Оценка конкурентоспособности ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение ОАО «Газпром» как объекта управления и разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры стратегического управления и повышению конкурентоспособности.
Задачи работы:
исследовать понятие «управленческое решение»;
изучить основные характеристики стратегических решений;
рассмотреть процессы разработки, принятия, реализации стратегических решений;
оценить эффективность организационной структуры управления;
изучить цели и миссию организации и ее социальную позицию;
исследовать факторы внешней и внутренней среды, а также определить сильные и слабые стороны организации, ее возможности и угрозы;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Основы теории разработки и принятия стратегических решений……….5
1.1 Развитие понятия "управленческое решение"…………………………….5
1.2 Сущность стратегических решений и их основные характеристики. Этапы разработки стратегических решений…………………………………………..9
1.3 Процесс подготовки, принятия и реализации стратегических
решений………………………………………………………………………….13
2. Направления стратегического менеджмента ОАО «Газпром»……………20
2.1 Миссия и цели организации………………………………………………..20
2.2 Социальная значимость ОАО «Газпром»………………………………….23
3. Оценка конкурентоспособности ОАО «Газпром»………………………….28
3.1 Анализ факторов внутренней среды……………………………………….28
3.2 Анализ факторов внешней среды…………………………………………..38
3.3 SWOT - анализ и матрица БКГ……………………………………………...47
3.4 Рекомендации по совершенствованию системы стратегического управления и повышению конкурентоспособности…………………………..51
Заключение……………………………………………………………………….53
Список использованной литературы…………………………………………...55

Файлы: 1 файл

ufpghjv.docx

— 93.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Основы теории разработки  и принятия стратегических решений……….5

1.1 Развитие понятия "управленческое  решение"…………………………….5

1.2 Сущность стратегических  решений и их основные характеристики. Этапы разработки стратегических  решений…………………………………………..9

1.3 Процесс подготовки, принятия  и реализации стратегических 

решений………………………………………………………………………….13

2. Направления стратегического  менеджмента ОАО «Газпром»……………20

2.1 Миссия и цели организации………………………………………………..20

2.2 Социальная значимость ОАО «Газпром»………………………………….23

3. Оценка конкурентоспособности  ОАО «Газпром»………………………….28

3.1 Анализ факторов внутренней  среды……………………………………….28

3.2 Анализ факторов внешней  среды…………………………………………..38

3.3 SWOT - анализ и матрица  БКГ……………………………………………...47

3.4 Рекомендации по совершенствованию системы стратегического управления и повышению конкурентоспособности…………………………..51

Заключение……………………………………………………………………….53

Список использованной литературы…………………………………………...55

 

 

 

Введение

За последние десятилетия  усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно  она отсутствовала во многих странах  и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них  были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было таким ожесточенным.

Сегодня ни одна серьезная  компания не может обойтись без конкуренции и стратегического управления. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая организация пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.

В научной и методической литературе представлено достаточное  количество вариантов определений стратегического управления, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса.

Актуальность темы исследования. Главным фактором успеха в условиях рыночных отношений является конкурентоспособность, которая в немалой степени  зависит от стратегического менеджмента. Конкурентоспособность может рассматриваться  относительно таких объектов, как  товар, предприятие, отрасль, регион, страна в целом. В данной курсовой работе я рассмотрю конкурентоспособность  и стратегический менеджмент ОАО  «Газпром». Потребность в научном  исследовании проблемы повышения конкурентоспособности и стратегического упревления определяет актуальность темы.

Объектом исследования является Газпром, один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных  внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.

Предметом исследования является стратегическое управление в «ООО Газпром».

В мировом рейтинге нефтегазовых компаний Газпром занимает первое место  по добыче природного газа. По объемам  добычи и переработки нефти Газпром  входит в число пяти крупнейших российских нефтяных компаний и в число двадцати мировых лидеров нефтяного бизнеса.

Целью работы является определение ОАО «Газпром» как объекта управления и разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры стратегического управления и повышению конкурентоспособности.

Задачи работы:

  1. исследовать понятие «управленческое решение»;
  2. изучить основные характеристики стратегических решений;
  3. рассмотреть процессы разработки, принятия, реализации стратегических решений;
  4. оценить эффективность организационной структуры управления;
  5. изучить цели и миссию организации и ее социальную позицию;
  6. исследовать факторы внешней и внутренней среды, а также определить сильные и слабые стороны организации, ее возможности и угрозы;
  7. разработать рекомендации по совершенствованию структуры стратегического управления и повышению конкурентоспособности.

 

 

 

1. Основы теории  разработки и принятия стратегических  решений

1.1 Развитие понятия  "управленческое решение"

 

Под стратегическими решениями  понимаются решения высшего уровня управления, определяющие главные направления  деятельности. Таким образом, при  изучении теории разработки и принятия стратегических решений следует  подробно рассмотреть понятие "управленческое решение".

Научное понятие "управленческое решение" было сформировано в начале ХХ века, вместе с появлением и формированием  менеджмента как науки. Ф. Тейлор, основатель школы научного менеджмента, рассматривал управленческое решение  как средство повышения производительности труда на основе его научной организации [13].

Появлению и научному обоснованию  управленческих идей Ф. Тейлора способствовало ускорение технического прогресса, а также поиск возможностей лучшей организации производства в целях  повышения производительности труда  и снижения себестоимости продукции. Все это предполагало достижение более высоких темпов роста производительности труда по сравнению с темпами  заработной платы, совершенствование  нормирования труда, недопущение потерь рабочего времени и внедрение  новых форм эффективности работы во все звенья производства.

Научное понимание управленческого  решения было расширено Г. Эмерсоном, для повышения качества управленческих решений полагавшего необходимым активное использование чёткой регламентации и дисциплины, создание лучших условий работы, дополнительное стимулирование за высокую производительность труда. Главная идея данного подхода состояла в том, что управленческое решение определяется на основе анализа лучших путей достижения поставленных целей. Этому способствовало перемещение фокуса внимания в области управления на более эффективное использование потенциала человека труда. Залогом интенсификации производства, его эффективности и, как следствия, повышения качества производимой продукции стало совершенствование организации труда. В основе достижения этих целей лежали, прежде всего, создание наиболее благоприятных условий для высокопроизводительного труда, усиление его творческого характера, сокращение ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда, повышение действенности системы материальных стимулов [16].

Развитие производственных отношений способствовало появлению  новых особенностей процесса принятия решения, сформулированных А. Файолем. Он обосновал принцип, согласно которому управленческое решение может быть более эффективно, если использовать при его принятии все основные функции менеджмента, а именно: планирование, организацию, руководство, координацию, контроль. А. Файоль отмечал, что повышение  качества разработки и выполнения принятых управленческих решений связано, прежде всего, с тем, что опорой менеджмента  организации должны стать специалисты, сотрудники организации, которые должны стать активными участниками  процесса управления. В связи с  этим, широкое распространение должно получить делегирование полномочий, четкое регламентирование обязанностей и ответственности за результаты работы, идентичность личных интересов  интересам всего коллектива, необходимость  творческого подхода всех участников к реализации принятого решения, создание корпоративного духа.

Дальнейшее развитие понятия "управленческое решение" получило в трудах Э. Мэйо и А. Маслоу, разработавших  систему мотивации трудовой деятельности, удовлетворяющую разнообразные  потребности работников. В рамках теории мотивации анализируются  факторы оказывающие на нее воздействие, изучается структура потребностей, их содержание, механизм связи потребностей с мотивацией человека к трудовой деятельности, выявляется то, что побуждает  человека к трудовой деятельности. Согласно данной теории в качестве важнейшего составного элемента в понятие "управленческое решение" стало входить использование приёмов управления межличностными отношениями в целях повышения степени удовлетворенности трудом, а также объективная необходимость использования каждого работника в соответствии с его реальным потенциалом [16].

Ещё одно важное обстоятельство в принятии и воплощении в реальность управленческих решений отметил  И. Ансофф: по его мнению, не следует  тратить много времени на очень  тщательную предварительную разработку управленческого решения. При определении  руководством и коллективом фирмы  принципиального подхода к конкретной проблеме им рекомендуется сразу  приступать к его практической реализации с внесением необходимых изменений  в процессе выполнения принятого  решения, что позволит быстрее осуществить намеченное [5].

Сущность управленческого  решения исследуется и отечественными учеными. Так, по мнению профессора В.С. Юкаевой, управленческое решение на предприятии представляет собой  творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному решению  назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа  информации о её состоянии. Таким  образом, автор даёт расширенное  определение управленческого решения, представляющего собой творческий акт самого субъекта управления, то есть свидетельствует о самостоятельности лица, принимающего решения [15].

По мнению Б.М. Рапопорта, понятие "управленческое решение" трактуется как процесс, как результат  конкретного выбора и как итог выбора. Как процесс решение рассматривается  в рамках определенного периода  времени, на протяжении которого оно  подготавливается, принимается и  воплощается в жизнь, являясь  определенным управленческим актом, базирующимся на учёте различных вариантов смежных целей. Термин "управленческое решение" представляет собой итог выбора менеджментом из всей совокупности имеющихся возможностей конкретного варианта действий, представляющего собой руководство для коллектива - данное определение в большей мере отражает сущность управленческого решения для предприятий в условиях рынка. Тем не менее, не ясно, с чем связан и на что направлен процесс и результат. В определении даётся характеристика периода времени, на протяжении которого решение рассматривается, принимается и воплощается в жизнь, однако о том временном промежутке, в котором проводится контроль над принятием решения и осуществляется оценка результата от принятия решения, в определении не упоминается [15].

Дальнейшее развитие понятия "управленческое решение" происходит в условиях глобализации мировой  экономики: в обстановке глобальных преобразований, создания крупных интернациональных  корпораций управленческое решение  как экономическая категория  стало в большей мере объединять различные уровни управления (глобальный, межгосударственный, государственный, региональный, локальный). Процесс глобализации экономики выдвигает совершенно новые проблемы, которые не ограничиваются какими-либо рамками, их решение способно кардинально изменить многие общемировые  процессы, тенденции интеграции и  дезинтеграции, транснационализации  и локализации, концентрации, а также  изменить саму структуру мировой  экономики. В этой ситуации принимаемые  управленческие решения на общемировом  уровне могут сформировать принципиально  новые отношения не только между  разными субъектами экономических  отношений, но и влиять на переосмысление общепризнанных экономических понятий, философских и политических концепций, институциональных, идеологических платформ развития любого общества.

Таким образом, проследив  в развитии основные черты понятия "управленческое решение", лежащего в основе процесса разработки, принятия и реализации стратегических решений, перейдем к рассмотрению сущности стратегических решений.

 

1.2 Сущность стратегических  решений и их основные характеристики. Этапы разработки стратегических  решений

 

Принятие решений в  предприятии характеризуется как  процесс определения и решения  проблем. Существуют две ключевых стадии в процессе принятия решений в  организации: определение проблемы (отслеживается информация об условиях внешней обстановки и самой организации  с целью определения уровней  эффективности и выявления причин недостатков); решение проблемы (рассматриваются  альтернативные варианты действий, выбирается и внедряется один вариант) [10].

Существуют так называемые запрограммированные и незапрограммированные  стратегические решения. Запрограммированные  решения имеют следующие основные характеристики:

  • они повторяются и четко определены;
  • на предприятии уже существуют процедуры работы с данной проблемой;
  • имеется полная информация по текущим показателям;
  • проблема имеет четкую структуру в вопросе критериев эффективности;
  • альтернативы легко определяются, имеется большая вероятность успеха.

На предприятии имеется  очень много действий, которые  определяются запрограммированными решениями. В качестве примеров можно привести оплату по больничному листу, наложение  взыскания за прогул, составление  годового отчета отдела или определение  бюджета.

Незапрограммированные решения  имеют следующие сущностные характеристики:

  • новые, слабо определены, отсутствует система их решения;
  • недостаточно информации о проблеме;
  • нет четких критериев эффективности решения;
  • не определены альтернативы решений;
  • существует неопределенность относительно того, будет ли выдержан предложенный путь действий;
  • как правило, разрабатывается немного вариантов действий, поэтому традиционно принимается одно решение проблемы.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности ОАО «Газпром»