Нововведения в сфере организации производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества новшествах в целом.
Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, в т. ч. и внешнего, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………………

1 НОВВОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие «Нововведение»…………………………………………..
1.2 Понятие инновационной деятельности. Ее роль во внешнеэкономической деятельности
1.3 Основные этапы процесса нововведений в организации

2 ИННОВАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ВНЕДРЕНИЕ НОВВОВЕДЕНИЙ
2.1Внедрение, освоение и распространение нововведений. Типы инновационных стратегий……………………………………………………….
2.2 Формирование общих целей инновационных стратегий

2.3 Конкуренция в сфере инноваций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.95 Кб (Скачать файл)

- технологические — новые материалы, технологические процессы, приемы и методы работы и т.д.;

- организационные — новые решения в области организации производства, управления, труда;

- социальные — повышающие уровень социального развития и социального обеспечения работников производства;

- комплексные — новые решения, обеспечивающие комплексный подход к развитию и совершенствованию различных элементов производственной системы.

При изучении инновационного процесса следует обратить внимание на следующие мотивы:

1. Любая инновация имеет  четкую ориентацию на конечный  результат, то есть на удовлетворение  определенной потребности.

2. Инновационный процесс  является объектом планирования  и управления.

3. Реализация инноваций  связана с интенсификацией процесса  исследований и разработок, обновлением  производства и распространением  новшества.

4. Каждая инновация, в  конечном счете должна обеспечить определенный технический, экономический и (или) социальный эффект.

5. Инновации должны быть  ориентированы на рынок, на  конкретного потребителя или  потребность.

Для управления нововведениями, как и любого процесса из области  менеджмента, характерны постановка цели и выбор стратегии, а также  четыре стадии управленческого цикла - планирование, определение условий  и организация, исполнение и руководство

 

1.3. Основные этапы  процесса нововведений в организации

 
  В общем виде инновационный процесс в организации состоит в получении и коммерциализации изобретения новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового административного и иного характера и других результатов инновационной деятельности. Рассмотрим основные этапы процесса инновации и их характеристики. 
   Этап 1. Систематизация поступающих идей (сбор информации о технологических изменениях на рынке, различных нововведениях; а также сбор информации о потенциальных возможностях фирмы в отношении разработки и освоения продукции, определение степени и размеров риска; сбор информации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития). 
 Этап 2. Отбор выявленных идей и выработка концепции нового продукта (определение возможностей практической реализации идей; выяснение степени технологической общности новых и традиционных идей; установление степени соответствия новой продукции имиджу организации и стратегии ее развития; определение патентной чистоты будущего изделия). 
 Этап 3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга (техническая разработка продукта, определение его технико-экономических характеристик, оценка его качеств и потребительских свойств; оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж; определение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции; наличие ресурсов, необходимых для производства новой продукции; сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок; анализ и оценка рентабельности производства новой продукции, разработка программы маркетинга по продукту). 
 Этап 4. Создание нового продукта (разработка конкретной программы развития нового продукта; создание образца и проведение технических испытаний, определение наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки). 
 Этап 5. Тестирование на рынке (тестирование на ограниченном рынке по цене и другим коммерческим условиям; выбор оптимальных каналов реализации; выбор средств и методов рекламы; организация технического обслуживания). 
 Этап 6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту411, отражающей коммерческое обоснование нововведения, производственные и финансовые возможности, соответствие нормативным показателям, обеспечение патентной защиты нововведения. 
Конечной целью инновационного процесса является коммерческое освоение новой продукции и ее рентабельное массовое серийное производство, которое достигается в тех случаях, когда исследования и разработки с самого начала ориентированы на производство, когда (и это самое главное) заранее определено соответствие новой продукции спросу рынка и потребностям покупателей. Ввиду таких сложностей в производство внедряется лишь относительно небольшая часть разработок. Так, например, в американских компаниях коммерчески успешными оказываются лишь около 15% разрабатываемых изделий, а среди выпущенных на рынок видов продукции признание получают только 62%. Отметим, кстати, что многие неудачи с внедрением в производство новой продукции и технологий специалисты объясняют тем, что нововведения возникли на базе новых знаний, а не потребностей[8,с.33]. 
 В условиях рынка основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций); инвестиции — рынок капитала (инвестиций); инновации — рынок чистой конкуренции нововведений. Эти основные компоненты и образуют сферу инновационной деятельности  
Основным товаром рынка новшеств является научный и научно-технический результат, т. е. продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские права. В мировой практике принято различать научную, научно-техническую деятельность, а также экспериментальные разработки. Научная деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний. Научно-техническая деятельность имеет целью получение, распространение и применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, социальных и гуманитарных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы. 
 Классификации инноваций и инновационных процессов могут осуществляться по следующим основаниям: содержанию (технические, организационные, социальные, экономические инновации); степени новизны (абсолютная, относительная, условная, частная); новационному потенциалу (радикальные, комбинированные, модифицированные); особенностям инновационных процессов (внутриорганизационные и межорганизационные); сферам разработки и распространению (промышленная, финансовая, торгово-посредническая, научно-педагогическая, правовая); этапам жизненного цикла, технологии, товара, организации; длительности этапов инновационного процесса; уровню разработки и распространению. Кроме того, различают инновации, инициируемые нуждами потребителей (они составляют 70 — 75% общего объема инноваций), и инновации, инициируемые научно-техническими результатами, полученными при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. 
 Основными факторами развития рынка капитала или инвестиций являются: макроэкономическая политика, объем приватизации, налоговая политика, развитие финансового сектора, рыночное ценообразование, информационные технологии и законодательство. В общем виде, инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, т. к. инновационный процесс длится 3 — 5 и более лет. 
 Инвестиции могут быть прямыми, портфельными, интеллектуальными, финансовыми, альтернативными и рискоинвестициями. По сущности и целям инвестиции делятся на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляются организациями и другими субъектами хозяйствования путем приобретения земли, средств производства и других активов. Финансовые инвестиции — это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различного номинала. Приобретая ценные бумаги, инвестор преследует три главные цели: 
1) безопасность вложений, т. е. отсутствие риска потерь капитала; 
2) доходность вложений, т. е. получение текущего дохода на вложенный капитал в виде дивиденда или процентов; 
3) рост вложений, т. е. увеличение роста рыночной цены ценных бумаг. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Инновационное производство, внедрение нововведений

2.1Внедрение, освоение и распространение нововведений

 

  Инновационное производство означает создание всякий раз нового и по-новому, то есть это - производство на базе научно - технических нововведений. Последнее означает всякое совершенствование, прогрессивное, изменение, преобразование элементов производительных сил, связанное с новыми научно- техническими решениями [9,с.11].

  Процесс нововведений начинается в науке, где вырабатываются новые идеи и решения, изготавливаются образцы, проходящие экспериментальную проверку.

На второй стадии реализуются  результаты исследований и опытно - конструкторских разработок, изменяются способы создания продукции. Третья стадия - распространение нововведений, четвертая стадия - использование  новшеств потребителями.

Условием инновационного производства является превращение  научных исследований в начальную  стадию производственного процесса.

Производительная сила науки  выражается в том, что уровень  применяемых знаний непосредственно  определяет степень совершенствования  производства. В производстве наука  проявляется в трех видах:

а) овеществленном - техника;

б) воплощенном - технология, новизна и качество выпускаемой продукции, организация труда и производства;

в) персонифицированном - специальные знания работников.

По мере развертывания  процесса превращения науки в  непосредственную производительную силу возникает и развивается стадия научной подготовки производства.

В зависимости от состава  производительных сил, содержания и  организационных форм инновационного процесса можно классифицировать нововведения:

1. По каналу воздействия  науки на экономику: научно-технические,  социально-управленческие, политико-правовые  и т. д.

2. По направлениям реализации: продуктовые, технические, технологические, материаловедческие, организационно-производственные, энергетические и т. д.

3. По функциям: формирующие  и удовлетворяющие новые потребности;  удешевляющие удовлетворение существующих  потребностей.

4. По конечному назначению: реализуемые в новых средствах  производства, технике, технологии; реализуемые в предметах потребления,  эколого-защитные; военного назначения,

5. По инновационному потенциалу: основанные на открытиях, изобретениях, рационализации.

6. По масштабу распространения: локальные (уровень предприятия), комплексные (уровень отрасли), национального распространения (уровень народного хозяйства), глобальные (уровень мирового рынка).

7. По сфере инициирования:  нововведения «технологического  подталкивания» и нововведения, «подталкиваемые спросом», рынком.

8. По месту в системе предприятия: нововведения на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, оборудования, информации и т. д.); нововведения на выходе из предприятия (изделия, технологии, услуги, информация и т. д.), нововведения системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

9. В зависимости от  глубины вносимых изменений: нововведения  радикальные (базовые); улучшающие: модифицирующие (частные).

  Переход к инновационному производству преобразует как собственно материальное производство, так и науку, обеспечивающую производство научно-техническими решениями. Наука и производство действуют вместе как два момента единого целого, взаимно влияя друг на друга.

Инновационный процесс включает различные стадии - начиная от исследования и заканчивая получением новой продукции, ее коммерциализацией. Для достижения конечного результата - рыночного успеха предприятие должно объединить различные звенья в единую цепь[15,с.96].

 

 

Процесс освоения и распространения  нововведений состоит из восьми этапов:

1. Технико-экономическое  обоснование очередности освоения  в различных сферах и общих  масштабов распространения разработки.

2. Завершение разработки  с учетом специфики ее применения. На данном этапе конструируется  оснастка, составляются технологические  карты, проект организации работ,  готовятся нормативы и т.д.

3. Обучение кадров для  освоения разработки.

4. Организационно-техническая  подготовка производства включает  изготовление оснастки, создание  текущего запаса материалов, комплектующих  изделий и т.д.

5. Техническое освоение нововведения - получение промышленных образцов и первых промышленных серий, удовлетворяющих техническим условиям.

6. Производственное и  экономическое освоение нововведения  предполагает достижение проектной  мощности, себестоимости, рентабельности  в процессе серийного производства.

7. Распространение (продажа)  нововведения на все предприятия  отрасли.

8. Распространение нововведения  в рамках рынка Украины и  мирового рынка.

  Отмеченные этапы можно разделить на три стадии:

внедрение - от завершенной разработки до первого производственного применения;

освоение - от первого применения до достижения проектных технико-экономических показателей;

распространение - от внедрения и освоения на первом предприятии до удовлетворения потребности рынка.

Факторы, приводящие к успеху нововведений, можно разделить на две группы:

1. Организационные - определяют  коммуникации и обмен информацией,  организационную структуру, стиль  управления, человеческие отношения  и др.

2. Факторы неорганизационного  характера - реакция рынка на  выпуск новой продукции, согласование  производственной программы с  предпринимательской стратегией  и наоборот, оказание сервисных  услуг клиентам в послепродажный  период и др.

Преобладающими в практической деятельности являются организационные  факторы. Их можно разделить на четыре группы:

а) факторы, призванные обеспечить хорошие коммуникационные связи  между функциональными структурными подразделениями (отделами), этапами  инновационного цикла и т.д.;

б) факторы, задающие организационную  структуру инновационного процесса, создающие соответствие между разрабатываемыми проблемами и структурой групп, решающих эти проблемы;

в) третья группа факторов определяет стиль руководства инновационным  процессом и взаимоотношения  в коллективах. Любая инновация  может быть успешно реализована  при соответствующем климате  в творческих коллективах, ответственном отношении к процессу, являющемуся в значительной мере рискованным;

г) четвертая группа факторов связана с приданием творческим коллективам самостоятельности  в принятии решений и их реализации.

  Каждая из названных групп факторов по-своему важна и должна рассматриваться в сочетании с остальными. Например, трудно отделить важность, отлаженного коллективного труда от возможности самостоятельно принимать необходимые решения.

Западный менеджмент выделяет два направления, обеспечивающих ускорение  инновационного процесса и повышение  его эффективности [7].

Первое направление - увеличение инвестиции на исследования и разработки.

Второе направление ускорения  инновационного процесса заключается  в создании небольших фирм (венчурных  предприятий).

  В условиях небольших фирм осуществляется ускоренное изменение номенклатуры товарной продукции в направлении улучшения их потребительских свойств.

Кроме того, меньшие бюрократические  препятствия и финансовая поддержка  инновационных банков обеспечивает ускоренное развитие инновационных процессов[17,с.118].

Для успешного внедрения  и освоения нововведения необходимо выполнение следующих условий:

1. Согласование экономических  интересов разработчиков, производителей  и потребителей новшества на  основе маркетинга.

2. Завершенность разработки, включая опытно-промышленную проверку, создание необходимой оснастки  и разработку технико-экономических  нормативов.

3. Подготовка специалистов  для внедрения и переподготовка  для использования новшества.

4. Наличие у предприятия  резервных мощностей для технической  подготовки производства.

5. Ответственность работников  и внедренческих фирм за фактическую  эффективность новшества, включая  авторский надзор, участие в наладке  и т.д.

Не следует начинать внедрение  без маркетинга и предварительного технико-экономического обоснования. Заводы-изготовители должны, как правило, получать документацию, откорректированную по результатам испытаний.   Освоение нововведения следует начинать с промышленной серии, а не с опытного образца.

Для ускоренного внедрения  новшеств также важно, чтобы заказчик получал не отдельные виды оборудования, а целостную систему. Для этого  головное предприятие заключает  договоры с соисполнителями или  образует с ними единый научно-производственный комплекс.

На предприятиях-потребителях целесообразно создавать подразделения  по техническому перевооружению производства.

 

  Типы инновационных стратегий

  Мировой опыт стратегического управления позволяет многообразие применяемых стратегий свести к следующим основным группам:

1. Концентрация производства - предусматривает расширение производственных  мощностей для увеличения выпуска  традиционных продуктов.

2. Выход на новый рынок  - предусматривает поиск новых  регионов, имеющих неудовлетворенный  спрос на продукцию данной  потребительской значимости.

3. Развитие и совершенствование  продукта - преследует более полное  удовлетворение потребностей на  существующих рынках.

4. Нововведения в области  технологии производства - осуществляются  с целью снижения затрат на  производство и повышения качества существующих видов продукции[11,с.55].

Информация о работе Нововведения в сфере организации производства