Объект, предмет, структура и функции социологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 15:45, реферат

Описание работы

Проблемы управления в социологии рассматриваются с различных позиций, так как социология управления по сравнению с другими науками об обществе является относительно молодой наукой. Это обуславливает наличие порой диаметрально противоположных теоретико-методологических подходов и научных положений. В общенаучном плане под объектом исследования понимается часть органической или неорганической природы, рассматриваемая в качестве самостоятельной системы, в качестве объекта исследования допустимо рассматривать всю вселенную и любой ее элемент. Объектом социологии управления являются управляемые процессы и объекты всех уровней: общество в целом, регион, муниципальное образование, социальная сфера, предприятие, фирма, группа, личность.

Файлы: 1 файл

Социология управления семинар !.docx

— 38.02 Кб (Скачать файл)

1.Объект, предмет,  структура и функции социологии  управления

Проблемы управления в социологии рассматриваются с различных  позиций, так как социология управления по сравнению с другими науками  об обществе является относительно молодой  наукой. Это обуславливает наличие  порой диаметрально противоположных  теоретико-методологических подходов и научных положений. В общенаучном  плане под объектом исследования понимается часть органической или  неорганической природы, рассматриваемая  в качестве самостоятельной системы, в качестве объекта исследования допустимо рассматривать всю  вселенную и любой ее элемент. Объектом социологии управления являются управляемые процессы и объекты  всех уровней: общество в целом, регион, муниципальное образование, социальная сфера, предприятие, фирма, группа, личность. Таким образом, объект социологии управления - это вся социальная сфера, в том  числе человек как социальное существо, и процессы, протекающие  в данной сфере. Анализируя объект исследования социологии управления, следует добавить, что данная наука исследует также  и спонтанные процессы самоорганизации  в обществе, которые даже без включения  в управленческую деятельность играют важную роль в социальном управлении. В число спонтанных процессов  входят репродуктивное поведение, формирование общественного мнения, проявление потребительских  интересов, миграция населения, теневая  экономика и т.п. Спонтанные процессы самоорганизации общества, возникающие  в процессе социальных взаимодействий, присущи многим формам жизнедеятельности.

Предмет исследования выражает те характеристики, процессы, параметры, свойства, которые  являются значимыми для цели и  задач данного исследования, он более  конкретен и избирателен по сравнению  с объектом исследования. Предмет  социологии управления - взаимосвязи, закономерности функционирования социальных объектов и механизмы управления ими на основе социологического анализа. Важным аспектом предметной области  является исследование закономерностей, регулирующих управление как социальную деятельность в согласовании интересов  различных субъектов общественной жизни. При этом необходим анализ того, как и каким образом реализуются  объективные социальные закономерности в управлении, и на этой основе конструировать стратегию и тактику целенаправленной управленческой деятельности. Предметной областью социологии управления является также исторический взгляд на управление: рассмотрение различных его форм в историческом контексте от общинного  самоуправления, через государственное  управление к сочетанию государственного управления с различными формами  общественного самоуправления.

Специалисты Центра социологии управления и социальных технологий Института  социологии Российской Академии наук выделяют четыре блока проблем управленческой практики, требующих специальных  знаний для их решения:

- проблемы управления людьми, когда предметом управления становятся личные, а не профессионально-технологические качества работника;

- проблемы управления отношениями при смещении акцента в сторону отношений руководства и лидерства и противопоставлении формальных и неформальных структур в решении вопросов повышения производительности труда;

- проблемы управления результатами заключаются в отсутствии четко выработанных критериев результативности и эффективности управленческих действий;

- проблемы управления системами, когда в качестве системы рассматривается лишь объект управления, а не системный характер самого механизма управления.

Актуальной задачей социологии управления является также изучение и прогнозирование вариантов  развития спонтанных процессов, разработка рекомендаций по их оптимизации средствами административного, социального и  других видов воздействия.

Определяя структуру социологии управления, необходимо иметь в виду, что в  ее исследовательское поле входят разного  типа исследования, в числе которых  фундаментальные и прикладные. Фундаментальные  знания ориентированы на приращение интеллектуального потенциала науки  и общества в целом, а прикладные - на использование их в разработке управленческих решений, в проектировании, прогнозировании и других технологиях управления. Социология управления изучает социальные процессы с позиций иерархического принципа построения системы и взаимосвязей внутри нее. В теоретическом плане она рассматривает социальные проблемы разного уровня и масштаба применяемых управленческих воздействий, базируясь на основных философских законах познания общего через обобщение частного и сопоставлении частного с общим. Таким образом, в зависимости от круга управленческих проблем в структуре социологии управления можно выделить четыре уровня.

Макросоциологический уровень - это изучение управленческих процессов и отношений на межгосударственном, государственном, этническом, межэтническом и т.п. уровнях.

Теории среднего уровня изучают  управление в локальных сферах общества: в регионе, в муниципальных образованиях, в организации и т.п.

Микроуровень - изучение личности, ее потребностей, мотивации в процессе управленческих коммуникаций.

Операциональный уровень включает анализ и выбор наиболее оптимальных методов и технологий управления, разработку программы и проведение конкретно-социологических исследований по проблемам управления.

Функции социологии управления следующие:

- познавательная - изучение сущности управленческих отношений, роли и значения управления в развитии общества и его подсистем;

- методологическая функция заключается в том, что в процессе исследования не только изучаются свойства объекта и предмета исследования, но и накапливаются знания о самом процессе познания, вырабатываются принципы и методы познания, научной деятельности;

- социально-инженерная функция направлена на изменение социальных систем и институтов в заданном направлении;

- гуманистическая, культурологическая функция выражается в формировании культуры управления, обеспечивающей необходимые условия для оптимизации управленческой деятельности;

- поисково-прогностическая - определение возможных вариантов развития и возможных состояний систем м процессов;

- нормативно-прогностическая - поиск управленческих методов и технологий для достижения оптимального состояния управляемого объекта;

- идеологическая, которая опирается на систему основополагающих взглядов на существующие общественные отношения, в том числе управленческие, в соответствии с интересами личности, различных социальных групп и общества в целом.

Таким образом, социология управления - это наука, изучающая механизмы  социального управления, опирающаяся  на социально значимые цели и прикладные социологические исследования. Она  является одной из молодых социологических  дисциплин, с этим связано то, что  социология управления пока не имеет  общепризнанного места в системе  социологического знания и управленческих наук, а также сложившегося понятийного  аппарата. Это создает немало проблем  в осмыслении управления социальными  процессами и системами с позиций  данной науки.

 

 

 

 

2. Методология  и методы в социологии управления

В науке понятие методологии  имеет несколько значений, среди  них можно выделить следующие:

- система основных принципов в теоретическом исследовании (парадигма);

- учение о методах познания;

- совокупность методов сбора, обработки и интерпретации данных эмпирического исследования.

В социологии управления понятие методологии  рассматривается в двух аспектах - гносеологическом и прагматическом: в гносеологическом аспекте как  совокупность основных принципов познания (изучения) социальной реальности и  проблем управления, в прагматическом аспекте это - совокупность методов  управления, то есть как технологии управления, применяемые в практической деятельности.

Все теоретические методы, используемые социологией управления, условно  можно разделить на три основные группы - общенаучные, социологические, специфические методы социологии управления. Общенаучные методы предполагают наличие  причинно-следственных связей между  явлениями, рассматривают их в непрерывном  развитии, различая при этом объективные  характеристики и их субъективное восприятие. Общенаучные методы, которыми руководствуется  социология управления, имеют следующие  характеристики - объективность, конкретность, системность, комплексность, историзм и единство теории и практики.

Особенность социологических методов  определяется характеристиками социума, которые требуют изучения общества во всем его разнообразии. С этих позиций важнейшими для социологии являются социально-философский метод, метод структурно-функционального  и системного анализа, в конце  ХХ столетия в социологию вошли синергетический  подход, теории хаоса и глобализации. Теория хаоса - это анализ случайностей в крупных упорядоченных системах. Из нее следует, что в большинстве  организаций повседневные события  имеют случайный характер и поэтому  они непредсказуемы. Данная теория переориентирует управленцев от веры в возможности предсказания будущих событий и контроля над  ними к убеждению о необходимости  повышения гибкости организации, развития способности к адаптации без  утраты связи с внешней средой. Концепция делегирования власти сотрудникам всех организационных  уровней, осознание потенциала сотрудников  и его раскрытие - это способ существования  организации в быстро меняющейся внешней среде. Современная социология управления, как и общая социология, в научном поиске использует методологию, сочетающую теоретические, эмпирические и гипотетические (социальное моделирование  и прогнозирование) подходы.

Важной составляющей методологии  социологии управления является группа социологических методов, обеспечивающих эмпирическую достоверность, так как  социальное управление является объектом не только теоретических, но и эмпирических исследований. К этой группе относятся  методы сбора, обработки и интерпретации  полученной информации. Основная черта  прикладных исследований - практическая направленность, поэтому социологов - прикладников называют социологами - практиками. Любое добросовестное социологическое  прикладное исследование начинается с  разработки его программы, что предполагает выполнение ряда научных процедур. Во-первых, выяснение содержания исходных понятий и определение эмпирических показателей и индикаторов, с  помощью которых регистрируются изучаемые явления и процессы. Во-вторых, уточнение взаимосвязей между изучаемыми явлениями и, в-третьих, выбор алгоритмов теоретического обобщения  эмпирических данных на основе исходных понятий. Знания, получаемые в результате проведенных эмпирических исследований, ориентированы непосредственное использование  в разработке решений, в проектировании, прогнозировании и других технологиях  социального управления. Прикладные исследования выполняют как научную  функцию, получение нового знания, так  и социально-инженерную, которая выражается в обеспечении конкурентных преимуществ субъектам управления, в интересах которых проводятся исследования.

Определение специфических методов  социологии управления довольно сложно, так как она тесно связана  с общей социологией, тем не менее, исследователи предпринимают попытки  приписать социологии управления собственный  инструментарий познания, зависящий  от подхода к анализу социальной организации. К специфическим методам  социологии управления они относят:

- организационно-структурный анализ - познание организации через ее структуру;

- коммуникационный - анализ системы связей, образующихся между членами организации;

- социотехнический - изучение организации через систему требований технологии ее деятельности;

- инновационный - изучение с позиций развития организации.

Рассматривая каждую из сторон организации, необходимо восприятие ее в целом, поэтому  выше перечисленные специфические методы исследования в социологии управления эффективны лишь в комплексном исследовании. Используя лишь один или группу методов, можно придти к одностороннему и даже извращенному толкованию организации и принципов управления.

 

 

3.Методы сбора социологических данных


 

Методы сбора социологических  данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

  • анализ документов;
  • социологическое наблюдение;
  • опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);
  • социальный эксперимент;
  • некоторые социально психологические методики (групповые тесты).

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.Документом в конкретном социологическом исследованииназывают специально созданный автором(коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в  себе два рода информации:

  • информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;
  • авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Информация о работе Объект, предмет, структура и функции социологии управления