Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить общественные блага и роль государства в обеспечении общественных благ на примере Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть сущность и свойства общественных благ;
изучить виды общественных благ;
раскрыть проблемы эффективного производства общественного блага;
описать пути достижения оптимального объема производства общественных благ;
выявить роль государства в производстве общественных благ в Республике Беларусь на примере водоснабжения и водоотведения.
Введение 4
1. Общественные блага, их сущность, свойства и особенности 6
1.1. Сущность и свойства общественных благ 6
1.2. Виды общественных благ 8
2. Роль государства в производстве общественных благ. Достижение оптимального объема производства 16
2.1. Пути достижения оптимального объема производства общественных благ 16
2.2. Проблемы эффективного производства общественного блага………..21
2.3. Роль государства в производстве общественных благ в Республике Беларусь на примере водоснабжения и водоотведения 28
Заключение 36
Список использованных источников 38
В основе этих отношений можно выделить конфликт интересов между тем, что хочет общество, существующей ситуацией (состояние водных ресурсов) и издержками которые необходимы для удовлетворения в той или иной степени пожеланий (требований) общества[20].
Для разрешения указанного конфликта требуется действие соответствующего механизма урегулирования.
Исходя из выше сказанного
создание указанного механизма регулирования
водных отношений и его
В связи со своеобразием
потребностей общества, связанных с питьевой водой
у государства сегодня на ряду с организационно-
Но ключевым залогом реального управления ситуацией с водоснабжением и водоотведением для государства выступает сохранение контроля над функционированием системам водоснабжения и водоотведения. Соответственно, любой инвестиционный проект в сфере водоснабжения и водоотведения должна быть санкционирован государством по целям, составу, срокам, объемам, источникам финансирования как самих издержек так их компенсации (при необходимости) и т.д.
С 2006 по 2009 год выделено и освоено более 660 млрд. рублей в ценах соответствующих лет (около 890 млрд. рублей в ценах 2010 г.).
За это период построены и введены в эксплуатацию 243 объекта водоснабжения и водоотведения, в том числе: 80 станций обезжелезивания, 15 водозаборов, 49 очистных сооружений канализации, 99 объектов строительства, реконструкции и ремонта сетей, насосных станций, скважин.
В 2010 году запланирован ввод в эксплуатацию 55 объектов водоснабжения и водоотведения.
В итоге к 2010 году централизованным водоснабжением охвачено 84% населения, а это 8 млн. человек из 9,7 млн. Сооружениями обработки воды обеспечены 76% систем питьевого водоснабжения.
Поэтому исходя из вышесказанного необходимо признать наличие исключительных функций государства в области водоснабжения и водоотведения. И государственные целевые комплексные инвестиционные программы – это один наиболее эффективных способов их реализации.
На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.
1. Наряду с чистыми частными благами в обществе производятся чистые общественные блага. Для них характерны свойства неизбирательности (неконкурентности) и неисключаемости в потреблении. Для анализа различных промежуточных форм, отличающихся друг от друга степенью несоперничества и неисключаемости, вводится понятие смешанных общественных благ.
2. Классификация смешанных общественных благ включает их дифференциацию с точки зрения:
3. Перед государством встает задача правильной оценки подлинных потребностей населения, масштабов необходимых общественных услуг и путей их финансирования. Совокупный спрос на общественные блага получается путем суммирования предельных выгод для всех потребителей при каждом объеме потребления блага, т. е. путем сложения по вертикали кривых спроса отдельных потребителей.
Оптимальный размер производства общественных благ предполагает равенство сумм предельных выгод для индивидуальных потребителей с предельными издержками производства: МВ = МС. На практике у потребителей есть стимул преуменьшать получаемые ими предельные полезности в надежде получить блага при затратах меньше, чем их истинная ценность. Возникает проблема «безбилетного проезда», или «эффект зайцев». Это приводит к тому, что общественные блага предлагаются в объеме меньшем, чем эффективный.
4. Определение оптимальных размеров общественного сектора предлагается в модели общего равновесия Самуэльсона. Условие Парето-оптимума для экономики с общественным благом: .
В равновесии каждый потребитель должен платить взносы для финансирования общественных благ в соответствии с индивидуальной оценкой предельной полезности. Механизм формирования «налоговых цен» рассмотрен в модели добровольного обмена Линдаля, где .
Ситуация локального равновесия реализуется в теории клубов. Данный тип равновесия отличается от традиционного равновесия тем, что он характеризуется двумя независимыми показателями – объемом блага и численностью потребителей.
В ряде случаев
государство вмешивается в
5. Главными ориентирами при производстве общественных благ призваны выступать четкие представления о том, какие именно блага предполагается создать в данном секторе. В целом механизм государственного принуждения должен по возможности заменяться рыночными альтернативами – контрактацией частных фирм по оказанию общественных услуг на конкурентной основе и системой ваучеров для потребителей.
6. Усиление политизации вопросов относительно питьевой воды в силу специфики её как природного ресурса требует от государства постоянного соответствующего внимания за его потреблением и управлением ситуацией в этой сфере.