Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 15:45, реферат
Проблемы управления в социологии рассматриваются с различных позиций, так как социология управления по сравнению с другими науками об обществе является относительно молодой наукой. Это обуславливает наличие порой диаметрально противоположных теоретико-методологических подходов и научных положений. В общенаучном плане под объектом исследования понимается часть органической или неорганической природы, рассматриваемая в качестве самостоятельной системы, в качестве объекта исследования допустимо рассматривать всю вселенную и любой ее элемент. Объектом социологии управления являются управляемые процессы и объекты всех уровней: общество в целом, регион, муниципальное образование, социальная сфера, предприятие, фирма, группа, личность.
Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документеинформацию об изучаемом объекте,зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.
Существуют определенные правил
Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходитпрямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.
В зависимости от положения (позиции) наблюдателя различают следующие разновидности этого метода.
Метод опроса представляет собой метод сбора социальной информацииоб изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом)путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач КСИ. Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.
Основное назначение метода - получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого.
Основной областью применения опроса является изучение сферы сознания людей.Опрос также применяется в исследовании таких явлений и процессов, которые мало доступны непосредственному наблюдению. В качестве объекта исследования может выступать социальная общность, группа, коллектив или индивид. Если группа, коллектив или индивид выступают как данность, которую социолог может отобрать для изучения, то социальная общность формируется самим социологом.
Необходимо учитывать, что данные опроса в любом случае выражают лишь субъективное мнение опрошенных. Из этого факта вытекают ограничения в применении данного метода. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения социальной жизни в сознании индивидов, социальных групп, выступающих в качестве респондентов.
В зависимости от ролевых позиций того, кто опрашивает (исследователя) и того, кто отвечает (респондента) выделяют две разновидности опроса-анкетный опрос и интервью. Несколько особняком стоит методэкспертного опроса. Основание выделения этого вида — качество респондентов.
В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетер. Его функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.
Существуют различные виды анке
Интервью предполагает иной вид контакта социолога с респондентом, опосредуемого не анкетой и анкетером, а интервьюером. Роль интервьюера — не просто раздача анкет и обеспечение их заполнения респондентами, но как минимум озвучивание вопросов анкеты. Функции интервьюера зависят от вида интервью. Более высокая роль интервьюера в исследовании предъявляет к нему повышенные требования. Поэтому интервьюер должен пройти более сложную подготовку, чем анкетер.
Интервью можно
Тест- это кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятий) групп и коллективов.
В социологии применяются социометрические тесты,которые направлены на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов группы связей, предпочтений в ситуациях выбора. Основное назначение социометрического теста — диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Социометрия выполняет следующиефункции:
В социометрическом тесте единицей
анализа и измерения является в
По Фролову С.С. фокусирование (или фокус-группа) — это «форма опроса, в основе которого лежит всестороннее обсуждение проблемы с подобранной группой людей, проводимое модератором с целью установления качественных параметров поведения потребителей»
Суть метода заключается в глубинном исследовании какого-либо вопроса или проблема в группе людей, тщательно подобранных по принадлежности к целевым группам, используя при этом ограниченный круг вопросов. Данный метод исследования более сложен, чем интервью, поскольку направлен на групповое взаимодействие и порождает более сложную реакцию на вопрос ведущего. Дискуссия длится до двух часов и фиксируется на аудио- или видеоплёнку. Важную роль в этом виде социологического исследования играет модератор. Главная его задача — уловить мнение каждого члена фокус-группы, дать ему возможность высказаться.
обсуждение в группе может повлиять на мнение неуверенных в себе участников или участников с несформировавшейся ещё точкой зрения.
Контент-анализ
Классический анализ — это все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае.
Контент-анализ (анализ содержания) — один из методов изучения текстов и документов, «перевод в количественные показатели массовой текстовой или записанной на пленку информации с последующей статистической ее обработкой». Наиболее эффективным считается применение этого метода для анализа потоков информации на страницах газет, на радио и телевидении, в рекламных сообщениях. В каждом конкретном случае исследователь разрабатывает специальную методику, которая позволяет ему «по содержанию ряда материалов судить о том, что стоит за этим содержанием. На основании информации о том, что есть в тексте, исследователь делает вывод, в какой мере это отражает (моделирует, модифицирует, трансформирует, искажает) социальную реальность»
Социометрическая техника,
разработанная Дж. Морено, применяется
для диагностики межличностных и межгрупповых
отношений в целях их изменения, улучшения
и совершенствования. С помощью социометрии
можно изучать типологию социального
поведения людей в условиях групповой
деятельности, судить о социально-психологической
совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь
целью:
а) измерение степени сплоченности-
б) выявление «социометрических позиций»,
т. е. соотносительного авторитета членов
группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются
«лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем,
сплоченных образований, во главе которых
могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии
позволяет проводить измерение
авторитета формального и неформального
лидеров для перегруппировки
людей в командах так, чтобы снизить
напряженность в коллективе, возникающую
из-за взаимной неприязни некоторых
членов группы. Социометрическая методика
проводится групповым методом, ее проведение
не требует больших временных затрат (до
15 мин.). Она весьма полезна в прикладных
исследованиях, особенно в работах по
совершенствованию отношений в коллективе.
Но она не является радикальным способом
разрешения внутригрупповых проблем,
причины которых следует искать не в симпатиях
и антипатиях членов группы, а в более
глубоких источниках.
Надежность процедуры зависит прежде
всего от правильного отбора критериев
социометрии, что диктуется программой
исследования и предварительным знакомством
со спецификой группы.
5.Моделирование и эксперимент. Виды социальных экспериментов.
Большое значение в социальном управлении имеет системный подход и моделирование.
«Модель – это эталон, стандарт, устройство, воспроизводящее, имитирующее строение, функции, действия какого-либо другого устройства (при испытаниях); образ, аналог, схема некоего фрагмента реальности, объекта культуры, познания оригинала; интерпретация (в логике, математике)».
Для того чтобы изучить непознанные свойства объекта используют модель, где модель имеет ряд отличий от оригинала. В этом и заключается метод моделирования, то есть исследование различных процессов, явлений, основанный на замещение оригинала аналогом.
Моделирование может иметь различные виды:
Предметное моделирование. Здесь создаются различные модели, отображаются различные свойства оригинала.
Знаковое моделирование. Данное моделирование представляет параметры объекта с помощью различных символов, схем, формул.
При управленческом моделировании исследуются важные свойства аналогов различных процессов, явлений, объектов.
Социальное моделирование
В социальном управлении выделяют имитационное моделирование, которое повторяет развитие социального процесса. Различают несколько видов имитационного моделирования:
Игровые модели. Здесь люди выполняют различные игровые роли.
Машинные модели.
Человеко-машинные модели.
Две последние модели составляют основу
компьютерного моделирования, где
создание имитационной модели позволяет
заменить естественный эксперимент
на модели. И модель здесь имитирует
поведение объекта при
Информация о работе Объект, предмет, структура и функции социологии управления