Оценка эффективности стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Стратегический менеджмент – область науки и практики управления, предназначением которого является обеспечение развития организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды.
Как отмечают специалисты в области стратегического менеджмента, его сущность заключается в ответе на три важнейших вопроса (рисунок 1):
В каком положении предприятие находится в настоящее время;
В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет;
Каким способом достигнуть желаемого положения?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Теоретические основы стратегического менеджмента
1.2 Основные задачи стратегического менеджмента…………………………7
1.3 Роль эффективности в стратегическом менеджменте…………………...11
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Виды оценки эффективности в стратегическом менеджменте…………25
2.2 Показатели эффективности стратегического менеджмента……………...33
2.3 Методы оценки эффективности стратегического менеджмента………..48
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «РМК»
3.1 Определение миссии организации…………………………….…….…..57
3.2 Стратегический анализ ЗАО «РМК»……………………………...……62
3.3 Оценка эффективности стратегического менеджмента ЗАО «РМК»…
Выводы и предложения…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

CОДЕРЖАНИЕ.docx

— 420.98 Кб (Скачать файл)

Создавая стратегию, менеджмент должен ответить еще на один чрезвычайно  важный вопрос: как достичь поставленных целей, учитывая положение и перспективы организации. Цели — это "место назначения", а стратегия — средство его достижения. Для достижения цели требуются, во-первых, продуманные и целенаправленные действия, во-вторых, при необходимости — реакция на непредвиденные события, изменившиеся условия рынка и усиление конкуренции, в-третьих, непрерывное коллективное обучение организации — одной интуиции недостаточно, организация должна постоянно обучаться и повышать свою конкурентоспособность

Разработка стратегии - ориентированная  на рынок и потребителя творческая деятельность, требующая таких качеств, как умение использовать рыночные возможности  и покупательские потребности, чутье  на перспективные инновации, готовность к разумному риску и интуитивное  понимание того, что нужно для  роста и укрепления бизнеса.

Четвертая задача – реализация стратегии. Реализация стратегии - набор конкретных действий по воплощению стратегии: развитие компетенций и возможностей организации, финансирование, выработка политики поддержки, мотивация работников, создание корпоративной культуры, надлежащее руководство.

Эффективная реализация стратегии  требует соответствующей внутренней организации компании, методов ведения  бизнеса, организационных возможностей, системы вознаграждения, корпоративной  культуры. Если все это присутствует, компания легко достигает необходимых  результатов.

Задача воплощения и реализации стратегии — самая сложная  и длительная во всем стратегическом менеджменте. Она влияет на все аспекты  управления и решается буквально во всех подразделениях компании. Работа по реализации стратегии начинается с поиска участков, на которых возможно улучшение производительности. Каждый менеджер должен решить, что нужно сделать во вверенном ему подразделении для реализации общей стратегии и как это сделать лучше всего. Полная реализация стратегии может потребовать от нескольких месяцев до нескольких лет.

Пятая задача – оценка результатов  деятельности, внесение изменений в  стратегический план или методы его  реализации. Предыдущие четыре задачи решаются неоднократно, они пересматриваются в связи с появлением новых  обстоятельств. Коррективы вносятся как  в миссию, цели, стратегию, так и  в ее реализацию. Эта задача позволяет  замкнуть контур стратегического управления и означает, что стратегический менеджмент – это непрерывный процесс, позволяющий  отслеживать изменение обстановки как внутри организации, так и  вне ее.

Перечисленные выше задачи стратегического менеджмента являются задачами тесно взаимосвязанными; они  выполняются менеджерами наряду с другими задачами, обязанностями; они требуют определенного времени, их выполнение требует разумного  распределения усилий между совершенствованием стратегии и методов ее выполнения.

 

 

    1. Роль эффективности в стратегическом менеджменте

 

Осуществление и совершенствование  управления организацией вызывают необходимость  определения результативности данной деятельности. В связи с этим законно  встает вопрос,  что такое эффективность, каковы виды и принципы эффективности.

 Какую бы деятельность  ни осуществлял человек, он  всегда стремится выполнять рационально  и эффективно. Рационализм предполагает  поиск наиболее удобных и производительных  методов выполнения работы, эффективность  – наилучший результат, сопоставимый  с затратами усилий или ресурсов  на достижение этого результата.

 В данном случае  закономерен вопрос,  насколько организация экономична (цена которую пришлось заплатить за полученный результат) или выгодна, одним словом во сколько раз результат больше затрат?  

 Однако часто главным  бывает не то, во сколько раз  результат больше затрат, а является  ли он более ценным. Так как  на сегодняшний день в условиях  рыночной экономики во главу  угла встают вопросы конкурентоспособности,  то вы как руководитель должны  заботиться о производительности, возрастания роли управления  и общественной значимости.  В связи с этим, нужно научиться оценивать уровень управления, возможности организации и перед вами всегда будет стоять задача выбора наиболее выгодного варианта управления.

  Под эффективностью  в стратегическом менеджменте  понимается, сложная многогранная категория, которая отражает характерные особенности экономических, социальных, организационных и иных явлений.

Эффективность управления, как социально-экономическая категория, - это результативность данной деятельности, степень рационального использования  материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности  – отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.

 Эффективность можно  различать как потенциальную  и реальную. Потенциальная эффективность  оценивается предварительно, реальная  определяется полученными на  практике результатами.

 Эффективность управления  бывает тактической и стратегической. Тактическая эффективность отражает  получение эффекта в ближайшем  времени, стратегическая в будущем. 

 В достижении высокой  эффективности менеджмента большую  роль играют характеристики системы,  механизма и процесса (технологии) менеджмента. Однако,  эффективность  менеджмента всегда изменчива  и определяется не только внутренними  факторами, но и внешними –  состоянием экономики, конкуренцией, социально политической обстановки  и др. При этом внешняя и  внутренняя эффективность менеджмента  должны быть сбалансированы.

 Современная наука  выделяет три группы основных  принципов, определяющих эффективность  менеджмента. 

Принципы приоритетов  в менеджменте. Главными из них являются:

  • приоритеты человеческого фактора – мотивированная деятельность, профессионализм;
  • принципы критических факторов – учет фактора времени, развитие информационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства;
  • основные принципы ориентирования – управленческая деятельность включает в себя разработку цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай сам») и др.

 В чем же состоит  проблематика оценки эффективности  менеджмента? 

 В первую очередь  это связано с тем, что результат  может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (отдаленным). Во-вторых, результат может принести  социально-экономический, социально-психологический  и социально-организационный   эффект. В-третьих,  можно получить исключительно экономический, производственный эффект. Социальный и экономический эффект находятся в постоянном противоречии. Рост социального эффекта может вызывать снижение экономического эффекта и наоборот.

 

 

    1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО      

МЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Виды оценки  эффективности в стратегическом менеджменте

Оценка эффективности управления имеет первоочередное значение для  многих аспектов менеджмента, поскольку с ее помощью определяется правильность, обоснованность, действенность работы менеджеров всех уровней. Эффективность управления - относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления). Показатели эффективности могут иметь как количественные, так и качественные характеристики. Таким образом, эффективность деятельности управляющей системы должна быть выражена, в конечном счете, через показатели эффективности управляемой системы, хотя может иметь и свои собственные частные характеристики [91].

Организации существуют для реализации определенных целей и, если эти цели достигнуты, то можно говорить об эффективности постановки задач и реализации стратегии. Однако при этом необходимо оценить также и качество стратегических решений в процессе стратегического анализа, определения миссии и целей, разработки соответствующей им стратегии. Обобщение результатов позволит оценить эффективность стратегического менеджмента в целом.

Уровень эффективности управленческой деятельности во многом определяется уровнем рациональной организации  управляемой системы и процесса управления. Эффективность проявляется  в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности. Основными понятиями эффективности управления являются: эффективность труда работников аппарата управления; эффективность процесса управления (функций, выработки и реализации управленческого решения); эффективность системы управления; эффективность механизма управления (структурно-функционального, финансового, производственного, маркетингового и др.).

Различают два вида эффективности: экономическую и социальную. Экономическая эффективность характеризуется отношением полученного результата к затратам. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары, услуги.

Главная задача любой системы управления состоит в обеспечении активного  воздействия на управляемый объект с целью улучшения его показателей. Различные свойства и параметры  деятельности субъекта и объекта  управления часто не согласуются между собой, находятся в диалектическом противоречии, в связи с чем существует проблема определения обобщающего показателя, который явился бы измерителем эффективности управления. Однако характеристики систем управления и условия, в которых они работают, настолько различны, что целесообразно применение разных критериев эффективности для различных систем. Показатели, их характеризующие, могут иметь количественное и качественное содержание, которое в свою очередь имеет экономическую, статистическую и математическую интерпретации. Исходя из основных положений менеджмента и его функциональных подсистем, содержащихся в них теорий, законов и правил, в качестве методологических подходов при оценке эффективности можно принять следующие пять направлений:

  • логико-управленческое, ориентированное на рационализацию, целесообразность и оптимальность действий;
  • статистико-математическое - поиск и подтверждение закономерностей на основе разнообразных расчетов и углубленного анализа; финансово-экономическое - экономическое и финансовое обоснование затрат и показателей деятельности;
  • социально-психологическое - создание и учет социально-психологических условий труда, личностно-коллективных признаков и факторов труда, взаимоотношений и социально-психологического климата; специфико-производственное - отражает производственно-целевые особенности деятельности управляемой системы. Правомерной является оценка эффективности выполнения отдельных управленческих функций. Для этого используется комплекс показателей, отражающих специфику деятельности по каждой управленческой функции.

Теорией и практикой управления разработаны некоторые методологические подходы и методические приемы для  проведения оценки управленческих решений. Таким образом, в отношении системы  управления необходимо применить комплексный подход к выбору критериев эффективности с учетом их дифференцированности по методическому направлению оценки эффективности, которые могут быть определены в соответствии с целями и миссией организации, выбранной философией управления и реальными условиями деятельности системы или ее подсистем.

 

 

2.2 Показатели  эффективности стратегического  менеджмента

 

Мониторинг, контроль и оценка реализации стратегии - один из самых важных этапов стратегического управления. Данные об уровне и динамике показателей, характеризующих эффективность стратегического менеджмента создают базу для использования математико-статистических и экономико-математических методов оперативного прогнозирования уровня различных показателей. Один из подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». В широком смысле эффективность управления отождествляется с эффективностью функционирования системы в целом, в узком смысле отражает результативность собственно управленческой деятельности. В обоих смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие и частные показатели экономической и социальной эффективности.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть следующие: степень выполнения заказов; доля объема продаж фирмы на рынке. Частными показателями являются: своевременность и полнота выполнения заказа; оказание дополнительных услуг; послепродажный сервис и др.

Экономическую эффективность управления в узком смысле характеризуют  следующие показатели:

  • эффективность управления (доходы организации, соотнесенные с затратами на содержание аппарата управления) - обобщающий показатель; доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат организации;
  • доля численности управленческих работников в общей численности работающих в организации;
  • норма управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления).

Для оценки экономической эффективности  управления в широком смысле используются обобщающие показатели. Для характеристики экономической эффективности системы управления на государственном уровне среди других используется обобщающий показатель - национальный доход (вновь созданная стоимость), на уровне отрасли - производительность труда, на уровне предприятия - прибыль.

Информация о работе Оценка эффективности стратегического менеджмента