Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:22, курсовая работа
Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества новшествах в целом.
Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, в т. ч. и внешнего, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………………
1 НОВВОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие «Нововведение»…………………………………………..
1.2 Понятие инновационной деятельности. Ее роль во внешнеэкономической деятельности
1.3 Основные этапы процесса нововведений в организации
2 ИННОВАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ВНЕДРЕНИЕ НОВВОВЕДЕНИЙ
2.1Внедрение, освоение и распространение нововведений. Типы инновационных стратегий……………………………………………………….
2.2 Формирование общих целей инновационных стратегий
2.3 Конкуренция в сфере инноваций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- технологические — новые материалы, технологические процессы, приемы и методы работы и т.д.;
- организационные — новые решения в области организации производства, управления, труда;
- социальные — повышающие уровень социального развития и социального обеспечения работников производства;
- комплексные — новые решения, обеспечивающие комплексный подход к развитию и совершенствованию различных элементов производственной системы.
При изучении инновационного процесса следует обратить внимание на следующие мотивы:
1. Любая инновация имеет
четкую ориентацию на конечный
результат, то есть на
2. Инновационный процесс
является объектом
3. Реализация инноваций
связана с интенсификацией
4. Каждая инновация, в конечном счете должна обеспечить определенный технический, экономический и (или) социальный эффект.
5. Инновации должны быть ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность.
Для управления нововведениями, как и любого процесса из области менеджмента, характерны постановка цели и выбор стратегии, а также четыре стадии управленческого цикла - планирование, определение условий и организация, исполнение и руководство
1.3. Основные этапы
процесса нововведений в
В общем виде инновационный процесс
в организации состоит в получении и коммерциализации
изобретения новых технологий, видов продукции
и услуг, решений производственного, финансового
административного и иного характера
и других результатов инновационной деятельности.
Рассмотрим основные этапы процесса инновации
и их характеристики.
Этап 1. Систематизация поступающих
идей (сбор информации о технологических
изменениях на рынке, различных нововведениях;
а также сбор информации о потенциальных
возможностях фирмы в отношении разработки
и освоения продукции, определение степени
и размеров риска; сбор информации о целевых
рынках и долгосрочных тенденциях их развития).
Этап 2. Отбор выявленных идей и выработка
концепции нового продукта (определение
возможностей практической реализации
идей; выяснение степени технологической
общности новых и традиционных идей; установление
степени соответствия новой продукции
имиджу организации и стратегии ее развития;
определение патентной чистоты будущего
изделия).
Этап 3. Анализ экономической эффективности
нового продукта, разработка программы
маркетинга (техническая разработка продукта,
определение его технико-экономических
характеристик, оценка его качеств и потребительских
свойств; оценка потенциального рыночного
спроса и объема продаж; определение расходов
(инвестиций) на создание и освоение новой
продукции, сроки окупаемости новой продукции;
наличие ресурсов, необходимых для производства
новой продукции; сроки освоения новой
продукции и выхода с ней на рынок; анализ
и оценка рентабельности производства
новой продукции, разработка программы
маркетинга по продукту).
Этап 4. Создание нового продукта (разработка
конкретной программы развития нового
продукта; создание образца и проведение
технических испытаний, определение наименования
товара, его товарного знака, оформления,
упаковки, маркировки).
Этап 5. Тестирование на рынке (тестирование
на ограниченном рынке по цене и другим
коммерческим условиям; выбор оптимальных
каналов реализации; выбор средств и методов
рекламы; организация технического обслуживания).
Этап 6. Принятие решения о внедрении нового
изделия в производство (массовое, серийное)
на основе программы маркетинга по продукту411,
отражающей коммерческое обоснование
нововведения, производственные и финансовые
возможности, соответствие нормативным
показателям, обеспечение патентной защиты
нововведения.
Конечной целью инновационного процесса
является коммерческое освоение новой
продукции и ее рентабельное массовое
серийное производство, которое достигается
в тех случаях, когда исследования и разработки
с самого начала ориентированы на производство,
когда (и это самое главное) заранее определено
соответствие новой продукции спросу
рынка и потребностям покупателей. Ввиду
таких сложностей в производство внедряется
лишь относительно небольшая часть разработок.
Так, например, в американских компаниях
коммерчески успешными оказываются лишь
около 15% разрабатываемых изделий, а среди
выпущенных на рынок видов продукции признание
получают только 62%. Отметим, кстати, что
многие неудачи с внедрением в производство
новой продукции и технологий специалисты
объясняют тем, что нововведения возникли
на базе новых знаний, а не потребностей[8,с.33].
В условиях рынка основными компонентами
инновационной деятельности выступают
новшества, инвестиции и нововведения.
Новшества формируют рынок новшеств (новаций);
инвестиции — рынок капитала (инвестиций);
инновации — рынок чистой конкуренции
нововведений. Эти основные компоненты
и образуют сферу инновационной деятельности
Основным товаром рынка новшеств является
научный и научно-технический результат,
т. е. продукт интеллектуальной деятельности,
на который распространяются авторские
права. В мировой практике принято различать
научную, научно-техническую деятельность,
а также экспериментальные разработки.
Научная деятельность направлена на получение,
распространение и применение новых знаний.
Научно-техническая деятельность имеет
целью получение, распространение и применение
новых знаний в сфере решения технологических,
инженерных, социальных и гуманитарных
проблем, обеспечение функционирования
науки, техники и производства как единой
системы.
Классификации инноваций и инновационных
процессов могут осуществляться по следующим
основаниям: содержанию (технические,
организационные, социальные, экономические
инновации); степени новизны (абсолютная,
относительная, условная, частная); новационному
потенциалу (радикальные, комбинированные,
модифицированные); особенностям инновационных
процессов (внутриорганизационные и межорганизационные);
сферам разработки и распространению
(промышленная, финансовая, торгово-посредническая,
научно-педагогическая, правовая); этапам
жизненного цикла, технологии, товара,
организации; длительности этапов инновационного
процесса; уровню разработки и распространению.
Кроме того, различают инновации, инициируемые
нуждами потребителей (они составляют
70 — 75% общего объема инноваций), и инновации,
инициируемые научно-техническими результатами,
полученными при проведении научно-исследовательских
и опытно-конструкторских разработок.
Основными факторами развития рынка капитала
или инвестиций являются: макроэкономическая
политика, объем приватизации, налоговая
политика, развитие финансового сектора,
рыночное ценообразование, информационные
технологии и законодательство. В общем
виде, инвестиции представляют собой долгосрочные
вложения средств в различные отрасли
экономики с целью получения прибыли.
В инновационной сфере определяющую роль
играют долгосрочные и среднесрочные
инвестиции, т. к. инновационный процесс
длится 3 — 5 и более лет.
Инвестиции могут быть прямыми, портфельными,
интеллектуальными, финансовыми, альтернативными
и рискоинвестициями. По сущности и целям
инвестиции делятся на реальные и финансовые.
Реальные инвестиции осуществляются организациями
и другими субъектами хозяйствования
путем приобретения земли, средств производства
и других активов. Финансовые инвестиции
— это покупка субъектами хозяйствования
и частными лицами ценных бумаг различного
номинала. Приобретая ценные бумаги, инвестор
преследует три главные цели:
1) безопасность вложений, т. е. отсутствие
риска потерь капитала;
2) доходность вложений, т. е. получение
текущего дохода на вложенный капитал
в виде дивиденда или процентов;
3) рост вложений, т. е. увеличение роста
рыночной цены ценных бумаг.
2. Инновационное производство, внедрение нововведений
2.1Внедрение, освоение и распространение нововведений
Инновационное производство означает создание всякий раз нового и по-новому, то есть это - производство на базе научно - технических нововведений. Последнее означает всякое совершенствование, прогрессивное, изменение, преобразование элементов производительных сил, связанное с новыми научно- техническими решениями [9,с.11].
Процесс нововведений начинается в науке, где вырабатываются новые идеи и решения, изготавливаются образцы, проходящие экспериментальную проверку.
На второй стадии реализуются результаты исследований и опытно - конструкторских разработок, изменяются способы создания продукции. Третья стадия - распространение нововведений, четвертая стадия - использование новшеств потребителями.
Условием инновационного производства является превращение научных исследований в начальную стадию производственного процесса.
Производительная сила науки выражается в том, что уровень применяемых знаний непосредственно определяет степень совершенствования производства. В производстве наука проявляется в трех видах:
а) овеществленном - техника;
б) воплощенном - технология, новизна и качество выпускаемой продукции, организация труда и производства;
в) персонифицированном - специальные знания работников.
По мере развертывания процесса превращения науки в непосредственную производительную силу возникает и развивается стадия научной подготовки производства.
В зависимости от состава производительных сил, содержания и организационных форм инновационного процесса можно классифицировать нововведения:
1. По каналу воздействия
науки на экономику: научно-
2. По направлениям реализации:
продуктовые, технические, технологические,
материаловедческие, организационно-
3. По функциям: формирующие
и удовлетворяющие новые
4. По конечному назначению:
реализуемые в новых средствах
производства, технике, технологии;
реализуемые в предметах
5. По инновационному потенциалу:
основанные на открытиях,
6. По масштабу распространения: локальные (уровень предприятия), комплексные (уровень отрасли), национального распространения (уровень народного хозяйства), глобальные (уровень мирового рынка).
7. По сфере инициирования:
нововведения «
8. По месту в системе предприятия: нововведения на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, оборудования, информации и т. д.); нововведения на выходе из предприятия (изделия, технологии, услуги, информация и т. д.), нововведения системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
9. В зависимости от
глубины вносимых изменений:
Переход к инновационному производству преобразует как собственно материальное производство, так и науку, обеспечивающую производство научно-техническими решениями. Наука и производство действуют вместе как два момента единого целого, взаимно влияя друг на друга.
Инновационный процесс включает различные стадии - начиная от исследования и заканчивая получением новой продукции, ее коммерциализацией. Для достижения конечного результата - рыночного успеха предприятие должно объединить различные звенья в единую цепь[15,с.96].
Процесс освоения и распространения нововведений состоит из восьми этапов:
1. Технико-экономическое
обоснование очередности
2. Завершение разработки
с учетом специфики ее
3. Обучение кадров для освоения разработки.
4. Организационно-техническая
подготовка производства
5. Техническое освоение нововведения - получение промышленных образцов и первых промышленных серий, удовлетворяющих техническим условиям.
6. Производственное и
экономическое освоение
7. Распространение (продажа)
нововведения на все
8. Распространение нововведения в рамках рынка Украины и мирового рынка.
Отмеченные этапы можно разделить на три стадии:
внедрение - от завершенной разработки до первого производственного применения;
освоение - от первого применения до достижения проектных технико-экономических показателей;
распространение - от внедрения и освоения на первом предприятии до удовлетворения потребности рынка.
Факторы, приводящие к успеху нововведений, можно разделить на две группы:
1. Организационные - определяют
коммуникации и обмен
2. Факторы неорганизационного
характера - реакция рынка на
выпуск новой продукции,
Преобладающими в практической деятельности являются организационные факторы. Их можно разделить на четыре группы:
а) факторы, призванные обеспечить
хорошие коммуникационные связи
между функциональными
б) факторы, задающие организационную структуру инновационного процесса, создающие соответствие между разрабатываемыми проблемами и структурой групп, решающих эти проблемы;
в) третья группа факторов определяет
стиль руководства
г) четвертая группа факторов связана с приданием творческим коллективам самостоятельности в принятии решений и их реализации.
Каждая из названных групп факторов по-своему важна и должна рассматриваться в сочетании с остальными. Например, трудно отделить важность, отлаженного коллективного труда от возможности самостоятельно принимать необходимые решения.
Западный менеджмент выделяет два направления, обеспечивающих ускорение инновационного процесса и повышение его эффективности [7].
Первое направление - увеличение инвестиции на исследования и разработки.
Второе направление ускорения инновационного процесса заключается в создании небольших фирм (венчурных предприятий).
В условиях небольших фирм осуществляется ускоренное изменение номенклатуры товарной продукции в направлении улучшения их потребительских свойств.
Кроме того, меньшие бюрократические препятствия и финансовая поддержка инновационных банков обеспечивает ускоренное развитие инновационных процессов[17,с.118].
Для успешного внедрения и освоения нововведения необходимо выполнение следующих условий:
1. Согласование экономических
интересов разработчиков,
2. Завершенность разработки,
включая опытно-промышленную
3. Подготовка специалистов
для внедрения и
4. Наличие у предприятия
резервных мощностей для
5. Ответственность работников
и внедренческих фирм за
Не следует начинать внедрение без маркетинга и предварительного технико-экономического обоснования. Заводы-изготовители должны, как правило, получать документацию, откорректированную по результатам испытаний. Освоение нововведения следует начинать с промышленной серии, а не с опытного образца.
Для ускоренного внедрения новшеств также важно, чтобы заказчик получал не отдельные виды оборудования, а целостную систему. Для этого головное предприятие заключает договоры с соисполнителями или образует с ними единый научно-производственный комплекс.
На предприятиях-потребителях
целесообразно создавать
Типы инновационных стратегий
Мировой опыт стратегического управления позволяет многообразие применяемых стратегий свести к следующим основным группам:
1. Концентрация производства
- предусматривает расширение
2. Выход на новый рынок - предусматривает поиск новых регионов, имеющих неудовлетворенный спрос на продукцию данной потребительской значимости.
3. Развитие и совершенствование
продукта - преследует более полное
удовлетворение потребностей
4. Нововведения в области
технологии производства - осуществляются
с целью снижения затрат на
производство и повышения
Информация о работе Нововведения в сфере организации производства