Образовательные учреждения как организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 17:14, реферат

Описание работы

Одним из основных средств развития личности и формирование ее базовой культуры выступает образование. Духовная жизнь и ценностные ориентации молодого поколения в значительной степени определяются процессами, происходящими в обществе. В результате реформ 60-70-х годов XIX века произошли глубокие изменения всей системы образования Российской империи, которые сохранились вплоть до революции октября 1917 года

Содержание работы

Введение
3
1. История появления образовательного учреждения (школа)
4
2. История Российской системы образования
13
3. Типы образовательных учреждений и их организационная структура, взаимодействие с внешней и внутренней средой ОУ
17
4. Законы, на которые опирается ОУ в своей работе.

30
Заключение
36
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент в образовании К.р по дисциплине Образовательные учреждения как организауия , сл. гр. 8 Колесникова М..doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Образовательные учреждения как организация

( реферат)

 

 

 

Выполнила слушатель 8 группы программы профпереподготовки «Менеджер в образовании»

Колесникова Марина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юрга, 2014


 

Оглавление

Введение

3

1. История появления образовательного учреждения (школа)

4

2. История Российской системы образования

13

3. Типы образовательных учреждений и их организационная структура, взаимодействие с внешней и внутренней средой ОУ

17

4. Законы, на которые опирается ОУ в своей работе.

 

30

Заключение

36

Список использованной литературы

37


 

 

Введение

 

Одним из основных средств развития личности и формирование ее базовой культуры выступает образование. Духовная жизнь и ценностные ориентации молодого поколения в значительной степени определяются процессами, происходящими в обществе. В результате реформ 60-70-х годов XIX века произошли глубокие изменения всей системы образования Российской империи, которые сохранились вплоть до революции октября 1917 года. Реформирование разных сфер жизни русского народа, новые социально-экономические условия привели к росту интереса к русской культуре и образованию.

Во главе всех факторов социального прогресса общества является процесс передачи опыта от одного поколения другому, т.е. образование населения. Институтом общества, поддерживающим и воспроизводящим подготовку подрастающего поколения, является система образования, т.е. учебные заведения (школа). Модернизация российского общества во второй половине XIX - начале XX века, в соответствии с новыми социально-экономическими условиями, потребовала перехода к новой системе образования.

Результативность всех модернизационных процессов пореформенной  России находилось в прямой зависимости, прежде всего, от характера обучения подрастающего поколения. Поэтому исследование опыта образования населения провинциальной России имеет не только сугубо исторический, но и актуальный педагогический интерес.

 

 

1. История появления образовательного учреждения (школа)

Первые школы появились очень давно, на самой заре возникновения человеческой цивилизации. Можно даже говорить о том, что школы были непременным атрибутом цивилизации, как таковой. А поскольку, древнейшая цивилизация (из тех, что известны) – египетская, то и первые школы, уроки, учителя и ученики были именно здесь, в тени знаменитых пирамид и сфинкса.

Школьная традиция древнего Египта значительно глубже и богаче любой школьной традиции, поскольку формировалась и развивалась на протяжении нескольких тысяч лет. Учиться могли только благородные египетские юноши: дети фараона и его семьи, дети жрецов и высокопоставленных чиновников, или лишь изредка те, кто очень хотел учиться.  Свои учебные записи школьники-студенты древнего Египта вели на папирусах, а при поступлении и окончании школы (как и в наше время) сдавали экзамены. Еще одним из неотъемлемых атрибутов обучения в египетской школе было посвящение школьников в театрализованные религиозные мистерии. Вероятно, первоначально в школе учили только им, об этом свидетелсьтвует и тот факт что все школы были при храмах.

От Египта перейдем к древнему востоку - так называемому Междуречью (рек Тигра и Евфрата). Почти в каждом городе Междуречья были школы, организовывавшиеся при храмах, и уже к III тысячелетию до н. э. число школ в Междуречье было значительным. По-шумерски школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась, прежде всего для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем). В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20–30 учеников, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть. Методика обучения базировалась на многократном повторении. В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для занятий и хранения табличек.

Из Египта и Междуречья цивилизация, а с ней и школа перекочевали в Грецию. У древних греков уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы. В различных городах Греции обучение проходило по-разному. В Спарте, где воспитание было делом исключительно государства, учеба и образование строились с целью вырастить прежде всего воина и мать воина. В течение 13 лет — с 7 до 20 лет — мальчики находились в государственных лагерях, постоянно упражнялись физически. Девочки также много внимания уделяли спорту, наравне соревновались с мальчиками на состязаниях

В Риме государственная школа, открытая для всех желающих, появилась в период империи, а точнее, во второй половине I века н.э. Как любые дети в любую эпоху, римские дети большую часть времени проводили в различных играх. Любимые развлечения детей в Древнем Риме не слишком отличались от игр сегодняшних детей: мальчики играли в мяч, в прятки и догонялки, а девочки – в тряпичные куклы. За исключением детей из патрицианских семей, которые могли играть в собственных садах, дети в основном играли на площадях и улицах города, в городских парках.Вообще детям часто предоставлялся случай весело провести время: религиозные празднества, зрелища в цирке, военные парады и триумфы различных полководцев были прекрасным поводом развлечься. Уже в те времена было популярно игрушечное оружие: мечи, луки, деревянные палаши

В Древней Индии образование носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была доминирующей. В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства. Вплоть до V в. до н. э. в период индуизма воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично вписаться в свою касту. Мальчики начинали обучение в 7–8 лет, их посвящение в ученики проходило в форме обряда упанаямы, но обучение чтению и счету начиналось за несколько лет до него. После прохождения упанаямы начиналось обучение у учителя, отношения которого с учениками складывались по модели «отец – дети»: ученики жили в доме у учителя, во всем повиновались и почитали его. В конце I тысячелетия до н. э. в Древней Индии возникает буддизм, который способствует распространению образования и сосуществует с индуизмом. В этот период увеличивается число школ, которые открываются при буддийских монастырях, располагавшихся по всей территории Древней Индии, одновременно существуют начальная религиозная «школа вед» и светская школа. Успех буддийских школ объяснялся отсутствием кастового деления, терпимостью к иноверцам, сочетанием духовного образования со светским. Учителя-буддисты организовывали индивидуальное обучение, опираясь на результаты постоянного наблюдения за учениками, обучение и воспитание носило не авторитарный, а рекомендательный характер. Во II–VI вв. произошло возрождение индуизма, в результате чего образование приобрело практическую направленность. Сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы (толь), где обучали счету, чтению и письму на санскрите и местных языках, и средние школы (аграхар), в программу обучения которых входили география, математика, языки, врачевание, скульптура, живопись и т. д. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию.

История китайской школы уходит своими корнями в глубокую древность и, пожалуй является первым в истории столь подробно формализованным процессом обучения, .По преданиям, первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Первые письменные свидетельства о существовании в Древнем Китае школ сохранились в различных надписях, относящихся к древнейшей эпохе Шан (Инь) (16-11 вв. до н.э.).В этих школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В основе школьного обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец. К этому времени уже существовала иероглифическая письменность, которой владели, как правило, так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться письменностью передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе. Наибольшее воздействие на развитие воспитания, образования и педагогической мысли в Древнем Китае оказал Конфуций (551—479 до н.э.). В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Центральным элементом его учения был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства. В общем, конфуцианский подход к обучению заключен в емкой формуле: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям. Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умению учителя научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения. В период правления династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.), завершивший эпоху Древнего Китая, конфуцианство было объявлено официальной идеологией. В этот период образование в Китае получило достаточно широкое распространение. Престиж образованного человека заметно вырос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики. Именно в этот период возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей, что открывало путь к бюрократической карьере. Уже во второй половине 1-го тысячелетия до н.э., в период недолгого правления династии Цинь (221—207 до н.э.), в Китае сложилось централизованное государство, в котором был проведен ряд реформ, в частности были осуществлены упрощение и унификация иероглифической письменности, что имело большое значение для распространения грамотности. Впервые в истории Китая была создана и централизованная система образования, которая состояла из правительственных и частных школ. С тех пор и вплоть до начала XX в. в Китае эти два типа традиционных учебных заведений продолжали сосуществовать. Уже в период правления династии Хань в Китае стала формироваться трехступенчатая система школ, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений.  Вообще с этого момента образование начало сильно формализовываться. К середине 1-го тысячелетия произошли важные изменения в системе государственных экзаменов: к ним официально стали допускать всех, кто предварительно изучил конфуцианские классические книги, независимо от социального положения. Одновременно процедура государственных экзаменов была значительно усложнена: вместо устных экзаменов были введены экзамены в письменной форме, что требовало более тщательного изучения конфуцианских канонов.

Японская система образовательных учреждений заметно отличалась от своего китайского прототипа. Это объясняется двумя основными причинами: во-первых, китайская система высших учебных заведений к моменту установления танской династии прошла достаточно долгий (более семи столетий) путь апробирования временем; во-вторых, в Японии аристократические традиции оказались намного сильнее, чем в Китае, что привело к большей роли «частных школ» (сигаку). Такое положение говорит о меньших возможностях получения образования выходцами из низших слоев японского общества. Следовательно, японская система образования уже изначально строилась таким образом, чтобы более соответствовать местным реалиям (и, разумеется, аристократическим традициям) и не допускать в ряды управляющей элиты представителей неаристократических родов (исключения были сделаны только для нескольких иммигрантских родов, находившихся на придворной службе). В целом можно отметить, что государства древности накопили богатый опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на последующее развитие школы и педагогики. В эпоху древних цивилизаций возникли первые школы, были сделаны попытки осмыслить цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания и обучения подрастающих поколений.

Что касается Европы, то с упадком античной культуры произошел и упадок образования, а институт школы был полностью нивелирован. Не зря эти времена прозвали “темными веками”. Тем не менее, в раннем Средневековье господствовали школы античного типа, обучавшие в основном духовенство. Позже появились школы элементарного образования (учили детей семи - десяти лет) и большие школы (для детей старше десяти лет). В воспитании и обучении в эпоху Средневековья переплелись языческая, античная и христианская традиции. Особое место в системе образования занимали церковные школы. Педагогическая мысль в Средние века практически отсутствовала, замененная постулатами церкви, религиозным воспитанием. Существовало два типа церковных учебных заведений: соборные (кафедральные) и монастырские школы. Первые обучали клириков, однако готовили и к светской деятельности. Они давали более широкое образование, чем монастырские школы. В программу соборных школ входили чтение, письмо, грамматика, счет, церковное пение. В период позднего Средневековья в некоторых соборных школах преподавали учебные предметы тривиума (грамматика, риторика, диалектика) или сведения из квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). В конце XII в. соборные школы были преобразованы во всеобщие школы, а затем в университеты  

Монастырские школы делились на три основных типа: пастырско-монашеские (готовили духовенство для церковно-приходского служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков в монахи) и школы обучения грамоте и церковному писанию для мальчиков, не предполагающих оставаться при церкви или монастыре. Учеба носила богословский характер с некоторыми светскими элементами. Жестокое наказание детей считалось естественным и богоугодным. Каникулы и физическое воспитание фактически отсутствовали. Образование женщин оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных женщин. Девушек нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко распространилась практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри, где обучали латыни, знакомили с Библией, прививали благородные манеры. Девочек из непривилегированных сословий в лучшем случае учили ведению хозяйства, рукоделию и основам Библии. В позднее Средневековье большое распространение получили цеховые и городские школы. В первую очередь это было связано с возросшей ролью городов. Цеховые школы, содержащиеся на средства ремесленников, давали общеобразовательную подготовку. Городские школы родились из цеховых, гильдейских школ. Под присмотром церкви они находились недолго. Глава заведения именовался ректором, а учителя очень часто имели статус «бродячих». Дело в том, что школа нанимала преподавателя на определенный срок, поэтому через какое-то время он был вынужден искать новое место. В программу входили следующие предметы: латынь, арифметика, делопроизводство, геометрия, техника, естественные науки.

Информация о работе Образовательные учреждения как организация