Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:39, курсовая работа
Цель курсового проекта состоит в поиске путей повышения эффективности инновационной деятельности предприятия.
Задачи курсового проекта:
- провести анализ эффективности инновационной деятельности предприятия;
- представить методические положения оценки инновационной деятельности предприятия;
- обосновать управленческие решения по повышению эффективности инновационной деятельности предприятия.
Объект исследования - ООО Тюменский Завод «Металлоконструкций и Резервуаров».
Введение
3
1. Анализ эффективности инновационной деятельности предприятия
5
1.1. Характеристика инновационной деятельности предприятия
5
1.2. Оценка эффективности инновационной деятельности и факторов, на нее влияющих
15
1.3. Выявление резервов повышения эффективности инновационной деятельности предприятия
19
2. Методические положения оценки инновационной деятельности предприятия
23
2.1. Формирование методики оценки инновационной деятельности предприятия
23
2.2. Информационное обеспечение оценки инновационной деятельности
26
3. Обоснование управленческих решений по повышению эффективности инновационной деятельности предприятия
28
3.1. Разработка проектных решений по повышению эффективности инновационной деятельности предприятия
29
3.2. Оценка экономической эффективности предлагаемых управленческих решений
33
Заключение
38
Список литературы
По результатам расчетов видно, что к 2012 г. снизился уровень результативности стадии внедрения изобретений снизился с аналогичным показателем в 2011 г. на 0,03, также снизился показатель средней продолжительности освоения одного изобретения на 1,05 и общая длительность разработки и освоения инновации на 2,05.
Результативность инновационной деятельности предприятия по длительности разработки и внедрения инноваций увеличилась к 2012 г. на 0,24 по сравнению с 2011 г.
1.3. Выявление резервов
повышения эффективности
В современных экономических условиях предприятия должно постоянно развиваться, улучшая параметры своей инновационной деятельности, чтобы сохранить свои конкурентные позиции. Механизм функционирования предприятия обязательно должен включать в себя постоянное саморазвитие, отражающееся в улучшении значений показателей эффективности его деятельности.
Исследование экономических процессов на уровне предприятия, основного звена национальной экономики, имеет ключевое значение. Именно на этом уровне управления необходимо глубоко разобраться, какие возможности имеются у каждого хозяйствующего субъекта по поддержанию устойчивого и эффективного развития экономики. И самое главное - от решения этих проблем предприятиями зависит устойчивое развитие экономики страны в целом.
Ограниченность ресурсов
диктует необходимость поиска дополнительных
источников для расширения доли организаций
на рынке и удовлетворения возрастающих
потребностей в товарах. Выявление
резервов и их вовлечение в использование
на этапе оживления и
Под резервами понимают неиспользованные возможности снижения удельного (т.е. приходящегося на единицу выпуска и реализации продукции) расхода материальных ресурсов, труда, капитальных затрат.
Цель поиска резервов - увеличение
объема выпуска и реализации продукции,
достижение уровня рентабельности, необходимого
для сохранения конкурентных позиций
и повышения стоимости бизнеса.
Поиск и оценка резервов предполагает
количественное изменение возможного
увеличения выпуска в результате
повышения эффективности
Эффективное управление устойчивым
развитием производства является важнейшим
элементом обеспечения
Таблица 1.5
SWOT- анализ ООО «ТЗ «МиР»
Внешняя среда |
Возможности |
Угрозы |
- завоевание весомой доли
рынка металлоконструкций г. - расширение ассортимента выпускаемой продукции; - проведение рекламных кампаний; - cокращение издержек; - объединение с конкурентами; - появление более совершенных технологий |
- новые конкуренты на рынке - быстро меняющаяся среда,
следовательно, быстро - давление конкурентов; - ухудшение экономического положения в стране; - увеличение стоимости сырья | |
Внутренняя среда |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- широкий спектр выпускаемой продукции; - прямые каналы сбыта
от производителя к - новое оборудование |
- высокие издержки; - текучесть кадров; - отсутствие отдела - неукомплектованность некоторых отделов и цехов |
Из проведенного анализа
видно, что основными преимуществами
предприятия ООО ТЗ «МиР» является
то, что оно по сравнению со своими
конкурентами достаточно молодое, закупило
новое оборудование, следовательно,
оборудование эффективнее и работает,
более современное, что позволит
предприятию снижать издержки производимой
продукции. Значит, цена будет ниже,
чем у конкурентов, что приведет
к массовому привлечению
Весомым недостатком предприятия
является текучесть кадров, что снижает
производительность работников и объемы
производства, что может изменить
планы производства предприятия. Также
в развивающемся предприятии
очень важно разработать
Одним из главных направлений
совершенствования
Такую лабораторию планируется создать в ООО ТЗ «МиР», тем более, что у предприятия есть для этого необходимые площади. Благодаря этому мероприятию, завод ООО ТЗ «МиР» может значительно сократить расходы на услуги сторонних организаций в области проверки качества выпускаемой продукции.
На данный момент предприятие
ООО ТЗ «МиР» для проверки качества
выпускаемой продукции
2. Методические
положения оценки
2.1. Формирование методики
оценки инновационной
Анализ различных публикаций позволяет выделить следующие подходы к оценке уровня инновационного развития.
Методики первой группы подходов
позволяют оценить уровень
В.Н. Самочкин, О.А. Тимофеева,
А.А. Калюкин предлагают для оценки
уровня инновационного развития использовать
коэффициент эффективности
Э = В/П
Значения коэффициента эффективности инновационной деятельности позволяют выделить три ситуации:
1) соблюдается баланс
потребностей и возможностей
для обновления выпускаемых
2) потребности предприятия
в обновлении изделий
3) возможности предприятия
осуществлять финансирование
В соответствии с рассмотренными состояниями предприятия по уровню коэффициента эффективности инновационной деятельности дальнейшая его политика в области обновления продукции должна сводиться к следующему:
- в первом случае при
формировании инновационной
- во втором случае предприятие
должно осуществить анализ
- в третьем случае предприятие
после формирования плана
Однако данный подход к
оценке эффективности инновационного
развития имеет одностороннюю
Интересна методика А.А. Трифиловой по определению типа инновационного потенциала в зависимости от обеспечения предприятия собственными оборотными средствами. Автор данной методики выделяет следующие типы инновационного потенциала предприятия:
1) высокие инновационные
возможности (S=(1,1,1)) – высокая
обеспеченность собственными
2) средние инновационные
возможности (S=(0,1,1)) – нормальная
финансовая обеспеченность
3) низкие инновационные
возможности (S=(0,0,1)) – удовлетворительная
финансовая поддержка текущих
производственных запасов и
4) нулевые инновационные
возможности (S=(0,0,0)) – дефицит
или отсутствие источников
Данный подход также ограничен в применении, поскольку охватывает только одну составляющую инновационного развития – финансовое обеспечение инновационной деятельности.
Методики второй группы подходов
направлены на оценку уровня инновационного
развития на мезоуровне. В частности,
Л.С. Валинурова и Н.А. Кузьминых полагают
возможным оценку инновационного развития
отрасли на основе сводного показателя
инновационного развития (СПИР), включающего
инновационный потенциал
СПИР = {ИПир, ИА}.
Авторский коллектив под руководством А.П. Егоршина для оценки инновационного развития региона предлагает использовать интегральный коэффициент инновационной активности, представляющий среднее геометрическое из произведения экстенсивного и интенсивного коэффициентов инновационной активности:
Экстенсивный коэффициент инновационной активности определяется как доля предприятий, занимающихся исследованиями и разработками в общем их числе. Интенсивный коэффициент инновационной активности представляет собой долю инновационной продукции в ее общем объеме.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно отметить наличие различных методик оценки инновационного развития на уровне отдельных предприятий, отраслей и регионов.
В то же время отсутствует проработанная методика оценки уровня инновационного развития корпоративных структур, функционирование которых обладает рядом принципиальных отличий от предприятия (фирмы).
2.2. Информационное обеспечение
оценки инновационной
К наиболее важным источникам информации для анализа инвестиционно-инновационной деятельности относятся:
1) бизнес-план, включая инвестиционный,
финансовый, маркетинговый
планы;
2) нормы и нормативы
расхода материально-
финансовых ресурсов;