Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:31, курсовая работа
Инновации в настоящее время представляют собой один из наиболее важных элементов рыночной экономики, способствующий развитию предпринимательской деятельности. Неоднократно отмечалось, что единственным способом преодоления зависимости России от экспорта сырья является переход к инновационной экономике, в которой главными условиями экономического роста являются создание и использование результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Государственная инновационная политика 6
1.1. Определение понятий «инновация» и «инновационная деятельность». Классификация инноваций. 6
1.2. Правовое положение субъектов инновационной деятельности 9
1.2.1. Общие положения о субъектах инновационной деятельности 9
1.2.2. Субъекты, обеспечивающие осуществление инновационной деятельности 12
1.3. Текущее состояние правовой базы инновационной деятельности 13
1.4. Государственная инновационная политика 19
Глава 2. Нормативно- правовая база инновационной деятельности в Российской Федерации 22
1.5. Основные направления государственной политики в области инновационной деятельности 22
1.6. Инфраструктура инновационной деятельности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 30
В
целях определения среди
В законопроекте
об инновационной деятельности необходимо
закрепить права и обязанности
субъектов инновационной
1. право на получение государственной поддержки,
2. право самостоятельного и свободного выбора направления и видов осуществляемой инновационной деятельности,
3. право на формирование внутренних фондов поддержки инновационной деятельности,
4. право на доступ к научной, научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении информации, составляющей государственную, служебную, коммерческую тайну или иную, охраняемую законом тайну,
5. право на привлечение на договорной основе соисполнителей, необходимых для осуществления инновационной деятельности.
Среди обязанностей
субъектов инновационной
1. обязанность целевого расходования бюджетных средств, полученных в целях поддержки и развития инновационной деятельности,
2. обязанность ведения учета и предоставления статистической отчетности в инновационной сфере соответствующим государственным органам,
3. обязанность соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных действующих нормативных правовых актов.
В
целях поддержки осуществления
инновационной деятельности и
предоставления субъектам
Также введение определения «инновационное предприятие» не сможет решить проблему идентификации перечня таких субъектов, так как является терминологически неточным, относится исключительно к юридическим лицам, непосредственно осуществляющим инновационную деятельность.
Я считаю, что необходимо упростить внутреннюю процедуру согласования документов по подлежащим инвестированию проектам, в том числе касательно сокращения сроков согласования, а также установить и осуществить должный контроль со стороны государства за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств, предоставляемых корпорациям.
Анализ
последних изменений в Закон
об образовании и Закон о науке
позволяет говорить о том, что
научные и образовательные
Необходимо дополнить действующее законодательство следующими нормами:
1. создать дополнительные условия для привлечения инвестора: освободить от избыточного налогообложения научно-техническую продукцию, созданную в рамках НИОКР, имущественные объекты научных и учебных организаций, используемые для осуществления научно-исследовательской деятельности;
2. в качестве дополнительного источника финансирования возможно привлекать для развития малых инновационных организаций, создаваемых бюджетными учреждениями, средства Фонда поддержки малых инновационных предприятий.
Основными стимулами для развития в России венчурного инвестирования может стать налоговая политика, государственное финансирование (полностью либо в части) технических экспертиз и оценки представленных проектов.
Предметом
регулирования инновационной
Основным
недостатком системы
В целом,
система нормативного правового
регулирования инновационной
В отсутствие
единого закона на федеральном уровне
правовое регулирование инновационной
деятельности более комплексно осуществляется
на региональном уровне. При этом важно
отметить, что законы субъектов Российской
Федерации характеризуются
Второй
уровень нормативного правового
регулирования инновационной
Третий
уровень правового
В связи с вышесказанным, я полагаю, что основными направлениями законотворчества в области инноваций должны стать разработка и принятие отдельного федерального закона об инновационной деятельности. Данный закон должен занять центральное место в системе актов правового регулирования инноваций. В связи с этим представляется целесообразным предусмотреть в законе об инновационной деятельности положение, согласно которому нормы других законов и иных нормативных правовых актов, имеющих предметом регулирования инновационную деятельность, должны соответствовать положениям данного закона. В отношении остальных нормативных правовых актов в области инноваций необходимо осуществлять упорядочение и систематизацию с целью выработки единого механизма правового регулирования.
Задача по созданию законопроекта, регулирующего инновационную деятельность, неоднократно формулировалась в планах законотворческих работ1, но длительное время оставалась не решенной.
Отсутствие федерального закона, регулирующего
общественные отношения в инновационной
сфере, является одним из факторов,
сдерживающих осуществление инновационной
деятельности в стране. Сознавая это,
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации пытались устранить
существующий законодательный пробел
посредством разработки и принятия
собственных нормативных
С целью исследования практики регионального законотворчества в данной сфере проводился мониторинг и анализ законодательства субъектов Российской Федерации.
В результате установлено, что в 47 из 63 субъектов Российской Федерации, законодательство которых было проанализировано, имеются различные законы (законопроекты): «Об инновационной деятельности …», «Об инновационной политике …», «О государственной поддержке инновационной деятельности (субъектов инновационной деятельности, приоритетных инновационных проектов) …» и другие. Встречается также комплексное регулирование в одном документе: инновационной, научной и научно-технической деятельности; инновационной деятельности и инновационной политики; а также инновационной политики с научно-технической политикой и (или) научной деятельностью.
Некоторые субъекты Российской Федерации
отсутствие законодательного регулирования
инновационной деятельности восполняют
в подзаконных нормативных
Однако,
региональное законотворчество оказалось
неэффективным ввиду
Исследование
направлений государственной
1. разграничение полномочий по регулированию инновационной деятельности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2. ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов инновационной деятельности;
3. обеспечение равного доступа субъектов инновационной деятельности к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными, региональными и муниципальными программами, направленными на развитие инновационной деятельности;
4. доступность инфраструктуры поддержки инновационной деятельности для всех субъектов инновационной деятельности;
5 комплексность
и системность, обеспечивающие
постоянное взаимодействие
Управляющая компания, на которую возложена реализация проекта в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» ,[10] представляет собой юридическое лицо публичного права, созданное с целью реализации важных государственных и общественных программ в области инноваций. В Приложении 2 можно увидеть план «Сколково». Оценка полномочий управляющей компании, режима использования переданного ей имущества позволяет говорить о смешанной частно-публичной компетенции управляющей компании и о косвенном участии государства через управляющую компанию в процессе регулирования инновационной деятельности.
В целях обеспечения прозрачности и результативности бюджетных расходов необходимо внести изменения в Закон о Сколково. Например, можно предложить:
Информация о работе Нормативно-правовая база инновационной деятельности