Образовательные учреждения как организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 17:14, реферат

Описание работы

Одним из основных средств развития личности и формирование ее базовой культуры выступает образование. Духовная жизнь и ценностные ориентации молодого поколения в значительной степени определяются процессами, происходящими в обществе. В результате реформ 60-70-х годов XIX века произошли глубокие изменения всей системы образования Российской империи, которые сохранились вплоть до революции октября 1917 года

Содержание работы

Введение
3
1. История появления образовательного учреждения (школа)
4
2. История Российской системы образования
13
3. Типы образовательных учреждений и их организационная структура, взаимодействие с внешней и внутренней средой ОУ
17
4. Законы, на которые опирается ОУ в своей работе.

30
Заключение
36
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент в образовании К.р по дисциплине Образовательные учреждения как организауия , сл. гр. 8 Колесникова М..doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

Внутренняя среда организации - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы образовательной организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что образовательная организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Внутренняя среда образовательных организаций включает в себя следующие основные элементы:

  • персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
  • ориентация на социальный заказ;
  • организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства;
  • культура и рейтинг организации: факторы, которые создают образ организации; высокий рейтинг образовательной организации позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей услуг;
  • особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся).

Таким образом, внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем  и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

 

4. Законы, на которые  опирается образовательная организация в своей работе.

Любая организация – это сложная динамическая система и ей присущи общие системные свойства. Организации развиваются по объективно существующим законам, которые познаваемы и должны целенаправленно использоваться в процессе деятельности. Рассмотрим сущность следующих законов: самосохранения, развития, синергии, информированности - упорядоченности, единства анализа и синтеза, гармонии.

Закон самосохранения

На организацию действуют две группы противоположных факторов: факторы сохранения и факторы разрушения организации.

К факторам сохранения относятся:

а) внутренние факторы:

  • - высокий профессионализм персонала;
  • - стабильность кадров;
  • - хорошая технологическая, информационная и иная оснащённость;
  • - квалифицированное руководство;

б) внешние факторы:

  • - хорошая ресурсообеспеченность;
  • - наличие социального заказа;
  • - положительные действия государства, общественности и т.д.

К факторам разрушения относятся:

а) внутренние факторы:

  • недостаток или избыток чего-либо;
  • плохая оснащенность;
  • слабое руководство;
  • низкий профессионализм персонала;
  • текучесть кадров и т.д.

б) внешние факторы:

  • плохая ресурсообеспеченность;
  • нормативное вмешательство в структуру;
  • отсутствие социального заказа.

Реальное самосохранение возникает в том случае, если суммарное действие факторов сохранения превышает суммарное действие факторов разрушения.

Формулировка закона самосохранения: любая  организация стремится противостоять внешним и внутренним разрушающим воздействиям и использует для этого весь свой потенциал.

Для анализа положения организации важным является определение показателя «уровня самосохранения», который вычисляется как разность между потенциалами созидания и разрушения, деленная на суммарный объем ресурсов созидания. Различается семь уровней самосохранения в зависимости от запасов прочности организации. Результат действия закона будет благоприятным, если руководитель и подчиненные осведомлены о законе самосохранения. 

Закон развития

Формулировка закона развития: каждая организация в процессе своего развития стремится достичь наибольшего суммарного потенциала.

Различают:

  • нормальное развитие, т.е. развитие, соответствующее объективным возможностям и условиям;
  • ускоренное развитие, т.е. развитие более высокими темпами (это сложный вариант и может создать проблемы для организации);
  • замедленное развитие, т.е. развитие более низкими темпами.

Развитие организации находит свое выражение в жизненном цикле организации.

Основными факторами развития организации являются:

  • элементный состав организации;
  • взаимосвязь элементов, структура организации;
  • динамичность, нацеленность на развитие;
  • своевременное обновление организации.

Закон развития опирается на несколько принципов:

  • принцип самозависимости: на повышение потенциала организации влияет потенциал самой организации;
  • принцип эластичности: каждая организация пытается сгладить последствия возмущающих воздействий;
  • принцип непрерывности: процесс изменения потенциала организации идет непрерывно;
  • принцип стабилизации: организация стремится к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла.

Закон синергии

Формулировка закона синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо  меньше.

Любая организация обладает определенным потенциалом, который зависит от огромного числа факторов – элементов. Различные сочетания потенциалов этих элементов создают различные потенциалы организации в целом. Потенциал организации может меняться либо плавно при постепенном изменении соотношения потенциалов отдельных элементов, либо скачкообразно при каком-то особенно удачном соотношении (комбинации) потенциалов отдельных элементов. Такое скачкообразное изменение потенциала называется синергетическим эффектом, а процесс стремления к точке синергетического эффекта – синергетическим процессом.

Возникновение такого эффекта обусловлено следующими факторами:

  • специализацией элементов;
  • кооперацией, т.е. связью элементов в ходе их совместной деятельности;
  • комбинированием, т.е. соединением разных видов деятельности;
  • интеграцией, т.е. соединением усилий разных элементов организации.

В реальной организации синергетический эффект может быть не получен, если:

  • не реализуются вышеперечисленные факторы;
  • система управления неэффективна и приводит к потерям;

Закон информированности-упорядоченности.

Под информацией понимаются данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решения. Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации и наличие между ними установленного взаимодействия.

Формулировка закона информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внешней и внутренней среде, тем эффективнее её сопротивление внешним и внутренним разрушающим воздействиям.

Для того, информация оказала реальную пользу организации, она должна быть упорядочена:

  • по содержанию: экономическая, правовая и т.д.
  • по назначению: для одной цели, для нескольких целей, для одного человека,
  • для нескольких людей и т.д.
  • по характеру закрепления информации: фиксируемая, не фиксируемая, на
  • бумажных носителях, на электронных носителях;
  • по времени: оперативная, текущая.

Следствие данного закона состоит в том, что информированность работника после достижения его критичного уровня переходит в его компетентность.  

Закон единства анализа и синтеза

Анализ отражает разделение организации на составные элементы. При этом возможны три ситуации:

  • элементы независимы друг от друга, поэтому каждый из них выделяется и изучается автономно;
  • элементы в определенных отношениях связаны, взаимозависимы;
  • в  ходе аналитических действий такие связи учитываются в меру необходимости;
  • элементы взаимосвязаны, взаимовлияют и определяют друг друга, поэтому они анализируются в комплексе, а выделение может быть лишь  условным.

Синтез отражает объединение определенных элементов в единое целое. При этом решаются две задачи:

  • согласование характеристик выделенных частей;
  • соединение частей и формирование целостной организации.

При синтезе возможны три ситуации:

  • для объединения подходят практически любые элементы, т.к. их взаимосвязь незначительна и несущественна для организации;
  • объединяемые элементы определенным образом будут взаимодействовать друг с другом, поэтому они подбираются с учетом взаимодействия;
  • объединяемые элементы будут тесно взаимосвязаны, в связи с этим необходимо проводить их разносторонний подбор.

Если в организации меняются те или иные элементы (анализ), то это приводит к определенному изменению организации в целом (синтез). Для того чтобы изменить организацию (синтез), необходимо в той или иной мере изменить ее элементы (анализ).

Формулировка закона единства анализа и синтеза: каждая система стремится настроиться на наиболее экономичный режим деятельности за счет постоянного анализа своей существующей структуры и функций и синтеза новой структуры и функций.

Закон композиции и пропорциональности (гармонии)

В любой организации имеется определенный набор элементов (композиция), которые находятся между собой в определенном соотношении (пропорции). При этом в реальной организации возможны два варианта: 

  • имеются все необходимые элементы, составляющие композицию и между ними имеется объективная необходимая пропорциональность; такая организация называется гармоничной; однако на практике это не встречается или встречается редко и кратковременно;
  • нарушается композиция и (или) пропорциональность элементов; это в частности проявляется через наличие узких мест в организации.

Формулировка закона композиции и пропорциональности: каждая система стремится к оптимальному взаимному расположению элементов и оптимальным связям между ними.

В теории организации выделяется ряд принципов, обеспечивающих закон композиции и пропорциональности:

  • планирование;
  • координирование;
  • стабилизация;
  • согласование;
  • полнота.

Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и в обеспечении требуемых для них пропорций. 

 

 

Информация о работе Образовательные учреждения как организация