Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить общественные блага и роль государства в обеспечении общественных благ на примере Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть сущность и свойства общественных благ;
изучить виды общественных благ;
раскрыть проблемы эффективного производства общественного блага;
описать пути достижения оптимального объема производства общественных благ;
выявить роль государства в производстве общественных благ в Республике Беларусь на примере водоснабжения и водоотведения.
Введение 4
1. Общественные блага, их сущность, свойства и особенности 6
1.1. Сущность и свойства общественных благ 6
1.2. Виды общественных благ 8
2. Роль государства в производстве общественных благ. Достижение оптимального объема производства 16
2.1. Пути достижения оптимального объема производства общественных благ 16
2.2. Проблемы эффективного производства общественного блага………..21
2.3. Роль государства в производстве общественных благ в Республике Беларусь на примере водоснабжения и водоотведения 28
Заключение 36
Список использованных источников 38
Для достижения эффективного размещения ресурсов общественное благо должно производиться в таком объёме, при котором предельная общественная выгода от потребления равна предельным издержкам выпуска данного блага: MSB = MSC (точка А на рис. 8)
Таким образом, существует некоторый однозначно определённый объём производства общественного блага, который обеспечивает наибольшую эффективность использования ресурсов. Для определения этого объёма нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общественного блага[1, с.243].
В первую очередь вода является основой биологической жизни человека и, следовательно, незаменимым условием существования человеческого сообщества в целом. Определенное и постоянное содержание воды – необходимое условие существования живого организма, который на 60–80 % состоит из воды. Без воды человек и общество могут прожить не более трех суток, при 2% дефиците воды от массы тела (1–1,5 литра) появляется жажда, снижается работоспособность, при потере 6–8% человек теряет работоспособность, подвижность, наступает полуобморочное состояние, утрата 10–20% создает опасность для жизни.
Здоровье и продолжительность жизни во многом определяется качеством питьевой воды. При изменении качества потребляемой воды и ее солевого состава нарушаются процессы пищеварения и усвоения пищи, кроветворения и пр. Качество воды в значительной мере определяет характер и уровень инфекционных и неинфекционных заболеваний, генетических болезней, особенности развития организма человека. Некачественная питьевая вода является причиной многих заболеваний почек, зубов, сердца, щитовидной железы и т. д., которые принимают массовый характер, снижают работоспособность населения и требуют значительных затрат на медицинское обслуживание и лечение.
Неудовлетворительное водоснабжение и канализация являются причиной 80% всех заболеваний в развивающихся странах. По оценкам экспертов, половина больничных коек во всем мире занята пациентами, страдающими от заболеваний, вызванных потреблением воды, качество которой не соответствует санитарным нормам. По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня вкладывать в строительство сооружений водоснабжения и канализации в 16 раз выгоднее, чем потом лечить больных, пострадавших от некачественной воды.
Вода является мощным оздоровительным и реабилитационным медицинским средством, позволяющим восстановить силы после физических и психологических нагрузок рабочего дня. Вода является универсальным растворителем, удаляющим загрязнения с пищи, тела, одежды, санитарно - эпидемиологически опасные выделения организма и обеспечивающим нормативные санитарно-гигиенические условия в помещениях, зданиях и на прилегающих территориях. Обеспечивая чистоту и комфортные (благоприятные) условия обитания и жизнедеятельности человека, вода защищает общество от массовых заболеваний (эпидемий) и оздоравливает окружающую человека среду в городах и населенных пунктах, сохраняя санитарно-гигиеническую безопасность социальной среды.
Для выполнения этой функции по результатам отечественной и зарубежной эксплуатации водопроводов, одному человеку требуется 110–150 л. воды в сутки, что по массе значительно больше биологической потребности в воде и других продуктах, необходимых для нормальной жизни в современной квартире.
Также вода является наиболее распространенным и доступным веществом для тушения пожаров, которые в истории человечества уничтожали целые города, да и сегодня ежегодно наносят обществу серьезный материальный ущерб и уносят тысячи жизней. Применение водных систем пожаротушения в жилых и общественных зданиях обеспечивает пожарную безопасность всего общества.
Вода обеспечивает жизнь не только человеку, но и всему растительному и животному миру на территории обитания общества, и особенно на территории плотного заселения – городов и населенных пунктов. Для поддержания экологического равновесия на этих территориях необходимо обеспечивать растительный и связанный с ним экологической цепочкой животный мир оптимальным количеством воды питьевого качества, производить поливку, уборку и мойку территории для удаления отходов жизнедеятельности и поддержания экологически здоровых условий, близких к природным. Для обеспечения экологической безопасности на территории городов, удельное среднесуточное потребление воды на одного жителя составляет 50–90 л/сут в зависимости от климатических условий, мощности источника водоснабжения, степени благоустройства населенных пунктов и других местных условий.
В соответствии с существующими
критериям цивилизованного
- неизбирательность в потреблении - не позволяется устранять никого из участников сообщества от потребления этого блага (воды) независимо от его вклада в процесс формирования этого блага;
- неисключительностью в потреблении - процессы потребления воды одним субъектом не должно мешать потреблению его другим;
- неделимость выгоды – выгода от пользования неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо (наиболее ярко это проявляется в сфере водоотведения);
- ограниченность воды как блага, что требует создания соответствующих механизмов их производства и распределения, а значит – необходимость нести издержки;
- сильные побочное воздействие процессов водоснабжение на потребление или производство другого блага, или их обратная зависимость, так называемые «Внешние эффекты», (экстерналии, externalities). Внешние эффекты, т.е. последствия, наступающие для других сторон экологически значимой хозяйственной деятельности в результате того или иного действия, которые не учитывались лицом, совершившим действие. Тем самым снижается уровень благосостояния и издержки других субъектов хозяйственной деятельности, а сами последствия не учитываются в частных расчетах совершившего действие предприятия. Таким образом, рынок не обеспечивает обратного сигнала о стоимости внешних эффектов для нарушителя, у которого в связи с этим отсутствуют стимулы к ограничению указанных действий (если они не регламентированы законодательно).
Всё это признаки, позволяющие отнести питьевую воду к понятию «общественного блага». Которые с одной стороны для своего существования требуют соответствующих издержек (усилий) общества, а с другой невозможность четкого разграничения между выгодаполучателями и определения размеров выгоды не позволяет однозначно распределить ответственность между ними за компенсацию издержек.
Поэтому процессы создания,
распределения и защиты интересов
в отношении «общественных
С другой стороны вода
выступает важнейшим (а в большинстве
случаев безальтернативным
Системы водоснабжения и водоотведения - это комплекс водных объектов, имущественной инфраструктура (сетей и сооружений), технологий (знаний) и специалистов. Для государства одним из основных инструментов для реализации своей руководящей роли в создании, распределении и защите интересов в отношении воды как «общественного блага» выступает возможность управления (прямого или косвенного) системами водоснабжения и водоотведения. Любая потеря реального контроля государства над системами водоснабжения и водоотведения означает для него усиление рисков срыва своих обязательств перед Обществом.
Для минимизации издержек общества инфраструктура которая обеспечивает реализацию процессов водоснабжения и водоотведения создавалась без дублирующих (альтернативных) подсистем (пример центральные системы водоснабжения и водоотведения населенных пунктов).
Исторически сложилось, что для управления соответствующей единой инфраструктурой, формирования коллектива специалистов Государство создавала свои специализированные организационные структуры предприятия водопроводно – канализационного хозяйства.
Предприятия ВКХ действовали как хозяйствующие субъекты, принимали статус естественной или природной монополии.
Естественная монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары. Но с развитием прогресса всё чаще одна и та же потребность может удовлетворяться несколькими разными способами. Уникальна только потребность, а не средство её удовлетворения.
Соответственно изменяется конкурентная среда и для водоканалов в том числе и отношении удовлетворении потребности в питьевой воде – собственные системы водоснабжения и водоотведения у потребителей (колодцы, скважины, индивидуальные фильтры (станции водоподготовки) выгребные ямы, септики, ЛОС и т .п.) или группы потребителей (ж/д водоканалы, системы ВиК крупных промпредприятий), бурное развитие рынка бутелированной воды.
Сегодня возникает вопрос о необходимости трансформации функций (миссии) водоканалов. Монопольное положение водоканала может сохраниться за счёт освоения им роли и компетенций комплексного профессионального Управляющего водными ресурсами региона. От монополизма в распоряжении инфраструктурой до монополизма во владении технологиями, знаниями и компетенциями (в том числе сервисное обслуживание).
Издержки общества по содержание и развитию систем водоснабжения и водоотведения в экономической плоскости проявляются через действие системы тарифов (тарифы на услуги, подключения, поверку водомеров и т.п), бюджетного финансирования (общественный карман) или перекладывание издержек на те сферы деятельности человека где четко прослеживаются «частные блага» (перекрестное субсидирование, покрытие издержек водоснабжающих субъектов за счёт их доходов в других сферах и т.п.)
При этом можно выделить издержки связанный с текущей деятельностью систем водоснабжении и водоотведения и издержки направленные на развитие (количественное и качественное) указанных систем. Если текущие издержки направлены на удовлетворение сегодня существующих потребностей общества и граждане получают от них выгоды уже в настоящем. То инвестиционные издержки направлены на появление возможностей удовлетворения потребностей общества завтра и выгоды от этих инвестиций будут скорее всего получать потомки ныне живущих граждан.
Время издержек и время получения выгод от этих издержек не совпадает. Что требует или аккумулирование необходимых инвестиционных ресурсов или одномоментное концентрация за счет других источников. При необходимости обеспечить финансирование проектов эффекты от реализации которых будут доступны будущим поколениям не могут быть выражены в экономических доходах роль государства как инвестора незаменима и безальтернативна.
Одним из источников этих заемных ресурсов выступает частный капитал. Но стоит заменить, что потребность в инвестициях и приватизации это разные по природе процессы.
Если рассматривать капитал частника как источник инвестиций, то нужно осознавать, что эти инвестиции платные и возвратные. Известно, благотворительность начинается там, где кончается справедливость. Частник ожидает не только гарантированный возврат своих вложений, но и рассчитывает на получение прибыли. Т.е. по своей природе частные инвестиции в область общественных благ – это процесс временного кредитования по финансированию содержания и развития Обществом соответствующей инфраструктуры.
Если общество не готово (не желает, не способно) нести издержки в объеме соответствующем требуемому уровню устройства систем водоснабжения и водоотведения то привлечение частного капитала не решает вопрос финансирования.
С какими бы издержками в сфере водоснабжения и водоотведения не сталкивалось бы общество всегда стоит вопрос относительно их обоснованности (справедливости, эффективности и т.п.). И любые изменения в сфере водоснабжения и водоотведения должны быть сделаны наиболее рациональным (разумно обоснованным, целесообразным) и оптимальным (наилучшим, наиболее соответствующим определенным условиям и задачам) способом. Поиск ответа на этот вопрос также выступает одной из базовых компетенций государства.
Водные отношения представляют собой взаимосвязи, складывающиеся относительно питьевой воды, соответствующих потребностей общества, процессов по удовлетворению этих потребностей и издержек, связанных с реализацией этих процессов.