Оценка и аттестация персонала, их роль в управлении индивидуальной и групповой эффективностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в определении понятий и целей оценки и аттестации персонала, а также рассмотрении их методов и процедур проведения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Оценка персонала …………………...…………………………………………...5
1.1 Понятие и цели оценки персонала ………………………..……………….5
1.2 Системы, методы и методики оценки персонала ………………..……...10
1.3 План разработки и реализации процедуры оценки ……………..………14
1.4 Типичные ошибки при проведении оценки персонала …….…………..17
2. Аттестация персонала …………………………………………………………20
2. 1 Понятие и цели аттестации персонала ………………………………….20
2. 2 Методы аттестации ……………………………………………………….24
2.3 Процедура аттестации …………………………………………………….25
2.4 Проведение аттестации …………………………………………………..28
Заключение ………………………………………………………………………..30
Список использованной литературы …………………

Файлы: 1 файл

Копия р ГОТОВ Реферат Управление персоналом..docx

— 55.86 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

 

По дисциплине: «Управление  персоналом»

Тема: «Оценка и аттестация персонала, их роль в управлении индивидуальной и групповой эффективностью»

 

 

 

Проверил :                                                                                            

Выполнила:                                              

Студентка

 

2010г

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Оценка персонала  …………………...…………………………………………...5

1.1 Понятие и цели оценки  персонала  ………………………..……………….5

1.2 Системы, методы и  методики оценки персонала  ………………..……...10

1.3 План разработки и  реализации процедуры оценки  ……………..………14

1.4 Типичные ошибки при  проведении оценки персонала  …….…………..17

2. Аттестация персонала   …………………………………………………………20

2. 1 Понятие и цели аттестации  персонала  ………………………………….20

2. 2 Методы аттестации  ……………………………………………………….24

2.3 Процедура аттестации  …………………………………………………….25

2.4 Проведение аттестации   …………………………………………………..28

Заключение   ………………………………………………………………………..30

Список использованной литературы ……………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономические реформы, проводимые в России, существенно изменили статус организации как основного звена  экономики. Появились частные организации, наряду с базирующимися на государственной собственности, смешанные, имеющие коллективную собственность. Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными органами, с производственными и иными партнерами, работниками. Появились новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим изменились отношения между руководителями организации, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации.

В условиях нестабильности оценка персонала приобретает особый смысл. В период кризиса и минимизации  затрат на персонал сокращаются соцпакеты, заработная плата, происходят массовые сокращения работников, каждый сотрудник  рассматривается как единица  для инвестирования финансового  капитала. Для того чтобы правильно разместить капиталовложения, важно четкое представление о возможностях каждого представителя компании. В условиях кризиса особенно важным для компании становится сохранение наиболее эффективных сотрудников.

Система аттестации и оценки персонала — важный элемент управления человеческими ресурсами. Принципиальным условием эффективной работы системы  оценки является ее комплексный характер, учитывающий все многообразие задач, решаемых конкретной организацией в  общей системе кадрового менеджмента. Сегодня компании используют два  понятия: оценка и аттестация персонала. Дадим наиболее общее определение  этим понятиям.

Аттестация – это процедура  определения соответствия сотрудников  своей должности. На Западе такого понятия  как «аттестация» не существует, а  есть понятие оценки.

Оценка персонала –  это процесс определения эффективности  деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации, позволяющий  получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений.

Очевидно, что оценка –  это более широкое понятие, чем  аттестация. Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития бизнес-технологий большинство руководителей организаций, обладающих определенными финансовыми, информационными, технологическими ресурсами достигли понимания того, что человеческие ресурсы являются ключевыми. Компании конкурируют на уровне профессионального развития своих сотрудников – их знаний, умений, навыков. Для разумного использования данного вида капитала необходимо правильно определить, каков он. Оценка и аттестация персонала позволяет выявить и раскрыть потенциал каждого сотрудника и направить этот потенциал на реализацию стратегических целей компании.

Цель данной курсовой работы состоит в определении понятий  и целей оценки и аттестации персонала, а также рассмотрении их методов  и процедур проведения.

 

1. Оценка персонала

1.1 Понятие и  цели оценки персонала

Оценка результатов труда  – одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы. Оценка результатов труда является составной частью деловой оценки персонала наряду с оценкой его профессионального поведения и личностных качеств и состоит в определении соответствия результатов труда работника поставленным целям, запланированным показателям, нормативным требованиям.

На показатели конечных результатов  труда работников, как и на его содержание, влияет совокупность различных факторов, классификация которых приведена в таблице.

Факторы

Содержание факторов

Естественно-биологические

Пол

Возраст

Состояние здоровья

Умственные способности

Физические способности

Климат

Географическая среда

Сезонность и др.

Социально-экономические

Состояние экономики

Государственные требования, ограничения и законы в области  труда и заработной платы

Квалификация работников

Мотивация труда

Уровень жизни

Уровень социальной защищенности и др.

Технико-организационные

Характер решаемых задач

Сложность труда

Состояние организации производства и труда

Условия труда (санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические и др.)

Объем и качество получаемой информации

Уровень использования научно-технических  достижений и др.

Социально-психологические

Отношение к труду

Психофизиологическое состояние  работника

Моральный климат в коллективе и др.

Рыночные

Развитие многоукладной  экономики

Развитие предпринимательства

Уровень и объем приватизации

Акционирование организаций

Конкуренция

Самостоятельный выбор системы  оплаты труда

Либерализация цен

Инфляция

Банкротство

Безработица и др.


 

Учет этих факторов обязателен при проведении оценки результативности труда конкретных должностных лиц в конкретных условиях места и времени, так как повышает степень обоснованности, объективности и достоверности выводов оценивания.

Оценка результатов труда  разных категорий работников (руководителей, специалистов, других служащих, рабочих) различается своими задачами, значимостью, показателями или характеристиками, сложностью выявления результатов.

Не всегда оценка связана  со стандартами работы — иногда, особенно когда речь идет о психологических  характеристиках и особенностях личности, она, к сожалению, имеет  со стандартами работы мало общего.

Любая итоговая оценка складывается из многих оценок. Критерии должны быть продуманы и должны соответствовать  должностным обязанностям. Стандарты  работы должны быть установлены. В противном  случае мы вынуждены оперировать  словами «плохой-хороший», а тот, кого мы оцениваем, имеет все основания  с нами не согласиться.

Каждая должность предъявляет  к работнику определенные требования. Оценка сотрудников, занимающих разные должности, должна базироваться на разных критериях и стандартах.

Показатели, по которым оцениваются  работники, разнообразны. К ним относятся: качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов. Для оценки результативности труда требуется довольно большое количество показателей, которые охватывали бы и объем работы (например, количество визитов, наносимых агентом по продаже), и ее результаты (например, сумма выручки). Необходимо выделить и такое ключевое понятие, как критерий оценки, - своего рода порог, за которым состояние показателя будет удовлетворять или неудовлетворять установленным (запланированным, нормированным) требованиям.

Поэтому при выборе критериев  оценки следует учитывать, во-первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки (повышение оплаты труда, служебный рост и т.п.), и, во-вторых, для какой категории и должности работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности работника. Выделяя три категории управленческих работников, следует иметь в виду, что работники каждой из этих категорий вносят свой вклад в управленческий процесс: специалисты вырабатывают и подготавливают решение, другие служащие их оформляют, а руководители принимают решения, оценивают их качество, контролируют сроки выполнения.

В связи с разделением  управленческого труда результат  труда руководителя, как правило, выражается через итоги производственно-хозяйственной  и иной деятельности организации  или подразделений (например, выполнение плана по прибыли, рост числа клиентов и т.п.), а также через социально-экономические условия труда подчиненных ему работников (например, уровень оплаты труда, мотивированность персонала и т.п.).

Основной вопрос любой  оценки - установление ее показателей, позволяющих определить соответствие работников предъявляемым требованиям. При всем многообразии показателей  оценки их можно условно разделить  на три следующие группы:

- результативность труда;

- профессиональное поведение;

- личностные качества.

Под результативностью труда  понимаются способности и/или желание  выполнять общие функции управления как по отношению к другим объектам воздействия, так и по отношению к самому себе: планирование деятельности, организация и регулирование процесса, учет и контроль хода работы.

Показатели профессионального  поведения охватывают следующие  стороны деятельности: сотрудничество и коллективизм в работе, самостоятельность  в решении тех или иных задач, готовность к принятию дополнительной ответственности или дополнительной нагрузки.

Личностные качества показывают индивидуальные способности работника, отличающие его от других работников: квалификационный потенциал, образовательный  потенциал, психофизиологический потенциал, нравственный потенциал, творческий потенциал, коммуникативный потенциал.

Оценка, так или иначе, проводится на каждом этапе работы с персоналом. Внеплановая оценка проводится, когда руководство вынуждено прибегнуть к данной процедуре, например, при найме нового работника, во время прохождения новым сотрудником испытания, при выявлении каких-либо проблем во взаимодействиях между подразделениями или реорганизации компании, ходатайством сотрудника о повышении оклада или переводе на новую должность и т.д. В этом случае инициатива исходит от непосредственного руководителя сотрудника. Плановая оценка персонала обычно проводится по инициативе генерального директора, так как позволяет проанализировать положение дел внутри компании и помогает в выстраивании стратегии дальнейшего развития.

Соответственно и цели оценки персонала будут различными. В случае плановой оценки это может  быть составление индивидуальных карьерных  планов, создание системы обучения и повышения квалификации, создание кадрового резерва, пересмотр системы  стимулирования, внесение изменений  в организационную структуру  предприятия и введение в штатное  расписание новых должностей. Вынужденная  оценка проводится для принятия решения  по конкретному вопросу, и результаты ее носят скорее оперативный, чем  стратегический характер.

В случае корректного проведения оценки сотрудник получает информацию о том, что у него получается хорошо, какие навыки и компетенции ему  необходимо развивать. И в таком  аспекте регулярно проводимая оценка помогает сотрудникам понимать свое место в организации, видеть свои успехи и яснее понимать стоящие  перед ним задачи.

Для руководителя такая процедура  ценна тем, что у него появляется четкая картина ресурсов подразделения, видение необходимых перемен, возможность  активнее влиять на развитие своего отдела в направлении поставленных задач. Кроме того, оценка – это хороший  повод поддержать сотрудника, похвалить  его за достигнутые (пусть даже не очень большие и заметные) успехи и тем самым повысить его мотивацию  для работы на этом предприятии.

Оценка персонала должна иметь четкие цели. Это могут быть ожидаемые изменения в политике компании, кадровые перестановки, изменение  системы оплаты и многое другое. Перед тем, как принять решение  о проведении процедуры оценки, руководство  компании должно четко понимать: для  чего проводится процедура, какие результаты они ожидают увидеть, и для  чего эти результаты будут использованы.

Для того что бы качественно  и легко провести в компании оценку персонала необходимо провести очень  серьезную подготовку. Хорошая подготовка, важнее хорошего проведения самой процедуры  оценки персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Системы, методы  и методики оценки персонала

Для оценки факторов результативности чаще всего используется балльный метод. Интерпретация баллов при оценке сложности и качества труда показана в таблице.

Степень сложности  и качества труда

Оценка в баллах

Выполненная работа по сложности:

Существенно превышает должностную  инструкцию

Несколько превышает должностную  инструкцию

Соответствует должностной  инструкции

Несколько ниже, чем требуется  в должностной инструкции

Существенно ниже, чем требуется  в должностной инструкции

 

5

4

3

2

1

Качество  выполненной работы:

На высоком уровне

На хорошем уровне

Удовлетворительно

Ниже среднего уровня

Неудовлетворительно

 

5

4

3

2

1


 

Процедура оценки результатов  труда будет эффективной при соблюдении следующих обязательных условий: установление четких «стандартов» результатов труда для каждой должности (рабочего места) и критериев ее оценки; выработка процедуры проведения оценки результатов труда (когда, как часто и кто проводит оценку, методы оценки); предоставление полной и достоверной информации оценщику о результатах труда работника; обсуждение результатов оценки с работником; принятие решения по результатам оценки и документирование оценки.

Информация о работе Оценка и аттестация персонала, их роль в управлении индивидуальной и групповой эффективностью