Новейшие концепции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение новейших концепций управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить концепцию человеческих ресурсов в американском менеджменте;
- изучить управление персоналом в японском менеджменте;
- проанализировать современную концепцию управления кадрами предприятия в условиях рыночной экономики
- изучить новую модель управления для XXI века.
- проанализировать позиционную кадровую политику как элемент Концепции управления второго порядка;
- изучить современную практику управления - опыт фирмы «Панинтер»

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Классические модели управления персоналом 6
1.1 Опыт управления персоналом в японском менеджменте 6
1.2. Концепция человеческих ресурсов в американском менеджменте 9
1.3 Современная концепция управления кадрами предприятия в условиях рыночной экономики 11
Глава 2 Новейшие концепции управления 21
2.1. Новая модель управления для XXI века 21
2.2. Позиционная кадровая политика 30
2.2.1. Внутренняя позиционная кадровая политика 31
2.2.2. Внешняя позиционная кадровая политика 35
2.3. Современная практика управления - опыт фирмы «Панинтер» 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему- «Новейшие концепции управления».doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в настоящее  время кардинально изменилось определение  экономики труда. Например, Колосницына  М.Г. понимает под экономикой труда «...самостоятельный раздел экономической теории, изучающий функционирование специфического рынка, где в качестве товара выступает рабочая сила».

В рамках экономики труда  теперь рассматриваются такие вопросы, как рабочая сила и занятость населения, производительность труда, организация оплаты труда и материального стимулирования планирование труда на предприятии, анализ эффективности использования труда на предприятии. Некоторые авторы расширяют предметную область и включают  в нее дополнительно такие аспекты, как организация трудовых процессов, нормирование, социальные процессы в сфере труда, уровень жизни.

Вместе с тем, в связи  с изменением роли и места работника  в производственной системе, появилось  новое направление исследований в совокупности наук о труде и персонале — управление персоналом, к которому принято относить « ... проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовом коллективе, процедур управления».

Некоторые зарубежные авторы вопросы управления персоналом выделяют в самостоятельный раздел в рамках темы «Обеспечение эффективности деятельности организации».  Здесь процесс управления персоналом разбивается на этапы в отличие от направлений и задач, представленных в других источниках. При этом под этапами понимаются: планирование трудовых ресурсов; набор персонала; отбор персонала; определение заработной платы и льгот; профориентация и адаптация; обучение персонала; оценка труда; перемещения персонала; продвижение по служебной лестнице.Взаимосвязанное решение этих вопросов в рамках предприятия образуют систему управления персоналом предприятия.

Однако представленный подход не является однозначным. Существуют и другие мнения на этот счет. «До последнего времени само понятие «Управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений».

Анализ исследований разных авторов показал, что каждый из них предлагает собственную структурно-методическую концепцию системы управления персоналом (СУП). Однако в качестве особенностей необходимо отметить, что любая из них, в принципе, складывается из двух частей. Первая часть — это общие вопросы по управлению персоналом, — которая  в том или ином виде присутствует практически у каждого автора, пишущего о менеджменте персонала и которая в общем случае хематично может быть сформулирована так:

  1. Роль и место управления персоналом в системе современного менеджмента.
  2. Организационная структура кадровой службы.
  3. Цели и задачи кадровой службы.
  4. Коммуникационные отношения в коллективе, включая разрешение конфликтных ситуаций.
  5. Мотивационные аспекты.
  6. Психологические аспекты.

Вторая часть отражает оригинальный взгляд авторов на проблему управления персоналом и может рассматривать, например, такие вопросы, как:

  1. Планирование в управлении персоналом.
  2. Привлечение, отбор и первичное развитие персонала.
  3. Управление процессом развития персонала.
  4. Управление резервом на выдвижение.
  5. Методы оптимизации кадрового состава и реорганизации структуры.
  6. Вербовка и размещение (анализ работы, планирование потребности в персонале и его пополнении, испытание и отбор (тестирование), интервьюирование кандидатов).
  7. Обучение и развитие (ориентация и обучение, подготовка менеджеров, управление качеством и производительностью, оценка исполнения, управление карьерой).
  8. Кадровая политика.
  9. Управление персоналом развивающейся организации.
  10. Методы формирования кадрового состава (проектирование структуры организации, оценка потребности в персонале, анализ кадровой ситуации в регионе, анализ деятельности и должностные инструкции, привлечение кандидатов, оценка кандидатов при приеме на работу, конкурсный отбор, адаптация).
  11. Методы поддержания работоспособности персонала (повышение производительности и нормирование труда, оценка труда, аттестация, формирование кадрового резерва, планирование карьеры, обучение).
  12. Управление персоналом и проблемы обеспечения банковской безопасности.
  13. Планирование и отбор трудовых ресурсов (предложение на рынке труда, набор кадров, квалификационные требования  к персоналу, рекламирование работы, тесты, собеседование).
  14. Подготовка кадров (анализ потребностей обучения, стили и методы обучения).
  15. Оценка производительности (в том числе аттестация).
  16. Повышение квалификации и профессионализма руководящих кадров.
  17. Организация изменения и развития.
  18. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления организацией.
  19. Оценка сотрудников.
  20. Повышение квалификации персонала.
  21. Взаимосвязь рынка труда и предприятия.
  22. Планирование трудовой карьеры работника.
  23. Деловая оценка работника, в том числе аттестация.
  24. Маркетинг персонала; и др.

Таким образом, можно  констатировать, что в настоящее  время еще не выработано единого  подхода в отношении управления персоналом и управления кадрами. Круг рассматриваемых при этом вопросов представляется определенным множеством (производственные отношения, нормирование, мотивация, организация труда, оплата труда и др.), и каждый из авторов формирует из него свое понимание СУП, включая в него соответственно различные элементы этого множества.

Наиболее полно, на наш взгляд, СУП представлена Оганесян И.А., который рассматривает 9 функциональных подсистем с соответствующим комплексом решаемых задач:

  1. Подсистема условий труда (психофизиология труда, эргономика, техническая эстетика, охрана труда и техника безопасности).
  2. Подсистема трудовых отношений (групповые и личностные взаимоотношения, взаимоотношения с руководством, производственные конфликты и стрессы, психофизиологическая диагностика, этика взаимоотношений, взаимодействие с профсоюзами).
  3. Подсистема оформления и учета кадров (прием, увольнение и перемещения, информационное обеспечение, профориентация, обеспечение занятости).
  4. Подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга персонала (стратегия управления персоналом, кадровый потенциал, рынок труда, потребность в персонале, реклама, внешние источники обеспечения персоналом, оценка кандидатов на вакантные должности, текущая аттестация).
  5. Подсистема развития кадров (обучение, повышение квалификации, карьера, адаптация новых работников).
  6. Подсистема анализа и развития средств стимулирования (нормирование, системы оплаты труда, средства морального поощрения, формы участия в прибылях и капитале, мотивация).
  7. Подсистема юридических услуг (правовые вопросы трудовых отношений, согласование документов по управлению персоналом).
  8. Подсистема развития социальной инфраструктуры (общественное питание, жилищно-бытовое обслуживание, культура и физическое воспитание, здоровье и отдых, детские учреждения, социальные конфликты и стрессы).
  9. Подсистема разработки оргструктуры управления (штатное расписание, анализ существующей организационной структуры управления и проектирование новой).

В принципе с такой  трактовкой СУП можно согласиться  и принять ее за основу. Однако хотелось бы выделить отдельно те задачи, которые  традиционно закреплены за кадровой службой. Исторически так сложилось, что кадровая служба предприятия, организационно представленная, как правило, в форме отдела кадров (ОК), в большинстве случаев является консервативной. Это объясняется, на наш взгляд, двумя основными причинами:

  1. В течение многих десятилетий  в стране господствовали командно-административные методы управления, и решение всех концептуальных кадровых вопросов, особенно в отношении руководителей различного уровня,  напрямую зависело от мнения партийных комитетов. Вследствие этого полностью игнорировались объективные оценки деятельности работников. В таких условиях кадровой службе отводились сугубо регистрационные и учетные функции.
  2. Роль кадровой службы обуславливала и ее профессиональный состав, когда в большинстве случаев менеджером по персоналу является управленец с большим опытом работы с людьми, которому, однако,  не хватает времени для освоения новых направлений и методов кадровой работы.

Новые экономические  условия, в которых оказалась  Россия  в последнее десятилетие, заставили руководство предприятий кардинально пересмотреть само его принципиальное существование и функционирование. Изменения при этом коснулись и производства (новая техника и новые технологии), и персонала (качественные и количественные требования к нему), и управления (новые информационные технологии и новые связи в ведении бизнеса).

Таким образом, функции  кадровой службы приобрели совершенно  иную направленность. При естественном сохранении важности типовых учетных функций, как основополагающих (именно в рамках этих функций формируется первичная информация о работниках предприятия), на долю ОК достались и принципиально новые задачи.

В настоящее время  существует концепция, в рамках которой  некоторые авторы предлагают создавать  на отечественных предприятиях службы управления человеческими ресурсами по типу примеров западных компаний, делегируя им решение различных комплексов вопросов (прием, увольнение, отбор, оплата труда, нормирование и т.д.), т.е. по существу объединяя разные традиционные службы управления персоналом «под одной крышей». Однако не будем останавливаться на глубоком анализе подобной концепции, поскольку тема слишком многогранна. Отметим только следующее. Каким бы ни было такое объединение, внутри него логически всегда будет выделено управленческое подразделение, функции которого будут состоять в решении задач, связанных с количественным и качественным изменением персонала предприятия. Такие задачи, определим их как задачи управления кадрами, имеют динамический характер (отбор, прием, увольнение, аттестация, повышение квалификации, продвижение по служебной лестнице, организационные и профессиональные перемещения и т.д.) в отличие от других задач управления персоналом (нормирование, расчет заработной платы, учет выработки и т.д.), которые можно отнести к статическим.

Таким образом, необходимо выделять круг задач, которые являются прерогативой кадровой службы в каком  бы структурно-организационном статусе  она не существовала.

Говоря об управлении персоналом и об управлении кадрами, в частности, важно определить само понятие управления. Согласно классическому подходу к данному вопросу и в соответствии с кибернетическими принципами под управлением понимается процесс поддержания системы в назначенных параметрах, т.е. обеспечение такого ее устойчивого состояния, при котором она способна оптимальным образом выполнять те функции, которые характерны для данной предметной области. Процесс управления осуществляется путем постоянного анализа информации о фактических значениях параметров, характеризующих текущее состояние системы, и принятия на этой основе решений о воздействии на систему. С точки зрения кибернетики управление есть понятие информационное. Если учесть, что функционирование предприятия возможно при наличии ресурсной, организационной, технологической, сбытовой составляющих, то должны быть и управленческие структуры (информационная составляющая), как, например, кадровая служба, ответственные за работоспособность каждой их них. Собственно управленческий процесс обеспечивается за счет реализации специфических комплексов задач.

Здесь важно отметить, что современный уровень управления немыслим без использования информационных технологий (ИТ). Причем решение задач  управления кадрами в этих условиях имеет двойственную природу. С одной  стороны, усложнение и развитие СУП, в том числе с учетом функций, выполняемых кадровой службой, требует обязательного применения ИТ, поскольку иначе нельзя справиться с обработкой больших объемов информации и поддерживать оперативный уровень решения задач и принятия управленческих решений. А с другой стороны, постоянное совершенствование и развитие ИТ позволяет корректировать и саму СУП.

Например, внедрение режимов  телеработы порождает целый ряд  вопросов, требующих разрешения, о  именно: по каким критериям  оценивать результат труда, каким образом учитывать производительность труда, какие факторы оказывают влияние на психологическое состояние людей, работающих вне традиционных рабочих мест, какие проблемы возникают у работника как человека социальной среды при отсутствии прямых контактов с другими работниками и т.д.?

Таким образом, можно  констатировать, что за последние  полвека, во-первых, проблемы управления персоналом предприятия сформировалась в отдельный раздел знаний. Во-вторых, СУП и ИТ существуют в неразрывной взаимообуславливающей и взаимодополняющей связи, поэтому все задачи управления персоналом, и управления кадрами, в частности, должны рассматриваться в контексте использования ИТ в управлении данной предметной областью.

Информация о работе Новейшие концепции управления