Общественные блага и роль государства в обеспечении общественных благ на примере Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить общественные блага и роль государства в обеспечении общественных благ на примере Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть сущность и свойства общественных благ;
изучить виды общественных благ;
раскрыть проблемы эффективного производства общественного блага;
описать пути достижения оптимального объема производства общественных благ;
выявить роль государства в производстве общественных благ в Республике Беларусь на примере водоснабжения и водоотведения.

Содержание работы

Введение 4
1. Общественные блага, их сущность, свойства и особенности 6
1.1. Сущность и свойства общественных благ 6
1.2. Виды общественных благ 8
2. Роль государства в производстве общественных благ. Достижение оптимального объема производства 16
2.1. Пути достижения оптимального объема производства общественных благ 16
2.2. Проблемы эффективного производства общественного блага………..21
2.3. Роль государства в производстве общественных благ в Республике Беларусь на примере водоснабжения и водоотведения 28
Заключение 36
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

1курс общественные блага курсовая.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

В основе этих отношений  можно выделить конфликт интересов  между тем, что хочет общество, существующей ситуацией (состояние водных ресурсов) и издержками которые необходимы для удовлетворения в той или иной степени пожеланий (требований) общества[20].

Для разрешения указанного конфликта требуется действие соответствующего механизма урегулирования.

Исходя из выше сказанного создание указанного механизма регулирования  водных отношений и его совершенствование  с развитием общества, как и разрешение любого иного конфликта в социуме, и есть исключительная обязанность государства. В обеспечении развития систем водоснабжения и водоотведение в частности, так и водных отношений в целом и проявляется главная роль государства в этой сфере.

В связи со своеобразием потребностей общества, связанных с питьевой водой у государства сегодня на ряду с организационно-распорядительными (административными) и социально-психологическими методами управления, существует возможность применения рыночных механизмов и экономических рычагов воздействия для решения вопросов водоснабжения и водоотведения общества, в том числе и с привлечением частного капитала.

Но ключевым залогом  реального управления ситуацией  с водоснабжением и водоотведением для государства выступает сохранение контроля над функционированием системам водоснабжения и водоотведения. Соответственно, любой инвестиционный проект в сфере водоснабжения и водоотведения должна быть санкционирован государством по целям, составу, срокам, объемам, источникам финансирования как самих издержек так их компенсации (при необходимости) и т.д.

С 2006 по 2009 год выделено и освоено более 660 млрд. рублей в ценах соответствующих лет (около 890 млрд. рублей в ценах 2010 г.).

За это период построены  и введены в эксплуатацию 243 объекта  водоснабжения и водоотведения, в том числе: 80 станций обезжелезивания, 15 водозаборов, 49 очистных сооружений канализации, 99 объектов строительства, реконструкции и ремонта сетей, насосных станций, скважин.

В 2010 году запланирован ввод в эксплуатацию 55 объектов водоснабжения  и водоотведения.

В итоге к 2010 году централизованным водоснабжением охвачено 84% населения, а это 8 млн. человек из 9,7 млн. Сооружениями обработки воды обеспечены 76% систем питьевого водоснабжения.

Поэтому исходя из вышесказанного необходимо признать наличие исключительных функций государства в области водоснабжения и водоотведения. И государственные целевые комплексные инвестиционные программы – это один наиболее эффективных способов их реализации.

Заключение

 

На основании  изученного материала можно сделать  следующие выводы.

1. Наряду с чистыми частными благами в обществе производятся чистые общественные блага. Для них характерны свойства неизбирательности (неконкурентности) и неисключаемости в потреблении. Для анализа различных промежуточных форм, отличающихся друг от друга степенью несоперничества и неисключаемости, вводится понятие смешанных общественных благ.

2. Классификация смешанных общественных благ включает их дифференциацию с точки зрения:

    • определения границ потребления (международные, общенациональные, локальные (местные) общественные блага);
    • границ несоперничества и неисключаемости (перегружаемые (переполняемые) и исключаемые общественные блага);
    • социальной значимости (социально значимые и социально вредные блага).

3. Перед государством встает задача правильной оценки подлинных потребностей населения, масштабов необходимых общественных услуг и путей их финансирования. Совокупный спрос на общественные блага получается путем суммирования предельных выгод для всех потребителей при каждом объеме потребления блага, т. е. путем сложения по вертикали кривых спроса отдельных потребителей.

Оптимальный размер производства общественных благ предполагает равенство сумм предельных выгод для индивидуальных потребителей с предельными издержками производства: МВ = МС. На практике у потребителей есть стимул преуменьшать получаемые ими предельные полезности в надежде получить блага при затратах меньше, чем их истинная ценность. Возникает проблема «безбилетного проезда», или «эффект зайцев». Это приводит к тому, что общественные блага предлагаются в объеме меньшем, чем эффективный.

4. Определение оптимальных размеров общественного сектора предлагается в модели общего равновесия Самуэльсона. Условие Парето-оптимума для экономики с общественным благом: .

В равновесии каждый потребитель  должен платить взносы для финансирования общественных благ в соответствии с индивидуальной оценкой предельной полезности. Механизм формирования «налоговых цен» рассмотрен в модели добровольного обмена Линдаля, где .

Ситуация локального равновесия реализуется в теории клубов. Данный тип равновесия отличается от традиционного равновесия тем, что он характеризуется двумя независимыми показателями – объемом блага и численностью потребителей.

В ряде случаев  государство вмешивается в производство смешанных благ исходя из политических или социальных целей. Это касается, прежде всего, стимулирования социально-значимых благ и ограничения социально-вредных.

5. Главными ориентирами при производстве общественных благ призваны выступать четкие представления о том, какие именно блага предполагается создать в данном секторе. В целом механизм государственного принуждения должен по возможности заменяться рыночными альтернативами – контрактацией частных фирм по оказанию общественных услуг на конкурентной основе и системой ваучеров для потребителей.

6. Усиление политизации вопросов относительно питьевой воды в силу специфики её как природного ресурса требует от государства постоянного соответствующего внимания за его потреблением и управлением ситуацией в этой сфере.

 

Список использованных источников

 

  1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы.
  2. Национальная стратегия устойчивого  развития  (НСУР)   Республики Беларусь на период до 2020 г. (одобрена Президиумом  Совета  Министров  Республики Беларусь 25 марта 1997г.).
  3. Базылев, Н.И. Макроэкономика  / Н.И. Базылев. - Минск: Соврем, шк., 2007. - 288 с.
  4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. М.: - Дело, 2002. – 472 с.
  5. Макроэкономическое регулирование в белорусской институциональной модели / А.И.Лученок, М.В.Маркусенко, О.Л.Шулейко и др. Под науч. ред. П.Г.Никитенко; Ин-т экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2008. – 223 с. – ISBN 978-985-442-503-0.
  6. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э. А. Лутохина [и др.]; под ред. Э. А. Лутохиной. — Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. — 400 с.
  7. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович. М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. - 496 с.
  8. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики – М.: БЕК, 1997. – 332 с.
  9. Корнейчук Б.В. Информационная экономика. Учебное пособие.-СПб.:Питер, 2006. — 400 с.
  10. Лемешевский, И. М. Макроэкономика: соц.-экон. аспект: курс лекций / И. М. Лемешевский. - 2-е изд. перераб, и доп. - Минск: ФУАинформ, 2006. - 544 с.
  11. Лемешевский, И. М. Экономическая теория: Основы. Вводный курс: учеб.-метод, пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / И. М. Лемешевский. — 3-е изд., доп. и перераб. — Минск : ФУАинформ, 2007. — 496 с.
  12. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др]. — Минск: БГЭУ, 2007. — 415 с.
  13. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова, А.П. Морова, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - 343 с.
  14. Макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. — 2-е изд., стер. — М.: Новое знание, 2004. — 462 с. — (Экономическое образование).
  15. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. — Мн.: БГЭУ, 2005. — 844 с.
  16. Статистические материалы // Белорусский экономический журнал, 2009, № 3. – С.137
  17. Экономическая теория. / Под ред. Итуэлла Дж., Милгейта М., Ньюмена П.: Пер. с англ. / Науч. ред. чл.-корр. РАН Автономов В.С. – М.: Инфра-М, 2004. – 931 с.
  18. Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость / II Международная научно-практическая конференция // Белорусский экономический журнал, 2009, № 2. – С.129-132
  19. 50 лекций по микроэкономике./ Аникин И.В., Баранов И.Н., Бухвалов А.В., Ватник П.А., Гальперин В.М., Игнатьев С.М./ СПб.: Экономическая школа, 2000. - 622с.




Информация о работе Общественные блага и роль государства в обеспечении общественных благ на примере Республики Беларусь