Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:21, курсовая работа
Стратегический менеджмент – область науки и практики управления, предназначением которого является обеспечение развития организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды.
Как отмечают специалисты в области стратегического менеджмента, его сущность заключается в ответе на три важнейших вопроса (рисунок 1):
В каком положении предприятие находится в настоящее время;
В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет;
Каким способом достигнуть желаемого положения?
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Теоретические основы стратегического менеджмента
1.2 Основные задачи стратегического менеджмента…………………………7
1.3 Роль эффективности в стратегическом менеджменте…………………...11
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Виды оценки эффективности в стратегическом менеджменте…………25
2.2 Показатели эффективности стратегического менеджмента……………...33
2.3 Методы оценки эффективности стратегического менеджмента………..48
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «РМК»
3.1 Определение миссии организации…………………………….…….…..57
3.2 Стратегический анализ ЗАО «РМК»……………………………...……62
3.3 Оценка эффективности стратегического менеджмента ЗАО «РМК»…
Выводы и предложения…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
Частных показателей экономической эффективности управления в широком смысле очень много (более 60). Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда.
Разные авторы предлагают собственные
методики оценки эффективности управления
организацией, позволяющие оценить
различные аспекты
Комплексным показателем, максимально отражающим эффективность стратегического менеджмента, является, на наш взгляд, предлагаемый коэффициент эффективности стратегических решений (3.5):
где Кэср - коэффициент эффективности стратегических решений;
Пч - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за анализируемый период;
рпгпр._ расходы на непроизводственную сферу за анализируемый период;
Активы - итог актива баланса на начало анализируемого периода;
ЗС - заемные средства и кредиторская задолженность на начало анализируемого периода (без НДС);
НДС- налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям на начало анализируемого периода;
ДЗ £ - дебиторская задолженность, безнадежная на начало анализируемого периода.
Расчет данного показателя должен проводится не внешними пользователями на основе данных публичной отчетности, а экономическими службами организации с использованием данных комплексного экономического анализа, поэтому, на наш
взгляд, он будет более информативен и аналитачен, поскольку учтет специфику деятельности фирмы. Он характеризует отдачу собственных средств организации, при этом учитывается, что такая часть активов, как безнадежная дебиторская задолженность является неликвидной. К тому же, используемая в большинстве показателей нераспределенная прибыль не отражает реальный размер полученной прибыли, поскольку в соответствии с новым планом счетов расходы на непроизводственную сферу учитываются на этапе формирования финансовых результатов, поэтому нераспределенная прибыль оказывается заниженной на их величину и ее применение при расчетах считаем некорректным. При оценке в динамике предлагаемый показатель может быть использован в качестве критерия оценки сохранения и упрочения существующего положения на рынке.
Поскольку предлагаемый коэффициент учитывает эффективность использования всех видов ресурсов (внеоборотных и оборотных активов, трудовых ресурсов) и производства в целом, то при разработке многофакторной модели коэффициент эффективности стратегических решений следует принять в качестве зависимой переменной {Ухрсп ),ав качестве независимых переменных х- основные показатели
рентабельности, проверка наличия тесной связи между которыми не требует дополнительного анализа, а определяется визуально:
X]- активов (отношение чистой прибыли к средней величине активов);
Х2 - продукции (отношение прибыли от продаж к себестоимости производства и реализации продукции);
Х3- производства (отношение прибыли от продаж к средней стоимости основных фондов);
Х4 - продаж (отношение прибыли от продаж к выручке от реализации); Х5- персонала (отношение прибыли от обычной деятельности к фонду оплаты труда и расходам на содержание персонала).
Уравнение, отражающее зависимость, будет иметь вид [108, с. 155] (3.6):
где аi - коэффициенты регрессии. Коэффициенты регрессии отражают меру значимости влияния (рейтинг) частного показателя рентабельности на обобщающий критерий уХ;хп • Если в результате расчетов значения парных коэффициентов корреляции будут меньше 0.6, необходимо пересмотреть круг независимых переменных. Обязательным требованием при расчете корреляционной модели является наличие большого количества исходных данных и их сопоставимость. Последнего достаточно трудно достичь в связи с нестабильностью экономической ситуации и постоянными изменениями в порядке расчета различных составляющих показателей рентабельности.
Устойчивое финансовое положение предприятия является результатом эффективного управления, поэтому считаем, что в качестве показателей эффективности стратегического менеджмента могут быть применены показатели, характеризующие финансово-экономическое состояние организации. В настоящее время практикуется ряд методик оценки финансового состояния [45,54,125]. Желание достигнуть многогранности анализа привело авторов к чрезмерной гром
6оздкости методик. О.В. Ефимовой, В.В. Ковалевым, А.Д. Шереметом и Р.С. Сайфулиным предложены по четыре, шесть, шесть групп показателей с их количеством соответственно 32,48 и 28. Названия групп, показателей и параметров не стандартизированы, то есть методика анализа еще формируется. Предприятия и отдельные авторы вырабатывают свои варианты
финансовых коэффициентов [19, 36, 45, 54, 55, 60, 61, 94, 109, 112]. Практика обнаружила ряд теоретических недоработок: сложность восприятия для конечного пользователя; необеспеченность отраслевыми нормативами; недостаточная адаптирован-ность к российской информационной базе; возможность поверхностных выводов из-за незнания специфики работы организации внешними пользователями.
Исходя из вышеизложенного предлагается использовать для оценки эффективности стратегического менеджмента систему целеориентированных показателей [23,92] (табл.16).
Обозначения:
А ликв
- наиболее ликвидные активы; Д - сумма
дисконта по ценным бумагам;
О с - наиболее
срочные обязательства; П к- пассивы
краткосрочные;
З форм - задолженность,
формальная на момент оценки;
ДС - денежные средства;
ДЗ - дебиторская задолженность;
А пр - прочие ликвидные активы; ДЗс – сомнительная дебиторская задолженность;
Зап - запасы и затраты за вычетом расходов будущих периодов;
Зн- неликвидные запасы и готовая продукция; Ппр - прибыль от продаж;
С - себестоимость производства и реализации продукции;
П баланс - прибыль до налогообложения;
В реал – выручка от реализации продукции (работ, услуг);
о - величина оборотных средств.
Расчет
показателей позволит оперативно и
всесторонне оценить
При расчете предлагаемой системы показателей используются как данные бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия, так и данные учета. Таким образом, значения показателей во многом зависят от следующих факторов:
применяемые способы ведения бухгалтерского учета, которые отражаются в учетной политике организации;
качество постановки всех видов учета и исполнения учетных операций, что во многом определяется уровнем квалификации персонала.
Таким образом, можно сказать, что и способы ведения бухгалтерского и других видов учета, и способы формирования отчетности и представления информации могут быть инструментами менеджмента, совершенствование которых ведет к повышению его эффективности. В соответствии с этим нами предлагаются следующие процедуры, позволяющие совершенствовать инструменты управления:
Создание формы и определение порядка применения сводного аналитического баланса, позволяющего упростить расчет показателей эффективности.
Повышение прозрачности и информативности отчетности посредством совершенствования способов ведения бухгалтерского учета.
При проведении анализа отчетности преследуются цели - извлечь из учета максимум информации, приспособленной для принятия управленческих решений, определить тенденции развития и обеспеченность предприятия собственными источниками. Такой подход позволяет оценить финансово-экономическое состояния предприятия, а следовательно, и размер экономического потенциала, его достаточность или недостаточность [36, с.84].
2.3 Методы оценки эффективности стратегического менеджмента
Одним из методов эффективности является оценка деловой репутации
Необходимо произвести разграничение понятий «имидж», «репутация» и «престиж». Можно дать следующие определения [15,21,87].
Имидж организации - целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и другими способами) образ, призванный оказать эмоциональное и психологическое воздействие на контрагентов (внешнее окружение) в целях популяризации, рекламы. Репутация фирмы - создавшееся общее мнение внешнего окружения о качестве, достоинствах, недостатках организации. Престиж фирмы - признаваемое окружающими влияние, авторитет, преимущества орган3
,
изации, связанные с ее деловым, общественным, социальным статусом.
Таким образом, имидж - это тот образ, который фирма пытается создать, а репутация - то, что получается в процессе создания имиджа. Особенно важен процесс создания имиджа для молодых, растущих организаций.
Деловая репутация фирмы - оценка фирмы со стороны ее смежников, контрагентов, потребителей, общественности - может быть как положительной (престиж), так и отрицательной [30,13].
О деловой
репутации предприятия все
экономистов на практике сталкивался с этим вопросом.
В настоящий момент согласно законодательству РК внутренне созданная деловая репутация не признается в качестве актива, поскольку ее невозможно оценить в денежном выражении, она не принадлежит компании на праве собственности, не может быть отчуждена, ее невозможно передать, продать или подарить. Эта особенность отличает деловую репутацию от всех иных объектов бухгалтерского учета. Однако деловая репутация названа среди объектов нематериальных активов в положении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» [99, с.355-356], согласно которому репутация в качестве нематериального актива в учете возникает только при продаже или приобретении бизнеса, предприятия, организации. В налоговом учете деловая репутация не признается нематериальным активом, поскольку ее сложно назвать результатом интеллектуальной деятельности.
При продаже
имущественного комплекса прежний
собственник может не передавать
права на использование товарного знака,
авторских произведений, изобретений,
средства индивидуализации товаров и
т. д
Информация о работе Оценка эффективности стратегического менеджмента