Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 20:36, курсовая работа
Место и роль управления персоналом и эффективности его использования на основе оценки результатов деятельности персонала в системе менеджмента современного предприятия, а также недостаточная изученность данной проблемы предопределили выбор темы выпускной квалификационной работы и ее актуальность.
В курсовой работе буду рассмотрены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты и место оценки результатов деятельности в системе управления персоналом организации;
выявить основные цели и задачи оценки результатов деятельности сотрудников;
Введение3
Глава 1.Оценка деятельности персонала предприятия.......................................5
1.1 Оценка результативности труда....................................................................5
1.2 Оценка персонала. Цели и задачи....................................................................9
1.3 Современные методы, принципы и порядок оценки работы персонала.18
Глава 2. Оценка персонала на примере ОАО <<Акмолатурист>>.20
2.1 Характеристика компании ОАО <<Акмолатурист".....................................20
2.2 Структура работы в ОАО <<Акмолатурист>>.............................................21
2.3 Процесс оценки персонала в ОАО <<Акмолатурист>>..............................24
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию методов оценки
персонала..............................................................................................................27
Заключение...........................................................................................................30
Список используемой литературы......................................................................32
1.2 Оценка персонала. Цели и задачи.
Оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик .
Критерии используемые при оценке персонала требованиям должности или рабочего места персонала приведены в Таблице1.
Показатели |
Критерии |
Количественные показатели |
Производительность труда. Объем продаж в штуках, килограммах, метрах и т.п. Объем продаж в рублях (выручка) Количество обработанных документов Количество заключенных контрактов Количество откликов на реклам |
Качество работы |
Количество ошибок (при печатании бумаг, заполнении бланков, ведомостей и других документов) Уровень брака Количество жалоб или претензий со стороны клиентов Стоимость некачественно выполненной или непринятой работы (брака) |
Индивидуальные особенности работника |
Личные качества (общительность, эмоциональная устойчивость, личностная зрелость и др.). Особенности рабочего поведения (дисциплина, помощь товарищам по работе, работа с клиентами и др.). Деловые качества (инициативность, ответственность, самостоятельность и др.) |
Таблица 1- критерии используемые при оценке персонала.
Критерии, используемые при оценке персонала должны отвечать трем основным требованиям:
1. Валидность – самое важное требование к критериям оценки работы персонала Критерий оценки является валидным, если с его помощью можно максимально точно оценить эффективность работы конкретной категорий персонала.
2. Надежность - критерий оценки работы, обеспечивающий постоянство результатов измерения.
3. Достаточная различительная
способность – это такой
Рассмотрим сами методы, которые можно использовать при оценке персонала. По направленности выделяют следующие виды методов:
1) Качественные методы — это методы, определяющие сотрудников без применения количественных показателей. Их еще называют описательными методами:
2) Комбинированные методы — это совокупность описательных методов с применением количественных аспектов:
3) Количественные методы — наиболее объективны, так как все результаты зафиксированы в числах:
4) Аттестация
Комплексной и совершенно самостоятельной методикой оценки персонала является аттестация.
«Аттестация» (от латинского «attestatio» — свидетельство) — определение уровня соответствия. Аттестация является одной из наиболее распространенных форм оценки работы персонала, а точнее — определения уровня соответствия работника занимаемой должности и (или) месту, на которое он претендует. Сотрудники большинства организаций с налаженным менеджментом проходят процедуру аттестации, как правило, раз в год
5) Метод Центра оценки
Все вышеуказанные методы в состоянии эффективно оценить лишь определенный аспект работы человека или его социально-психологических характеристик. В последнее время все чаще используется универсальный комплексный метод — метод Центров оценки, который вобрал в себя элементы многих методов, для достижения максимально объективного анализа персонала. Данный метод имеет ряд критериев (чаще разработанные профили компетенций), по которым проводится оценка человека. Среди компетенций в качестве примера можно привести: обучаемость, умение делать устные и письменные обобщения, контактность, восприятие мнения окружающих, гибкость в поведении, внутренние нормативы, творческие характеристики, устойчивость к стрессовым ситуациям, энергичность, организованность, организаторские и управленческие способности и т.д. Особенностью метода является наличие инструментов оценки компетенций, обеспечивающих оценку каждой компетенции не менее 2х раз, а каждого оцениваемого - не менее, чем 2мя подготовленными наблюдателями. Обычно в сценарии Центра оценки присутствует групповое задание (игра), ролевые упражнения (оцениваемый должен проявить некоторое свойственное ему в ряде ситуаций поведение), аналитические задания и презентации. Результаты центра оценки подкрепляются проведением опросов и интервью.
Рассмотрим более подробно одну из систем оценки персонала.
Система оценки по модели 360 градусов.
Оценка «360 градусов» – это получение данных о действиях человека в реальных рабочих ситуациях и о проявленных им деловых качествах. Информацию при этом получают от людей, которые общаются с этим человеком на разных уровнях: вышестоящего руководства, коллег и членов команды, прямых и функциональных подчинённых, внешних клиентов, поставщиков. Конкретные формы оценки могут варьироваться, но все оценивающие заполняют одинаковые бланки, и обработка результатов производится с помощью компьютеров, чтобы обеспечить анонимность.
Для эффективного применения данного метода может использоваться форма анкеты. Очень важно, чтобы анкета для оценки по методу «360 градусов» была построена на основе некоей универсальной для данной организации системы критериев. Только в этом случае полученную в результате анкетирования информацию можно сопоставить с другими, уже имеющимися данными. Также желательно, чтобы анкета предлагала экспертам не только выставить цифровые оценки, но и выбрать поведенческий индикатор, и привести пример. Таким образом, в результате оценки по методу «360 градусов» мы можем получить два вида информации: качественную и количественную. Качественная информация позволяет описать, как именно проявляет себя сотрудник на работе, а количественная даёт возможность сравнивать сотрудников друг с другом. Цель метода - получить всестороннюю оценку аттестуемого.
Преимущества данного метода:
Недостатки данного метода:
Выделяют три цели оценки персонала:
1) Административная цель достигается путем принятия обоснованного административного решения (повышение или понижение по службе, перевод на другую работу, направление на обучение, увольнение) на основе результатов оценки деятельности персонала.
2)Информационная цель заключается в том, что и работники, и руководители имеют возможность получить достоверную информацию о деятельности. Такая информация является крайне важной для работника в плане совершенствования своей деятельности, а руководителям дает возможность принять правильное решение.
3)Мотивационная цель состоит в том, что оценка сама по себе является важнейшим средством мотивации поведения людей, так как адекватно оцененные затраты труда будут обеспечивать дальнейший рост производительности труда работников , но только в том случае, если труд человека будет оценен соответственно его ожиданиям
Существуют следующие типы задач оценки персонала:
Рассмотрим субъекты и объекты оценок персонала.
Опыт разработки системы оценки персонала в ряде организаций позволяет схематично представить взаимодействие субъекта и объекта следующим образом: субъект - методология и методы - технология - процедуры - показатели - объект. В соответствии с целью проведения оценки определяются показатели (характеристики персонала и их параметры), которые необходимо оценить. На основе этого необходимо разработать процедуры, с помощью которых будет проводиться эта оценка. Совокупность этих процедур и организационные условия проведения оценки представляют собой технологии осуществления оценки. Все это должно быть скорректировано на методологию, которая закладывается в процесс оценки, и объединено в конкретные методики, что в результате призвано обеспечить единую основу оценки, сопоставимость результатов по отдельным показателям, исключить дублирование. Вся эта работа должна проходить как в прямом направлении (на схеме это от субъекта к объекту), так и в обратном (от объекта к субъекту), с тем, чтобы еще до начала проведения процедуры оценки скоординировать и обеспечить согласованность всех структурных элементов системы оценки.
Субъекты.
Линейные руководители, как правило, они являются главными действующими лицами при деловой оценке персонала. Отвечают за объективность и полноту информационной базы для проведения оценки, проводят оценочные беседы, работники службы управление персоналом, коллеги и работники, имеющие структурные взаимосвязи с оцениваемыми лица, не имеющие непосредственного отношения к оцениваемому сотруднику. Среди них можно выделить независимых экспертов и центры оценки.
Все субъекты оценки подразделяются на формальные и неформальные. К формальным субъектам оценки относят руководителей и работников служб управления персоналом. Именно они обладают правом принятия административного решения по результатам оценки.
Неформальные субъекты оценки — коллеги, независимые эксперты — только дают свое заключение, которое учитывается формальными субъектами оценки при обобщении информации для принятия управленческих решений.
В последнее время на практике часто применяется комбинированная оценка, когда оценщиком выступает не один субъект, а сразу несколько.
Объекты.
Объект оценки — тот, кого оценивают. В качестве объекта оценки могут быть либо отдельные работники, либо группа работников, выделенная по определенному признаку (например, в зависимости от уровня в организационной структуре или по профессиональному признаку).
Информация о работе Оценка деятельности персонала предприятия