Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 16:58, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть оценку эффективности системы управления контроллингом.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть значение и сущность контроллинга в планировании деятельности предприятия;
- рассмотреть контроллинг в стратегическом и оперативном планировании предприятия;
- в заключении подвести итоги.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на предприятии………………………………………………………………………6
Контроллинг: понятие, цели и задачи……………………………………6
Концепция системы контроллинга и инструментарий………………….7
Глава 2. Оперативный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии……………………………………………… …11
2.1. Стратегический контроллинг………………………………………….…..11
2.2. Оперативный контролинг………………………………………………..…13
Глава 3. Оценка эффективности системы управления контроллингом (ОАО «РМ»)……………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………34
Список используемой литературы……………………………………………..36
• анализ эффективности;
• реинжиниринг бизнеса;
• анализ внутренней и внешней среды;
• анализ инвестиций;
• анализ инновационной деятельности.
В зависимости от конкретной фирмы (производственная, кредитная, страховая), ее размеров и структуры управления набор инструментов может меняться.
Глава 2. Оперативный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии.
Концепция контроллинга не является застывшей окончательно сформировавшейся системой. Контроллинг находится в стадии формирования и поиска. Особенность системы контроллинга заключается в том, что он приспосабливается к фирме, к ее структуре, миссии, системе учета, управления, потенциально внедряясь в них с целью их улучшения.
Значительную роль в совершенствовании системы контроллинга современные тенденции экономического и политического развития в последние два десятилетия. Именно особенности развития экономики в странах Европейского сообщества.
2.1. Стратегический контроллинг.
Стратегический контроллинг – важнейшая составляющая контроллинга управляющая внешней средой, стратегическим факторами успеха, альтернативными стратегиями, стратегическими целями. Стратегический контроллинг направлен на реализацию долгосрочных стратегий и программ.
Цель стратегического контроллинга – формирование системы управления и планирования, которая позволила бы движение фирмы к намеченной стратегической цели своего развития. Стратегический контроллинг призван обеспечить эффективное существование фирмы на длительную перспективу, формирование и управление потенциалом успеха организации.
Цель контроллинга – своевременное установление причин отклонения в целях внесения поправок в стратегию фирмы до возникновения оперативных недостатков.
В экономической литературе большое внимание уделяется вопросам направленности действия стратегического контроллинга. Так А. Гэльвайтер в своей книге “Стратегическое руководство предприятием” выделяет восемь проблем, которые может решить стратегический контроллинг:
1. Проверка стратегических
планов на их полноту и
2. Текущий контроль “критических” внутренних и внешних условий, лежащих в основе стратегических планов.
3. Контроль стратегически важных решений, исходя из аспекта сроков.
4. Контроль важных
этапных целей при реализации
стратегически важных
5. Текущий контроль
оперативных действий в
6. Проверка стратегической
ситуации предприятия на
7. Периодическая
проверка разграничения
8. Периодический
контроль определяющих для
Цель стратегического контроллинга по мнению А. Гэльвайтера состоит в своевременном установлении причин отклонения в целях внесения поправок в стратегию предприятия до возникновения “оперативных” проблем.
С учетом современного развития можно выделить следующие задачи стратегического контроллинга:
• установление качественных и количественных целей фирмы;
• ответственность за стратегическое планирование;
• разработка системы альтернативных стратегий;
• определение критических точек во внешней и внутренней среде для системы альтернативных стратегий;
• определение “узких” и поиск “слабых” мест. Управление “узкими” и “слабыми местами”;
• формирование системы показателей для информационной системы контроллинга;
• управление отклонением фактических показателей от плановых (нормативных);
• управление отклонениями;
• управление системой мотивации;
• управление экономическим потенциалом предприятия.
Для реализаций целей и задач стратегического контроллинга необходимо владеть методами и инструментами стратегического контроллинга.
К методам и инструментам стратегического контроллинга можно отнести:
- анализ баланса, расчет прибыли и убытков;
− расчет затрат и производительности;
− отчетность;
− система информации, планирования и контроля;
− система показателей;
− краткосрочный и среднесрочный расчет успеха;
− расчет суммы маржи и брейк–эвен–анализ;
− АВС–анализ;
− расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;
− программы снижения затрат и рационализации;
− анализ предприятия;
− планы стратегии, анализы рынка, анализы сильных и слабых сторон;
− портфолио–анализы и эмпирические кривые;
− анализ жизненного цикла продукции;
− анализ стоимости;
− анализы рабочего времени;
− аддитивные модели управления эффективностью производства;
− мультипликативные модели управления эффективностью производства.
Основой анализа и управления факторами внешней и внутренней среды является выбор самих факторов. Процесс отбора самих факторов – весьма сложное и ответственное дело. При выборе факторов следует помнить следующее:
• Каждый фактор должен быть снабжен информационной цепочкой (по нему должна быть создана система внутренней отчетности и сбора внешней информации).
• Каждый фактор воздействует на цели прямым и косвенным образом.
• По каждому фактору возможно многоальтернативное прогнозирование и планирование.
• Увеличение количества факторов приводит к удорожанию системы планирования и контроллинга, но при этом повышает их эффективность и, наоборот, уменьшение количества факторов снижает затраты, но и может привести к снижению эффективности планирования и контроллинга.
• Следует учитывать взаимное воздействие различных факторов (иногда разнонаправленных) на процесс реализации целей.
• Выбор факторов должен носить сугубо индивидуальный характер для конкретного предприятия.
Следует помнить, что каждый фактор, который мы выделяем имеет ряд особенностей – мы должны уметь эти факторы измерять, оценивать, мы должны научится ими управлять.
В качестве ориентиров можно предложить системы факторов внутренней и внешней среды, предложенные в пособии “Стратегическое планирование”.
Фактор “Персонал”. По этому фактору необходимо собирать информацию по данной системе показателей:
• численность персонала в целом;
• численность рабочих;
• численность управленческих кадров;
• затраты на оплату труда;
фонд заработной платы всего;
• фонд заработной платы рабочих;
• отчисления во внебюджетные фонды;
• система экономического стимулирования;
• затраты на социальное развитие;
• затраты на охрану труда;
• затраты на переподготовку кадров;
• текучесть кадров;
• статистика приема и увольнения работников;
• производительность труда;
• уровень эффективности использования персонала.
По фактору «персонал» весьма важным является аспект материального стимулирования. За годы советской власти система материального стимулирования перестала быть эффективной. В постсоветский период она полностью прекратила свое существование.
Фактор “Технология”. По этому фактору необходимо так же уметь собрать, своевременно оценить и научится управлять этим фактором.
В настоящее время на большинстве предприятий простаивают целые цеха. Что делать? Как быть в каждом конкретном случае?
Нет готовых решений. Готовить решение целесообразно после глубокого анализа положения в технологической области. Нас безусловно будет интересовать и уровень технологии (ее соответствие международному уровню), но для решения комплекса проблем необходимо проанализировать систему показателей:
• стоимость основных фондов (балансовая);
• амортизация основных фондов;
• перерабатывающая способность основных фондов;
• фондоемкость и фондоотдача;
• реальная загрузка основных фондов;
эффективность использования конкретных видов основных фондов и основных фондов в целом;
• фондовооруженность.
На основе глубокого анализа необходимо проанализировать пути повышения отдачи технологического оборудования эффективности производства в целом. В отдельных случаях требуется переоценка основных фондов, которая стала с 1998 года необязательной. Это позволит привести цены на основные фонды в соответствии с современным уровнем цен (понизит или повысит их стоимость). Возможен вариант консервации части оборудования (на основе приказа директора)1 или полной консервации оборудования. В конкретных случаях принимаются решения о списании, передаче с баланса на баланс оборудования, его модернизации; покупке нового технологического оборудования. Все эти аспекты находятся в поле зрения службы контроллинга.
Фактор “материальные ресурсы”. Он так же должен характеризоваться системой показателей:
• материальные ресурсы;
• материальные затраты;
• удельный расход;
• материалоемкость продукции;
• энергоемкость продукции;
• топливоемкость продукции;
• отходы производства;
• экологические штрафы;
• экономия материальных ресурсов;
• стимулирование экономии ресурсов.
Фактор “НИОКР” также должен характеризоваться системой показателей:
• численность подразделения НИОКР;
затраты на НИОКР;
• эффективность затрат на НИОКР.
Фактор “Месторасположение фирмы” также оценивается на основе группы показателей:
• арендная плата;
• коммунальные и иные платежи;
• затраты “местоположения”;
• объем продаж с конкретной точки продажи (с учетом конкретного месторасположения);
• объем сбыта/месторасположение точки сбыта;
• объем сбыта/совокупные затраты по содержанию точки сбыта;
• индекс цен по отношению к конкретной точке сбыта.
Фактор “Менеджмент”. Бесспорно, что система менеджмента влияет на эффективность производства. Вот эту зависимость необходимо нам и уловить, измерить.
Необходимо фиксировать, какие изменения произошли при изменении системы управления (объем сбыта, выручка, прибыль, снижение материалоемкости и др.). Необходимо фиксировать затраты на изменения системы управления и измерить их эффективность.
2.2. Оперативный контроллинг.
Оперативный контроллинг предполагает создание и поддержание уровня эффективности системой достижения текущих локальных целей фирмы, управления эффективностью предприятия.
Оперативный контроллинг имеет свои особенности в системе контроллинга. Во-первых, он ориентирован на оперативное (текущее) планирование. Во-вторых, оперативный контроллинг является основой успеха стратегического контроллинга и стратегического планирования.
Оперативный контроллинг решает более локальные задачи, поэтому достаточно шире здесь, чем в стратегическом контроллинге.
В контроллинге стратегически важно оценивать эффективность управления фирмой. Обычно здесь используются методы сравнительного анализа, отклонений, индексный анализ, аддитивные модели.
Еще одной особенностью оперативного контроллинга является еще принципиальный подход к разложению отдельных показателей на составляющие.
Глава 3. Оценка эффективности системы управления контроллингом.
Задача оценки эффективности контроллинга на предприятии во временном аспекте может быть разделена на две: оценка будущей эффективности системы контроллинга, если планы по ее использованию в перспективе или необходимо модернизировать существующую систему, и оценка эффективности работы системы контроллинга за прошедший период, в течение которого она функционировала. Обе задачи не имеют стандартного решения в настоящее время и находятся на стадии разработки и активных дискуссий в научной и периодической литературе. Трудности расчетов стандартны для оценки эффективности любых инвестиций, не имеющих точных цифр будущих денежных потоков во времени, и общеизвестны: прогноз будущих доходов носит сильно вероятностный характер, основывается на оценках косвенных показателей, может иметь разные оценки в зависимости от того, кем и для пользователя какой группы осуществляется расчет, полученный результат субъективен, т.к. основывается чаще всего на экспертных оценках и т.д.
Информация о работе Оценка эффективности системы управления контроллингом