Обоснование управленческих решений по повышению эффективности инновационной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта состоит в поиске путей повышения эффективности инновационной деятельности предприятия.
Задачи курсового проекта:
- провести анализ эффективности инновационной деятельности предприятия;
- представить методические положения оценки инновационной деятельности предприятия;
- обосновать управленческие решения по повышению эффективности инновационной деятельности предприятия.
Объект исследования - ООО Тюменский Завод «Металлоконструкций и Резервуаров».

Содержание работы

Введение
3
1. Анализ эффективности инновационной деятельности предприятия
5
1.1. Характеристика инновационной деятельности предприятия
5
1.2. Оценка эффективности инновационной деятельности и факторов, на нее влияющих
15
1.3. Выявление резервов повышения эффективности инновационной деятельности предприятия
19
2. Методические положения оценки инновационной деятельности предприятия
23
2.1. Формирование методики оценки инновационной деятельности предприятия
23
2.2. Информационное обеспечение оценки инновационной деятельности
26
3. Обоснование управленческих решений по повышению эффективности инновационной деятельности предприятия
28
3.1. Разработка проектных решений по повышению эффективности инновационной деятельности предприятия
29
3.2. Оценка экономической эффективности предлагаемых управленческих решений
33
Заключение
38
Список литературы

Файлы: 1 файл

OOO_TZ_MiR_1 (1).docx

— 166.73 Кб (Скачать файл)

 

По результатам расчетов видно, что к 2012 г. снизился уровень  результативности стадии внедрения изобретений снизился с аналогичным показателем в 2011 г. на 0,03, также снизился показатель средней продолжительности освоения одного изобретения на 1,05 и общая длительность разработки и освоения инновации на 2,05.

Результативность инновационной деятельности предприятия по длительности разработки и внедрения инноваций увеличилась к 2012 г. на 0,24 по сравнению с 2011 г.

 

1.3. Выявление резервов  повышения эффективности инновационной  деятельности предприятия

 

В современных экономических  условиях предприятия должно постоянно  развиваться, улучшая параметры  своей инновационной деятельности, чтобы сохранить свои конкурентные позиции. Механизм функционирования предприятия обязательно должен включать в себя постоянное саморазвитие, отражающееся в улучшении значений показателей эффективности его деятельности.

Исследование экономических  процессов на уровне предприятия, основного  звена национальной экономики, имеет  ключевое значение. Именно на этом уровне управления необходимо глубоко разобраться, какие возможности имеются у каждого хозяйствующего субъекта по поддержанию устойчивого и эффективного развития экономики. И самое главное - от решения этих проблем предприятиями зависит устойчивое развитие экономики страны в целом.

Ограниченность ресурсов диктует необходимость поиска дополнительных источников для расширения доли организаций  на рынке и удовлетворения возрастающих потребностей в товарах. Выявление  резервов и их вовлечение в использование  на этапе оживления и экономического роста является дополнительным источником в условиях ограниченности ресурсов.

Под резервами понимают неиспользованные возможности снижения удельного (т.е. приходящегося на единицу выпуска  и реализации продукции) расхода  материальных ресурсов, труда, капитальных  затрат.

Цель поиска резервов - увеличение объема выпуска и реализации продукции, достижение уровня рентабельности, необходимого для сохранения конкурентных позиций  и повышения стоимости бизнеса. Поиск и оценка резервов предполагает количественное изменение возможного увеличения выпуска в результате повышения эффективности использования  ресурсов, их оптимального сочетания  и увеличение доли организации на рынке.

Эффективное управление устойчивым развитием производства является важнейшим  элементом обеспечения устойчивого  развития предприятия в связи  с тем, что производство стоит  в центре любого предприятия и  является его главным звеном.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.5

SWOT- анализ ООО «ТЗ «МиР»

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

- завоевание весомой доли  рынка металлоконструкций г. Тюмени;

- расширение ассортимента  выпускаемой продукции;

- проведение рекламных  кампаний;

- cокращение издержек;

- объединение  с конкурентами;

- появление  более совершенных  технологий

- новые конкуренты на  рынке

- быстро меняющаяся среда,  следовательно, быстро меняющиеся  потребности клиентов;

- давление конкурентов;

- ухудшение  экономического  положения в стране;

- увеличение  стоимости  сырья

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

- широкий спектр  выпускаемой  продукции;

- прямые каналы сбыта  от производителя к потребителю;

- новое оборудование

- высокие издержки;

- текучесть кадров;

- отсутствие отдела планирования  деятельности предприятия;

- неукомплектованность  некоторых отделов и цехов


 

Из проведенного анализа  видно, что основными преимуществами предприятия ООО ТЗ «МиР» является то, что оно по сравнению со своими конкурентами достаточно молодое, закупило новое оборудование, следовательно, оборудование эффективнее и работает, более современное, что позволит предприятию снижать издержки производимой продукции. Значит, цена будет ниже, чем у конкурентов, что приведет к массовому привлечению клиентов, а также переманиваю клиентов у конкурентов. Так, Тюменский Завод  «МиР» сможет занять значительную долю рынка металлоконструкций в городе Тюмени. Еще одним немаловажным преимуществом  перед конкурентами является наличие  собственных цехов производства.

Весомым недостатком предприятия  является текучесть кадров, что снижает  производительность работников и объемы производства, что может изменить планы производства предприятия. Также  в развивающемся предприятии  очень важно разработать стратегию  и понимать какого направления необходимо придерживаться, чтобы занять свою нишу и стабильно работать. Есть ряд затрат, уровень которых можно снизить. Например, создание лаборатории неразрушающего контроля, позволит снизит затраты на оценку качества продукции, так как на данный момент для оценки предприятие пользуется услугами сторонних организаций.

Одним из главных направлений  совершенствования инновационной  деятельности на изучаемом предприятии  является создание лаборатории неразрушающего контроля, которая будет иметь  необходимое оборудование и сертификаты для анализа качества материалов, сварных швов и окраски деталей. В лаборатории будет испытательное оборудование для проведения испытаний на растяжение металлов, изгиб, определение ударной вязкости и твердости.

Такую лабораторию планируется  создать в ООО ТЗ «МиР», тем  более, что у предприятия есть для этого необходимые площади. Благодаря этому мероприятию, завод  ООО ТЗ «МиР» может значительно  сократить расходы на услуги сторонних  организаций в области проверки качества выпускаемой продукции.

На данный момент предприятие  ООО ТЗ «МиР» для проверки качества выпускаемой продукции обращается к сторонним организациям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методические  положения оценки инновационной  деятельности предприятия

 

2.1. Формирование методики  оценки инновационной деятельности  предприятия

 

Анализ различных публикаций позволяет выделить следующие подходы  к оценке уровня инновационного развития.

Методики первой группы подходов позволяют оценить уровень инновационного развития на микроуровне (на уровне отдельных  предприятий). Так, в частности, А.А. Чулок предлагает оценивать эффективность  инновационного развития на основе обобщенного  инновационного показателя, который  определяется как сумма индикаторов, отражающих долю затрат на НИОКР в  общей сумме затрат, долю продаж инновационных продуктов в общем  объеме продаж и так далее с  учетом эластичности каждого индикатора, используемой в качестве весового коэффициента. Полученный обобщенный инновационный  показатель может применяться для  оценки возможностей предприятия и  выбора соответствующей инновационной  стратегии, для сравнения уровня инновационного развития предприятий  и т.д.

В.Н. Самочкин, О.А. Тимофеева, А.А. Калюкин предлагают для оценки уровня инновационного развития использовать коэффициент эффективности инновационной  деятельности (Э), представляющий отношение  возможностей (В) предприятия, направленных на финансирование процесса обновления изделий, к его потребностям (П) в  средствах на поддержание производимой продукции на уровне, соответствующему спросу со стороны потенциальных покупателей:

Э = В/П                                       (2.1)

Значения коэффициента эффективности  инновационной деятельности позволяют  выделить три ситуации:

1) соблюдается баланс  потребностей и возможностей  для обновления выпускаемых изделий  (Э=1);

2) потребности предприятия  в обновлении изделий превышают  его возможности осуществлять  финансирование собственными силами (Э<1);

3) возможности предприятия  осуществлять финансирование процессов  обновления изделий выше потребности  в инвестициях (Э>1).

В соответствии с рассмотренными состояниями предприятия по уровню коэффициента эффективности инновационной  деятельности дальнейшая его политика в области обновления продукции  должна сводиться к следующему:

- в первом случае при  формировании инновационной программы  предприятие должно предусмотреть  своевременную модернизацию выпускаемых  изделий, финансирование НИОКР  и освоения новой ранее не  выпускавшейся продукции за счет  осуществления внешнего финансирования  или отказа от модернизации  какого-либо выпускаемого изделия;

- во втором случае предприятие  должно осуществить анализ затрат  на обновление с целью поиска  возможностей их снижения; определить  приоритетность финансирования  работ по модернизации выпускаемых  изделий; осуществить оценку потенциала  каждого изделия и принять  решение об исключении ряда  изделий из инновационной программы;

- в третьем случае предприятие  после формирования плана модернизации  выпускаемых изделий должно наметить  направления освоения новых видов  продукции или диверсификации  выпускаемой продукции. Необходимо  отметить, что использование в  качестве источника финансирования  собственных средств снижает  риск планирования обновления  производства для предприятий  этой группы.

Однако данный подход к  оценке эффективности инновационного развития имеет одностороннюю направленность, поскольку охватывает только продуктовые  и процессные инновации.

Интересна методика А.А. Трифиловой по определению типа инновационного потенциала в зависимости от обеспечения  предприятия собственными оборотными средствами. Автор данной методики выделяет следующие типы инновационного потенциала предприятия:

1) высокие инновационные  возможности (S=(1,1,1)) – высокая  обеспеченность собственными ресурсами;  реализацию стратегий инновационного  развития предприятие может осуществлять  без внешних заимствований;

2) средние инновационные  возможности (S=(0,1,1)) – нормальная  финансовая обеспеченность производства  необходимыми ресурсами; для эффективного  вовлечения новых технологий  в хозяйственный оборот необходимо  использование некоторого объема  заемных средств;

3) низкие инновационные  возможности (S=(0,0,1)) – удовлетворительная  финансовая поддержка текущих  производственных запасов и затрат; для реализации стратегий инновационного  развития требуется привлечение  значительных финансовых средств  из внешних источников;

4) нулевые инновационные  возможности (S=(0,0,0)) – дефицит  или отсутствие источников формирования  затрат.

Данный подход также ограничен  в применении, поскольку охватывает только одну составляющую инновационного развития – финансовое обеспечение  инновационной деятельности.

Методики второй группы подходов направлены на оценку уровня инновационного развития на мезоуровне. В частности, Л.С. Валинурова и Н.А. Кузьминых полагают возможным оценку инновационного развития отрасли на основе сводного показателя инновационного развития (СПИР), включающего  инновационный потенциал отрасли  промышленности с учетом инновационного риска (ИПир) и инновационную активность отрасли промышленности (ИА): 

 

СПИР = {ИПир, ИА}.                                     (2.2) 

Авторский коллектив под  руководством А.П. Егоршина для оценки инновационного развития региона предлагает использовать интегральный коэффициент  инновационной активности, представляющий среднее геометрическое из произведения экстенсивного и интенсивного коэффициентов  инновационной активности: 

                                (2.3) 

Экстенсивный коэффициент  инновационной активности определяется как доля предприятий, занимающихся исследованиями и разработками в  общем их числе. Интенсивный коэффициент  инновационной активности представляет собой долю инновационной продукции  в ее общем объеме.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно отметить наличие различных  методик оценки инновационного развития на уровне отдельных предприятий, отраслей и регионов.

В то же время отсутствует  проработанная методика оценки уровня инновационного развития корпоративных  структур, функционирование которых  обладает рядом принципиальных отличий  от предприятия (фирмы).

 

2.2. Информационное обеспечение  оценки инновационной деятельности 

 

К наиболее важным источникам информации для анализа инвестиционно-инновационной деятельности относятся:

1) бизнес-план, включая инвестиционный, финансовый, маркетинговый 
планы;

2) нормы и нормативы  расхода материально-энергетических, трудовых, 
финансовых ресурсов;

Информация о работе Обоснование управленческих решений по повышению эффективности инновационной деятельности предприятия