Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа
Целью работы является определение ОАО «Газпром» как объекта управления и разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры стратегического управления и повышению конкурентоспособности.
Задачи работы:
исследовать понятие «управленческое решение»;
изучить основные характеристики стратегических решений;
рассмотреть процессы разработки, принятия, реализации стратегических решений;
оценить эффективность организационной структуры управления;
изучить цели и миссию организации и ее социальную позицию;
исследовать факторы внешней и внутренней среды, а также определить сильные и слабые стороны организации, ее возможности и угрозы;
Введение…………………………………………………………………………3
1. Основы теории разработки и принятия стратегических решений……….5
1.1 Развитие понятия "управленческое решение"…………………………….5
1.2 Сущность стратегических решений и их основные характеристики. Этапы разработки стратегических решений…………………………………………..9
1.3 Процесс подготовки, принятия и реализации стратегических
решений………………………………………………………………………….13
2. Направления стратегического менеджмента ОАО «Газпром»……………20
2.1 Миссия и цели организации………………………………………………..20
2.2 Социальная значимость ОАО «Газпром»………………………………….23
3. Оценка конкурентоспособности ОАО «Газпром»………………………….28
3.1 Анализ факторов внутренней среды……………………………………….28
3.2 Анализ факторов внешней среды…………………………………………..38
3.3 SWOT - анализ и матрица БКГ……………………………………………...47
3.4 Рекомендации по совершенствованию системы стратегического управления и повышению конкурентоспособности…………………………..51
Заключение……………………………………………………………………….53
Список использованной литературы…………………………………………...55
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основы теории разработки
и принятия стратегических
1.1 Развитие понятия "
1.2 Сущность стратегических
решений и их основные
1.3 Процесс подготовки, принятия и реализации стратегических
решений……………………………………………………………
2. Направления стратегического
менеджмента ОАО «Газпром»……………
2.1 Миссия и цели организации……………
2.2 Социальная значимость ОАО «Газпром»………………………………….23
3. Оценка конкурентоспособности ОАО «Газпром»………………………….28
3.1 Анализ факторов внутренней среды……………………………………….28
3.2 Анализ факторов внешней среды…………………………………………..38
3.3 SWOT - анализ и матрица БКГ……………………………………………...47
3.4 Рекомендации по совершенствованию
системы стратегического управления и
повышению конкурентоспособности………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было таким ожесточенным.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без конкуренции и стратегического управления. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая организация пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического управления, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса.
Актуальность темы исследования.
Главным фактором успеха в условиях
рыночных отношений является конкурентоспособность,
которая в немалой степени
зависит от стратегического менеджмента.
Конкурентоспособность может
Объектом исследования является Газпром, один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития.
Предметом исследования является стратегическое управление в «ООО Газпром».
В мировом рейтинге нефтегазовых
компаний Газпром занимает первое место
по добыче природного газа. По объемам
добычи и переработки нефти Газпром
входит в число пяти крупнейших российских
нефтяных компаний и в число двадцати
мировых лидеров нефтяного
Целью работы является определение ОАО «Газпром» как объекта управления и разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры стратегического управления и повышению конкурентоспособности.
Задачи работы:
1. Основы теории
разработки и принятия
1.1 Развитие понятия "управленческое решение"
Под стратегическими решениями понимаются решения высшего уровня управления, определяющие главные направления деятельности. Таким образом, при изучении теории разработки и принятия стратегических решений следует подробно рассмотреть понятие "управленческое решение".
Научное понятие "управленческое решение" было сформировано в начале ХХ века, вместе с появлением и формированием менеджмента как науки. Ф. Тейлор, основатель школы научного менеджмента, рассматривал управленческое решение как средство повышения производительности труда на основе его научной организации [13].
Появлению и научному обоснованию управленческих идей Ф. Тейлора способствовало ускорение технического прогресса, а также поиск возможностей лучшей организации производства в целях повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции. Все это предполагало достижение более высоких темпов роста производительности труда по сравнению с темпами заработной платы, совершенствование нормирования труда, недопущение потерь рабочего времени и внедрение новых форм эффективности работы во все звенья производства.
Научное понимание управленческого решения было расширено Г. Эмерсоном, для повышения качества управленческих решений полагавшего необходимым активное использование чёткой регламентации и дисциплины, создание лучших условий работы, дополнительное стимулирование за высокую производительность труда. Главная идея данного подхода состояла в том, что управленческое решение определяется на основе анализа лучших путей достижения поставленных целей. Этому способствовало перемещение фокуса внимания в области управления на более эффективное использование потенциала человека труда. Залогом интенсификации производства, его эффективности и, как следствия, повышения качества производимой продукции стало совершенствование организации труда. В основе достижения этих целей лежали, прежде всего, создание наиболее благоприятных условий для высокопроизводительного труда, усиление его творческого характера, сокращение ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда, повышение действенности системы материальных стимулов [16].
Развитие производственных отношений способствовало появлению новых особенностей процесса принятия решения, сформулированных А. Файолем. Он обосновал принцип, согласно которому управленческое решение может быть более эффективно, если использовать при его принятии все основные функции менеджмента, а именно: планирование, организацию, руководство, координацию, контроль. А. Файоль отмечал, что повышение качества разработки и выполнения принятых управленческих решений связано, прежде всего, с тем, что опорой менеджмента организации должны стать специалисты, сотрудники организации, которые должны стать активными участниками процесса управления. В связи с этим, широкое распространение должно получить делегирование полномочий, четкое регламентирование обязанностей и ответственности за результаты работы, идентичность личных интересов интересам всего коллектива, необходимость творческого подхода всех участников к реализации принятого решения, создание корпоративного духа.
Дальнейшее развитие понятия
"управленческое решение" получило
в трудах Э. Мэйо и А. Маслоу, разработавших
систему мотивации трудовой деятельности,
удовлетворяющую разнообразные
потребности работников. В рамках
теории мотивации анализируются
факторы оказывающие на нее воздействие,
изучается структура
Ещё одно важное обстоятельство
в принятии и воплощении в реальность
управленческих решений отметил
И. Ансофф: по его мнению, не следует
тратить много времени на очень
тщательную предварительную разработку
управленческого решения. При определении
руководством и коллективом фирмы
принципиального подхода к
Сущность управленческого
решения исследуется и
По мнению Б.М. Рапопорта,
понятие "управленческое решение"
трактуется как процесс, как результат
конкретного выбора и как итог
выбора. Как процесс решение
Дальнейшее развитие понятия "управленческое решение" происходит в условиях глобализации мировой экономики: в обстановке глобальных преобразований, создания крупных интернациональных корпораций управленческое решение как экономическая категория стало в большей мере объединять различные уровни управления (глобальный, межгосударственный, государственный, региональный, локальный). Процесс глобализации экономики выдвигает совершенно новые проблемы, которые не ограничиваются какими-либо рамками, их решение способно кардинально изменить многие общемировые процессы, тенденции интеграции и дезинтеграции, транснационализации и локализации, концентрации, а также изменить саму структуру мировой экономики. В этой ситуации принимаемые управленческие решения на общемировом уровне могут сформировать принципиально новые отношения не только между разными субъектами экономических отношений, но и влиять на переосмысление общепризнанных экономических понятий, философских и политических концепций, институциональных, идеологических платформ развития любого общества.
Таким образом, проследив в развитии основные черты понятия "управленческое решение", лежащего в основе процесса разработки, принятия и реализации стратегических решений, перейдем к рассмотрению сущности стратегических решений.
1.2 Сущность стратегических
решений и их основные
Принятие решений в
предприятии характеризуется
Существуют так называемые
запрограммированные и
На предприятии имеется очень много действий, которые определяются запрограммированными решениями. В качестве примеров можно привести оплату по больничному листу, наложение взыскания за прогул, составление годового отчета отдела или определение бюджета.
Незапрограммированные решения имеют следующие сущностные характеристики:
Информация о работе Оценка конкурентоспособности ОАО «Газпром»