Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:50, контрольная работа
Когда-то работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том, что если вам удалось найти нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу. Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом, в то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать.
Содержание
Введение 3
1. Обучение и развитие персонала
1.1 Значение обучения персонала 5
1.2 Методы и формы обучения персонала 8
1.3 Профессиональная компетенция 15
2. Оценка эффективности обучения персонала 18
Заключение 23
Библиографический список 25
Содержание
Введение
1. Обучение и развитие персонала
1.1 Значение обучения персонала
1.2 Методы и формы обучения
персонала
1.3 Профессиональная компетенция
2. Оценка эффективности
обучения персонала
Заключение
Библиографический список
Введение
Когда-то работа с кадрами
заключалась исключительно в
мероприятиях по набору и отбору рабочей
силы. Идея заключалась в том, что
если вам удалось найти нужных
людей, то они смогут выполнить нужную
работу. Современные организации, в
которых хорошо поставлено дело управления,
считают, что набор подходящих людей
является всего лишь началом, в то
время как большая часть
Когда люди работают с меньшим энтузиазмом, когда наблюдаются напряженность во взаимодействии подразделений и существенные сбои в работе, руководители начинают понимать, что пришло время заниматься развитием персонала.
Вышеперечисленных симптомов можно избежать, если работать с персоналом на фоне стабильной динамики, ведь развитие персонала это лишний повод:
- вовлечь персонал в
систему изменений, повысить
- в программах развития
персонала проявляются
- усилить мотивацию
- усилить приверженность
персонала своей компании - сотрудники,
вовлеченные в программы
- повысить качество выполнения
им своих должностных
- обеспечить компании
преимущества перед
- усилить командный дух и потенциал команды - в программах развития персонала развивает навыки командной работы и сплачивает сотрудников;
- разобраться в проблемных ситуациях - в ходе программ есть возможность отойти от повседневности, разобраться в накопившихся вопросах и принять нужные решения.
Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага всего персонала необходимо постоянно работать над всемерным повышением его потенциала.
Цель контрольной работы - изучение процесса развития и обучения персонала, характеристика методов и форм обучения.
1. Обучение и развитие персонала
1.1 Значение обучения персонала
В современной быстро меняющейся рыночной среде компании могут добиться успеха только в том случае, если им удастся поднять методы своей работы на качественно новый уровень. Получить высокие результаты в управлении организацией можно только в том случае, если люди обладают знаниями, умениями, соответствующим настроем, необходимым для того, чтобы их усилия были эффективными. Крупные организации наращивают инвестиции в подготовку кадров, поскольку внешний рынок и система подготовки все меньше удовлетворяют потребности высокотехнологичных производств. Этому также способствуют сокращающийся цикл производства и жизни товаров, их частое изменение, требующее новых квалификаций. Недаром многие организации считают увеличение вложений в развитие персонала главным фактором в конкурентной борьбе. И если компания решила, что персонал нужно обучать - это признак благополучно развивающейся организации, готовой вкладывать деньги в свое будущее. Крупные организации на Западе затрачивают на эти цели до 10% фонда заработной платы. Эти средства рассматриваются не как досадные дополнительные расходы, а как инвестиции, которые в будущем сулят немалую прибыль.
Развитие персонала - комплекс мер, включающих профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала организации. Цель развития персонала - обеспечение организации хорошо подготовленными работниками в соответствии с ее целями и стратегией развития. Система развития и обучения включает: профессиональное обучение и повышение квалификации сотрудников, в т.ч. обучение и развитие руководителей компании; формирование программ развития карьеры и кадрового резерва, отбор и обучение.
Под системой развития персонала следует понимать целенаправленный комплекс информационных, образовательных, привязанных к конкретным рабочим местам элементов, которые содействуют повышению квалификации работников данной организации в соответствии с задачами ее развития, потенциалом и склонностями сотрудников.
Переход к рыночным отношениям означает кроме всего прочего высокую динамику изменения требований к качественным параметрам рабочей силы. При этом выявляются важные сдвиги в отношении роли и значения отдельных компонентов ее качества. Весьма убедительным примером здесь может послужить место образовательного фактора в общих качественных характеристиках совокупного работника. В наши дни ситуация такова, что образование, и не столько общее, сколько профессиональное, становится определяющим элементом, формирующим качественные характеристики рабочей силы.
Программа развития персонала
способствует формированию рабочей
силы, обладающей более высокими способностями
и сильной мотивацией к выполнению
задач, стоящих перед организацией.
Естественно, что это ведет к
росту производительности, а значит,
и к увеличению ценности людских
ресурсов организации. Мероприятия
по развитию персонала следует
Поскольку важными характеристиками культуры компании являются уровень образования персонала, его профессионализм и умение работать в команде, то профессиональная подготовка и переподготовка персонала приобретает стратегическое значение. Обучение персонала в таких условиях становится одним из главных ключей к успеху, поскольку позволяет переходить к профессиональным технологиям.
Процесс модернизации знаний и навыков должен носить постоянный характер, вот почему перед руководством компании встает задача создания обучающейся организации, умеющей использовать, полученный в процессе своей деятельности опыт, в целях корректировки методов работы для решения реальных проблем компании.
Обучение персонала - это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией компании. Благополучная, стабильная организация думает о своем будущем, готова вкладывать в него деньги.
Развитие или обучение персонала в организации может иметь три приоритетных области применения: при поступлении нового сотрудника на работу, при назначении уже работающего сотрудника на новую должность, по результатам аттестации персонала, выявившей недостаточную квалификацию сотрудника.
Работая в организации, сотрудник
постоянно должен совершенствовать
свое образование, осваивая теоретическую
часть профессии и приобретая
практические навыки. Сегодня уже
трудно представить себе рабочие
места, не оснащенные компьютерами и оргтехникой,
различными системами диагностики, станками
с числовым управлением, электронной техникой,
поэтому обучение персонала - это целенаправленно-
Организовать учебный
процесс можно по-разному: привлечь
специалистов и менеджеров фирмы, пригласить
внешних преподавателей, тренеров,
экспертов. Компании обычно используют
смешанные формы обучения, а крупные
организации создают
Таким образом, главная задача
развития и обучения персонала заключается
в целенаправленном процессе повышения
квалификации для специальной деятельности,
в повышении
1.2 Методы и формы обучения персонала
Методы обучения персонала - способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся. Профессиональное обучение - процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения.
Методы обучения персонала могут классифицироваться по разным признакам (данные приведены в табл. 1).
1) Пассивные и активные - различаются по степени активности, которую проявляют обучающиеся. Разделить методы обучения однозначно на активные и неактивные непросто. Некоторые из них являются переходными к практическим занятиям и самостоятельной работе. Бесспорно, к активным методам обучения можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия-дискуссии по проблемам предприятия, а также учебно-практические конференции по обмену опытом. Разновидностями активных методов обучения со специальными возможностями формирования и развития социально-психологических качеств являются ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка) и методы социально-психологического тренинга.
2) Индивидуальные и групповые - при индивидуальном методе обучении проявляется возможность полностью сосредоточиться на конкретных знаниях и умениях одного человека. Групповое обучение требует соответственно меньше и финансовых затрат.
3) С отрывом и без отрыва от производства - методы обучения без отрыва от производства интегрированы с самим производственным процессом немедленно применяются на практике.
По видам обучение делится на подготовку новых работников, переподготовку, повышение квалификации, развитие компетенции.
По длительности можно выделить долгосрочное и краткосрочное обучение.
Также методы обучения персонала можно разделить на две группы:
- обучение на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места, направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, метод делегирования ответственности и другие методы;
- обучение вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы.
Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.
Таблица 1
Классификация форм обучения
Количество участников |
Режим обучения |
Место организации обучения | ||
Внутри компании |
Вне компании | |||
Внутренний поставщик |
Внешний поставщик | |||
Групповое обучение |
С отрывом от работы |
Закрытые семинары, курсы |
Закрытые семинары, курсы |
Открытые семинары, курсы, конференции |
Без отрыва от работы |
Техническая учеба |
Курсы |
Курсы | |
Индивидуальное обучение |
С отрывом от работы |
Образовательные программы, стажировка | ||
Без отрыва от работы |
Техническая учеба, ротация, стажировка, наставничество, самообучение, в т.ч. с помощью компьютера, дистанционное обучение |
Самообучение в т.ч. с помощью компьютера Дистанционное обучение Консультирование |
Образовательные программы |