Оценка эффективности стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Стратегический менеджмент – область науки и практики управления, предназначением которого является обеспечение развития организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды.
Как отмечают специалисты в области стратегического менеджмента, его сущность заключается в ответе на три важнейших вопроса (рисунок 1):
В каком положении предприятие находится в настоящее время;
В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет;
Каким способом достигнуть желаемого положения?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Теоретические основы стратегического менеджмента
1.2 Основные задачи стратегического менеджмента…………………………7
1.3 Роль эффективности в стратегическом менеджменте…………………...11
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Виды оценки эффективности в стратегическом менеджменте…………25
2.2 Показатели эффективности стратегического менеджмента……………...33
2.3 Методы оценки эффективности стратегического менеджмента………..48
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «РМК»
3.1 Определение миссии организации…………………………….…….…..57
3.2 Стратегический анализ ЗАО «РМК»……………………………...……62
3.3 Оценка эффективности стратегического менеджмента ЗАО «РМК»…
Выводы и предложения…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

CОДЕРЖАНИЕ.docx

— 420.98 Кб (Скачать файл)

 

CОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

1.  ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО  МЕНЕДЖМЕНТА 

1.1 Теоретические основы стратегического менеджмента

1.2 Основные задачи стратегического менеджмента…………………………7

1.3 Роль эффективности в стратегическом менеджменте…………………...11

2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 2.1 Виды оценки эффективности в стратегическом менеджменте…………25

 2.2 Показатели эффективности стратегического менеджмента……………...33

2.3 Методы оценки эффективности стратегического менеджмента………..48

3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА  НА ПРИМЕРЕ ЗАО «РМК»

3.1 Определение миссии организации…………………………….…….…..57

3.2  Стратегический анализ  ЗАО «РМК»……………………………...……62

3.3  Оценка эффективности  стратегического менеджмента ЗАО «РМК»…

Выводы и предложения…………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..78

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

    1. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 

 

    1. Теоретические основы стратегического менеджмента

 

Стратегический менеджмент – область науки и практики управления, предназначением которого является обеспечение развития организаций  в быстроменяющихся условиях внешней  среды.

Как отмечают специалисты в области  стратегического менеджмента, его  сущность заключается в ответе на три важнейших вопроса (рисунок 1):

    1. В каком положении предприятие находится в настоящее время;
    2. В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет;
    3. Каким способом достигнуть желаемого положения?


 



 

 


 

 

 

Рисунок 1. Сущность стратегического менеджмента

Прежде чем решать, куда двигаться  дальше, менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, и ответить на первый из поставленных выше вопросов, для чего необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным процессам на предприятии  и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания  стратегического потенциала предприятия.

Стратегический менеджмент в целом представляет собой научно-обоснованный синтез процессов стратегического  анализа, прогнозирования, планирования и реализации стратегических целей  и стратегических задач. Важнейшее  значение стратегического менеджмента  обеспечить в долгосрочном периоде  устойчивость развития и высокую  конкурентоспособность сложных  социально-экономических систем на основе мотивации, инноваций, роста  и эффективного использования экономического и человеческого потенциалов, противостояния внешним угрозам, достижения устойчивых конкурентных преимуществ.

Стратегический менеджмент является основным средством, определения  главных направлений, ключевых результатов, способов их достижения сложных социально-экономических  систем различного уровня (фирмы, города, регионы, государства) в долгосрочном периоде развития (3, 5, 10 и более  лет).

Стратегический менеджмент, включая в себя стратегическое планирование и стратегический маркетинг как  составные части, направлен на решение  многих проблем, выходящих за рамки  стратегического маркетинга. К их числу относятся, в частности, распределение ресурсов и стратегическое инвестирование, обеспечение синергии различных видов бизнеса и управленческой деятельности, развитие человеческого капитала и управление потенциалом организации, социальная ответственность бизнеса, подбор и расстановка менеджеров на ключевых должностях, разработка долгосрочного плана развития организации и ее подразделений, обеспечение роста экономических показателей, финансовой стабильности и устойчивости.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что  организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей  в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации  будут изменяться тоже. Таким образом, если внутрифирменное управление ориентировано  на создание оптимальных управленческих условий, обеспечивающих реализацию запланированных  целей, то стратегическое управление ориентировано  на создание соответствующих условий  конкурентоспособности и развития фирмы в зависимости от изменений  внешней рыночной среды.

Существует много подходов к определению сущности стратегического  менеджмента. В связи с его сложностью и многоплановостью ни одно из них не является исчерпывающим. Приводятс наиболее распространенные определения.

Стратегический менеджмент – это процесс определения  взаимодействия организации с ее окружением выражаемое через использование избранных целей и достижение желаемого результата путем распределения ресурсов организации в соответствии с эффективным планом действий.

Стратегический менеджмент – это процесс принятия и осуществления  стратегических решений, центральным  звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении  собственного ресурсного потенциала предприятия  с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.

Стратегический менеджмент – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует  и проводит своевременные изменения  в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие  добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность  организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих  целей.

Современный стратегический менеджмент развивается в условиях глобализации мировой экономики, роста конкуренции, возникновения новых факторов в  управлении стратегическим развитием. С учетом новых условий развития мировой экономики стратегический менеджмент характеризуют следующие  черты:

  • глобальность и системность влияния стратегий на объект управления как на систему. Стратегические воздействия влияют на фирму в целом, изменяя ее главные системообразующие переменные;
  • долгосрочность и перспективность. Стратегический менеджмент нацелен на будущее, на периоды развития не менее 3 лет в неустойчивой среде, 5 лет и более в условиях относительно стабильной среды. Верхние пределы периодов стратегического планирования и прогнозирования чрезвычайно варьируют. Различные корпорации разрабатывают свои стратегии на разные сроки – 3, 5, 10, 25–50 и более лет;
  • критичность для жизнеспособности организации. Если ошибки оперативного управления, как правило, не критичны для развития организации и могут быть быстро исправлены, то стратегические ошибки ведут к гибели или резкому ухудшению положения фирмы. Исправить стратегические ошибки очень трудно, часто невозможно, так как для этого требуются большие усилия, ресурсы, затраты времени;
  • высший уровень приоритета среди всех других видов управления фирмой. Стратегические решения и планы определяют характер всех других видов управления (тактического, оперативного, функционального). Так как стратегия находится на высшем уровне исполнительной власти, ее требования должны быть обязательны для всех нижестоящих уровней управления. Изменения стратегических планов и стратегий должны сопровождаться изменениями всех планов нижних уровней. Если этого не происходит, то стратегия компании носит формальный характер и нежизнеспособна;
  • рост сложности стратегического анализа, прогнозирования и многоальтернативность стратегического выбора. Чем больше период стратегического планирования, тем больше факторов влияют на модель будущего. В связи с этим возникает много, нередко десятки и даже сотни, сценариев развития, из которых для эффективного управления нужно выбрать всего несколько.

 

 

    1. Основные задачи стратегического менеджмента

 

Процесс разработки и реализации стратегии состоит из пяти взаимосвязанных  управленческих задач.

1.Формирование стратегического видения будущего компании; другими словами, определение долгосрочной перспективы развития, формулировка будущего образа компании и целей организации.

2. Постановка целей; перевод стратегического видения в практическую плоскость.

3. Разработка стратегии.

4. Реализация стратегии.

5. Оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей.

Этот процесс представлен на рис. 2. Все вместе эти пять задач составляют стратегический менеджмент.

 

Прежде чем приступать к разработке стратегии, менеджеры  компании должны подумать, как они  видят будущее своей компании; в каком направлении она должна развиваться; какими станут в будущем  используемые технологии, товар, клиенты; какое положение в отрасли компания должна занять через пять лет. Для ответа на эти вопросы менеджеры тщательно изучают внутреннюю и внешнюю среду компании, чтобы понять, будут ли потребности бизнеса меняться в течение ближайших пяти лет и дальше, а если будут, то как.

Представление менеджеров о  долгосрочном развитии компании, избранных  технологиях, товарах, клиентах, направлениях развития бизнеса составляет стратегическое видение компании. Стратегическое видение, таким образом, - маршрут движения компании в будущее; определяет технологии, целевые аудитории, географические и товарные рынки, перспективные возможности и образ компании, какой она должна стать в будущем.

Если стратегическое видение  определяет будущий образ компании, то миссия описывает деятельность компании в настоящее время: какие товары и услуги она производит, кто ее клиенты, каковы технологические и деловые возможности. Миссия ничего не говорит о направлении развития компании, будущей деятельности и бизнес-планах. Таким образом, стратегическое видение отражает будущее компании, а миссия — настоящее.

Миссия компании обычно описывает  нынешний бизнес компании; в миссии содержится общая характеристика сегодняшних  возможностей организации, ее целевой  аудитории, видов деятельности и  структуры бизнеса.

Вторая задача предполагает переход от общей формулировки миссии к постановке стратегических целей  и задач, необходимых для их достижения.

Постановка целей и  контроль их достижения помогает отслеживать  прогресс в деятельности организации.

Цели - результаты и последствия, желательные для организации; критерии оценки деятельности организации и ее развития.

В постановке целей должны принимать участие все менеджеры компании. Каждому подразделению компании нужны конкретные, измеряемые цели, достижение каждой из которых способствует достижению глобальных целей компании.

Для достижения желательного финансового и стратегического  положения менеджеры должны определить цели по обоим направлениям. Финансовые цели — это финансовые результаты и итоги деятельности, запланированные менеджерами, а также рост доходов, уровень окупаемости инвестиций (или экономическая добавленная стоимость — ЭДС)1 , рост дивидендов, рост курса акций (или рыночная добавленная стоимость — РДС)2 , достаточное поступление наличности, кредитоспособность. Стратегические цели связаны с повышением конкурентоспособности и улучшением положения на рынке и могут формулироваться, например, как увеличение доли рынка; опережение конкурентов по качеству продукции, уровню обслуживания клиентов, инновационным разработкам, издержкам; улучшение репутации компании; улучшение положения на международном рынке; лидерство в технологической сфере; использование перспективных маркетинговых возможностей. В идеале борьба за стратегические цели способствует достижению хороших финансовых результатов.

Стратегические цели - это  укрепление положения организации  в отрасли и повышение конкурентоспособности, финансовые цели — это запланированные  финансовые показатели.

Третья задача связана  с разработкой стратегии. Стратегия  компании - это методы конкуренции  и ведения бизнеса, которые выбирает менеджмент для удовлетворения клиентов, успешной конкуренции и достижения глобальных целей организации.

Стратегия компании представляет собой в концентрированном виде ответ менеджеров на ряд ключевых вопросов бизнеса: нужна ли диверсификация? обслуживать максимальное число  потребителей или выбрать нишу рынка? расширять или сокращать ассортимент  товаров? за счет чего достигать конкурентного  преимущества — снижения издержек, повышения качества товаpa или использования организационных возможностей? как реагировать на меняющиеся предпочтения покупателей? какие географические рынки осваивать? как реагировать на появление новых рынков и новые условия конкуренции? какое направление развития выбрать? Стратегия определяет, какие товары, рынки, методы конкуренции и управления выбирает организация.

Информация о работе Оценка эффективности стратегического менеджмента