. гласность действий государственных органов и субъектов инновационной деятельности;

4. создание равных условий для осуществления инновационной деятельности всем субъектам инновационной деятельности;

5. запрещение инновационной деятельности, противоречащей общественным и государственным интересам, принципам гуманности и морали, создающих угрозу экономической, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, правам и охраняемым законом интересам граждан.

Государственная инновационная политика должна осуществляться на основе инновационного прогнозирования, являющегося составной частью прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, и закрепляться в Концепции  государственной инновационной  политики, утверждаемой Правительством Российской Федерации на срок не менее  трех лет, и в других нормативных правовых актах.

В Концепции  государственной инновационной  политики следует закрепить: цели и  задачи на определенный период; приоритетные направления инновационной деятельности; меры государственной поддержки  и оценку их эффективности; перечень федеральных, межгосударственных и  отраслевых инновационных проектов и программ, реализуемых в планируемый  период; формы и механизмы ее реализации; первоочередные задачи федеральных  исполнительных органов государственной  власти при ее реализации.

В целях  развития малого и среднего предпринимательства  на базе государственных научных  и образовательных учреждений необходимо внести уточнения в положения  пункта 31 статьи 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и  государственной научно - технической  политике» [12] пункта 8 статьи 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,[11] а также в Налоговый кодекс Российской Федерации[6]

 В  антикоррупционных целях необходимо  внести ряд изменений в порядок проведения экспертизы заявок/проектов, представляемых на конкурс на получение грантов Правительства Российской Федерации, финансирования со стороны государственных фондов. Система экспертизы проектов должна быть основана на формальных критериях, содержать механизм итоговой оценки, позволяющий выявить наиболее значимые инновационные проекты. Экспертные заключения должны быть публично доступны и размещаться в сети Интернет. Обеспечению объективности и независимости проводимой оценки будет способствовать принцип регулярной ротации экспертов, осуществляющих экспертизу заявок/проектов.

В отсутствие должного правового обеспечения (в  частности, законодательно установленного понятийного аппарата, перечня субъектов  инновационной деятельности и пр.) государственное регулирование  инновационной деятельности, представляющее собой комплексное целенаправленное воздействие государства на все стадии инновационного процесса путем принятия нормативных правовых актов, формирования инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, организации управления в данной сфере, применения мер стимулирующего воздействия и осуществления контроля за соблюдением требований законодательства, будет неэффективно.

 

 

Глава 2. Нормативно- правовая база инновационной деятельности в Российской Федерации

 

    1. Основные направления государственной политики в области инновационной деятельности

 

 

В это  главе я считаю, что необходимо проанализировать основу воздействия  государства на инновационную деятельность. Это объясняется рядом причин, среди которых выделяются следующие:

  1. сложность и дороговизна коммерциализации инноваций;
  2. незаинтересованность частного капитала в их развитии и внедрении;
  3. отсутствие развитой научно-инновационной инфраструктуры;
  4. наличие в сфере инноваций публичных интересов;
  5. ограниченность роли рыночных институтов и пр.

Показано, что государственное воздействие  на инновационную деятельность осуществляется путем применения механизмов прямого  и косвенного регулирования, при  этом первые в России являются преобладающими. Также межотраслевой характер инновационной деятельности требует координации со стороны государства широкого круга общественных отношений.

В результате анализа я выявила существующие проблемы в рамках следующих направлений государственного регулирования инновационной деятельности:

1. создание системы органов, осуществляющих реализацию политики государства в области инноваций;

2. финансирование инновационной деятельности и оказание поддержки ученым, научным и образовательным организациям;

3. определение основных направлений государственной инновационной политики (разработка стратегий, планов, прогнозов);

4 совершенствование  нормативной правовой базы;

5 оказание  поддержки субъектам малого и  среднего предпринимательства;

6 формирование  условий, стимулирующих развитие  инновационной деятельности (в том  числе, информационное обеспечение  инновационной деятельности).

В отсутствие должного правового обеспечения государственное регулирование инновационной деятельности неэффективно. Способы воздействия государства зачастую оказываются безрезультатными, а сама государственная политика носит декларативный и бессистемный характер. Большая часть предприятий предпочитает закупать технологии, а не вкладывать деньги в исследования и разработки. В целях обеспечения эффективного развития инноваций от государства требуется целый комплекс мер по координации инновационной деятельности, включающий в себя создание условий для развития инноваций.

Государственное регулирование в рамках инновационной деятельности должно носить регулятивно - стимулирующий характер. С этой целью в необходимо проанализировать основные налоговые льготы, закрепленные в отношении субъектов инновационной деятельности; отдельное внимание необходимо уделить налоговому режиму участников инновационного центра «Сколково». Однако, вышеуказанное направление государственного регулирования вовсе не исключает использование государством его контрольно-надзорной функции. Игнорирование публично-правового аспекта государственного регулирования может негативно сказаться на развитии инновационной деятельности. В антикоррупционных целях необходимо внесение изменений в порядок проведения экспертизы заявок/проектов, представляемых на конкурс на получение грантов Правительства Российской Федерации, финансирование со стороны государственных фондов.

    1. Инфраструктура инновационной деятельности

 

В настоящий  момент приоритетным направлением государственного регулирования в сфере инноваций является развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. С целью определения сущности понятия «инфраструктура поддержки инновационной деятельности» и установления отношений, подлежащих правовой регламентации в данной области изучено теоретико-правовое регулирование, признаки ее составных элементов, таких как: научно-технологические парки, центры трансфера технологий, наукограды, бизнес-инкубаторы и пр. При этом, исходя из анализа норм действующего законодательства технопарки и технополисы представляют собой индустриальные комплексы, в состав которых включаются организации, оказывающие комплекс услуг в связи с созданием, освоением и производством инноваций.

Также можно  придти к выводу, что механизмами для успешного функционирования производственно-технологической инфраструктуры являются:

1. в связи с невозможностью приобретения субъектами малого предпринимательства дорогостоящего оборудования и производственных мощностей, необходимо создавать условия для доступа к ним путем развития системы финансовой аренды (лизинга) технологического и производственного оборудования, сети центров коллективного пользования на федеральном и региональном уровне;

2. оснащение центров коллективного пользования производственным оборудованием и их дальнейшее финансирование возможно осуществлять на основе бюджетных, частных средств, путем использования механизмов частно-государственного партнерства;

3. на законодательном уровне необходимо закрепить стимулы для развития бизнес-инкубаторов и технопарков: принять меры по снижению ставок арендной платы, развитию системы срочных контрактов с малыми и средними предприятиями, созданию технопарков при промышленных предприятиях, поддержке инновационно-промышленных комплексов и технологических кластеров.

Классификацию инфраструктуры инновационной деятельности можно выделить такую:

1. в зависимости от типа и сферы реализации инфраструктура поддержки инновационной деятельности может быть организационно-промышленной, консалтинговой, информационной, кадровой, финансовой, сетевой и пр.;

2. в зависимости от уровня реализации можно выделить инфраструктуру поддержки на общегосударственном, региональном, локальном уровнях.

Приведенные классификации позволяют говорить о сложном комплексном характере данного понятия, необходимости развития и правового регулирования инфраструктуры не только на общегосударственном уровне, но и на уровне субъекта Российской Федерации с учетом особенностей развития конкретного региона.

Особое  внимание хочу уделить приоритетному на сегодняшний день инфраструктурному проекту - инновационному центру «Сколково». При проведении исследования обращено внимание на особенности правового статуса управляющей компании инновационного центра «Сколково», процедуры получения статуса участника проекта и пр. Так, анализ полномочий управляющей компании и режима переданного ей государственного имущества позволяет признать управляющую компанию юридическим лицом публичного права. Предваряя возможные злоупотребления управляющей компанией своими полномочиями, а также в целях обеспечения прозрачности и результативности бюджетных расходов, я считаю необходимым вынести на защиту положения, касающиеся внесения изменений в Закон о Сколково.

Полноценное функционирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности возможно при наличии четкого правового обеспечения. В этой связи в проекте федерального закона об инновационной деятельности предлагается закрепить понятие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, установить правовой статус ее основных элементов (например, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации разработок), критерии их создания. Под инфраструктурой поддержки инновационной деятельности предлагается понимать систему взаимодействующих между собой организаций и специализированных научно-производственных территориальных комплексов, иных объектов, создающихся с целью обслуживания и обеспечения осуществления инновационной деятельности, а также для оказания поддержки субъектам инновационной деятельности.

Успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено в зависимость исключительно от наличия или количества соответствующих элементов инфраструктуры. Основой развития инноваций должно быть комплексное сбалансированное, основанное на четкой правовой базе государственное регулирование. Успешному развитию инновационной деятельности способствует инвестиционное законодательство. В целях обеспечения заинтересованности и привлечения частного иностранного капитала необходимо внести изменения в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»[14]:

  1. Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации должна функционировать как постоянно действующий орган с четко установленным графиком заседаний. Это, в свою очередь, будет способствовать оптимизации процедуры согласования ходатайств;
  2. необходимо внести изменения, в соответствии с которыми установление иностранным инвестором косвенного контроля возможно лишь через третье лицо, входящее с хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в одну группу лиц;
  3. • необходимо предусмотреть в Законе об иностранных инвестициях в стратегические общества «процедуру легализации» сделок, совершенных без получения предварительного согласия Правительственной комиссии. Согласно данной процедуре иностранному инвестору должна предоставляться возможность последующего предоставления в Правительственную комиссию документов по сделке, совершенной в нарушение требований данного закона, с целью ее согласования. Если уполномоченные органы при анализе предоставленных документов заключат, что сделка привела к нарушению обороны страны и безопасности государства, то иностранный инвестор будет обязан осуществить отчуждение принадлежащих ему акций (долей) такого хозяйственного общества;

Информация о работе Нормативно-правовая база инновационной деятельности