Оценка конкурентоспособности ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение ОАО «Газпром» как объекта управления и разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры стратегического управления и повышению конкурентоспособности.
Задачи работы:
исследовать понятие «управленческое решение»;
изучить основные характеристики стратегических решений;
рассмотреть процессы разработки, принятия, реализации стратегических решений;
оценить эффективность организационной структуры управления;
изучить цели и миссию организации и ее социальную позицию;
исследовать факторы внешней и внутренней среды, а также определить сильные и слабые стороны организации, ее возможности и угрозы;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Основы теории разработки и принятия стратегических решений……….5
1.1 Развитие понятия "управленческое решение"…………………………….5
1.2 Сущность стратегических решений и их основные характеристики. Этапы разработки стратегических решений…………………………………………..9
1.3 Процесс подготовки, принятия и реализации стратегических
решений………………………………………………………………………….13
2. Направления стратегического менеджмента ОАО «Газпром»……………20
2.1 Миссия и цели организации………………………………………………..20
2.2 Социальная значимость ОАО «Газпром»………………………………….23
3. Оценка конкурентоспособности ОАО «Газпром»………………………….28
3.1 Анализ факторов внутренней среды……………………………………….28
3.2 Анализ факторов внешней среды…………………………………………..38
3.3 SWOT - анализ и матрица БКГ……………………………………………...47
3.4 Рекомендации по совершенствованию системы стратегического управления и повышению конкурентоспособности…………………………..51
Заключение……………………………………………………………………….53
Список использованной литературы…………………………………………...55

Файлы: 1 файл

ufpghjv.docx

— 93.90 Кб (Скачать файл)

Методы организации - в  данную группу входят методы составления  информационной таблицы реализации решений (ИТРР) и методы воздействия  и мотивации. Известно, что стратегические решения базируются на информации, носителями которой являются документы. Таким образом, формализация процесса реализации управленческих решений  обуславливает необходимость четкого  определения результата каждой выполняемой  операции в виде соответствующих  документов и их потребителей. В  ИТРР описывается взаимодействие задач  в процессе их принятия, достигается  четкое разделение должностных обязанностей и ответственности, определяются виды и формы документов, временные  характеристики, на основе данного  метода проводятся координация и  регулирование выполнения решения.

Методы контроля над выполнением  решений, которые делятся на контроль по промежуточным и конечным результатам  и контроль по срокам исполнения. Назначение контроля состоит в создании необходимой  системы гарантий реализации стратегических решений, системы обеспечения максимально возможного их качества; сущность контроля заключается в выявлении отклонений при реализации плана, требующих принятия дополнительных решений. Контроль может осуществляться путем организации мониторинга за процессом реализации управленческих решений. Необходимость осуществления контроля предполагает создание механизма, который должен обнаруживать изменения во внешней и внутренней среде функционирования контролируемых организаций, места возникновения проблем, меру необходимости принятия дополнительных решений для достижения целей системы. При проведении контроля по результатам (выходам системы) главными достоинствами служат их оценка и сравнение с целевыми (плановыми) результатами, анализ факторов, способствовавших или препятствовавших их получению.

Организация контроля по срокам проводится следующим образом: фактические  сроки выполнения сравниваются с  запланированными и выявляется отклонение. Если эти работы находятся в критическом  состоянии, то лицу, принимающему решения, необходимо принять дополнительное решение, вследствие которого может  измениться окончательный срок его  реализации.

К основным моделям принятия стратегических решений относятся  следующие: матрица BKG, модель General Electric/McKinsey, модель Shell/DPM, модель Хофера-Шендела, модель ADL/LC [12].

Таким образом, в настоящей  главе, на основе изучения теоретических  основ принятия стратегических решений, в том числе определения, сущности и основных характеристик, был рассмотрен комплексный процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений.

 

 

2. Направления стратегического менеджмента ОАО «Газпром»

2.1 Миссия и  цели организации

 

Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и  сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с  высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Стратегической целью  организации, ее структурных подразделений  и функциональных подсистем является становление ОАО «Газпром» как  лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых  рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок [3].

Более подробно можно выделить следующие основные цели Газпрома:

1. Наращивание объемов  добычи газа.

Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах  газа составляет 17%, в российских - 60%. Запасы газа Газпрома оцениваются в 29,85 трлн. м3, а их текущая стоимость - в 182,5 млрд. долларов. В 2009 году прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 590,9 млрд. м3. В 2010 году по предварительным данным прирост запасов природного газа составил более 585 млрд. м3, что также превышает объем его добычи.

На Газпром приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. Добыча природного газа в 2010 году, по оперативной информации, составила 508,6 млрд. м3.

Приоритетным направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

2. Своевременная поставка  газа российским и зарубежным  потребителям [3]. 

Газпрому принадлежит  крупнейшая в мире система транспортировки  газа - Единая система газоснабжения  России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы Газпром  обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных  газопроводов страны и обеспечили в 2009 году поставку 316,3 млрд. мгаза в 79750 населенных пунктов России.

Газпром экспортирует газ  в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции  на традиционных зарубежных рынках. В 2009 году объем продаж газа в европейские  страны составил 161,5 млрд. м3, в страны СНГ и Балтии - 101 млрд. м3.

3. Диверсификация маршрутов  и укрепление энергетической  безопасности Европы [3].

В 2008 году Газпромом выведен  на проектную мощность газопровод «Голубой поток» из России в Турцию.

В этом же году начато строительство  газопровода «Северный поток», который  позволит значительно повысить надежность и гибкость осуществления поставок газа на европейский рынок.

В 2009 году Газпром и итальянская  компания ENI подписали Меморандум о  взаимопонимании по реализации проекта  «Южный поток», который также направлен  на укрепление энергетической безопасности Европы. Морской участок «Южного  потока» пройдет по дну Черного  моря от российского берега до болгарского.

Ведется подготовка к реализации проекта освоения Штокмановского месторождения  на шельфе Баренцева моря, которое  станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через  «Северный поток». В июле 2010 года Газпром выбрал французскую компанию Total партнером для реализации первой фазы освоения Штокмановского месторождения. В октябре 2009 года еще одним партнером Газпрома при реализации этого проекта стала норвежская компания StatoilHydro.

4. Диверсификация рынков  и продуктов [3].

Газпром реализует поэтапную  стратегию наращивания своего присутствия  на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Это позволяет расширять  географию деятельности компании. В 2008 году Газпром осуществил первые поставки СПГ в США, в 2009 году - в  Великобританию, Японию и Южную Корею. Вхождение Газпрома в проект «Сахалин-2»  дает мощный импульс для завершения масштабного проекта в области  поставок энергоносителей в страны АТР и Северной Америки [3].

Развитие нефтяного бизнеса - одна из стратегических целей Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании. Приобретение «Сибнефти» позволило  компании стать одним из наиболее влиятельных игроков на нефтяном рынке России.

Одним из профильных направлений  диверсификации продукции для Газпрома является электроэнергетика, соединение которой с газовым бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет  обеспечить значительный синергетический  эффект. В феврале 2010 года Газпром  и «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) подписали Протокол о намерениях, в соответствии с  которым намерены создать совместную компанию на основе имеющихся у них  электроэнергетических и угольных активов. Новая компания должна стать  одним из лидеров российской электроэнергетики  и занять ведущие позиции в  мировой энергетической и угледобывающей отрасли.

 

 

2.2 Социальная  значимость ОАО «Газпром»

Масштабы деятельности ОАО  «Газпром» таковы, что имеют стратегическое значение для развития всей экономики  страны, затрагивают интересы огромного  количества людей. Отсюда вытекает ряд  важнейших принципов в деятельности Группы Газпром - относиться внимательно  к интересам общества, всецело  содействовать социально-экономическому развитию российских регионов, созданию в них благоприятного делового климата, поддержанию достойных условий  труда, социального и духовного  благополучия людей.

В этой связи Компания стремится  обеспечить устойчивое развитие своего бизнеса, уделяя повышенное внимание не только экономической, но и социальной составляющей. Газпром неуклонно  следует принципам социальной ответственности, которыми являются: газификация регионов страны, создание новых рабочих мест, реализация социальных программ для  персонала, спонсорство и благотворительность, проведение экологических и образовательных  акций, уплата налогов и др.

Крупнейшим социально  ориентированным проектом Газпрома является «Программа газификации регионов РФ на 2009-2010 гг.», приоритетом которой  является газификация сельской местности. В строительство объектов газификации  в этот период будет инвестировано 43 млрд. руб. В результате реализации Программы природным газом станут пользоваться еще более 13 млн. граждан  страны «Газпром сегодня» Описание создания и развития [1].

Из года в год Газпром  наращивает свое участие в проектах, направленных на повышение социальной поддержки населения, создавая новые  рабочие места, оказывая помощь малообеспеченным и малоимущим, военнослужащим, ветеранам  и инвалидам Великой Отечественной  войны, реализуя программы социальной поддержки народов Крайнего Севера, вкладывая средства в строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры в регионах Российской Федерации. Особое внимание по-прежнему уделяется поддержке детей-инвалидов, сирот и воспитанников детских домов. Ежегодно Компания выделяет средства на строительство жилых домов, детских садов, поликлиник и др.

Компания твердо соблюдает  свои налоговые обязательства, ежедневно  принося российскому бюджету  около 1 млрд. рублей.

В своей спонсорской и  благотворительной деятельности Компания ориентирована на поддержку таких  сфер общественной жизни как культура, спорт, образование, наука, участвует  в крупных проектах, направленных на возрождение национальных, сохранение художественных и исторических ценностей, приумножение лучших традиций отечественной  сцены и театрального искусства.

Среди давних партнеров Газпрома в области укрепления и развития культурного наследия - Государственная  Третьяковская галерея, Государственный  музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный академический  Мариинский театр, другие центры российской культуры. При поддержке Газпрома издан уникальнейший в своем  роде альбом «Шедевры русского искусства. Золотая карта России», в который  вошли около 400 лучших произведений русского изобразительного искусства  и скульптуры из собраний Государственной  Третьяковской галереи и ведущих  художественных музеев из 25 регионов России. Совместно с рядом европейских  компаний-партнеров Газпром оказал содействие в презентации альбома  в Москве, Лейпциге, Вене, Берлине, Праге, Париже.

В 2008 году Газпромом предоставлена  спонсорская помощь проектам выдающихся российских деятелей культуры - Д. Хворостовского и В. Спивакова. ОАО «Газпром»  и компания «Фербунднетц Газ АГ»  выступили официальными партнерами ТРИО им. Рахманинова - одного из участников берлинского концерта классической музыки, приуроченного к 60-летию освобождения Германии от фашизма и окончанию Великой Отечественной войны. В рамках празднования 30-летнего юбилея сотрудничества между Газпромом и «Газ де Франс» компании выступили генеральными спонсорами выставки «Русское искусство во второй половине XIX века: появление национального искусства» в Париже.

Уже много лет продолжается плодотворное сотрудничество ОАО «Газпром»  с Русской православной церковью и другими конфессиями, направленное на возрождение духовных и религиозных  традиций. Одни из ярких примеров - продолженная в 2008 году совместная работа с РПЦ  по восстановлению памятников культуры и архитектуры на территории Спасо-Преображенского  Валаамского Ставропигиального  мужского монастыря, а также созданный  при поддержке Газпрома документальный фильм «Паломничество в вечный город», посвященный первохристианским  святыням Рима.

Газпром активно поддерживает развитие отечественной науки, является учредителем многих российских научных  общественных организаций и фондов, среди которых Высший инженерный совет Российской Федерации, Неправительственный  экологически фонд им. В. И. Вернадского  и др. При поддержке Газпрома ежегодно присуждается Международная премия «Глобальная энергия» - за значительные открытия, изобретения и разработки в области энергетики. Традиционно  реализуются проекты с РГУ  нефти и газа им. И.М. Губкина, направленные на поддержку и развитие российского  высшего образования.

Совместно с Олимпийским  комитетом РФ, Федеральным агентством РФ по физической культуре и спорту, федерациями по различным видам  спорта в 2008 году Газпром оказал поддержку  проведению спортивных мероприятий  на всех уровнях - от международных соревнований (чемпионаты мира по хоккею с мячом, по гандболу среди женщин, чемпионат Европы по художественной гимнастике, теннисный турнир «Санкт-Петербург Опен», международный легкоатлетический турнир «Вызов России» и др.) до массовых стартов («Лыжня России», «Кросс наций» и др.), Кроме того, при содействии ОАО «Газпром» проведена серия турниров по хоккею с шайбой на «Кубок Владислава Третьяка» среди детско-юношеских команд.

Газпром оказывает традиционную поддержку олимпийским сборным  нашей страны, является генеральным  спонсором российского футбольного  клуба «Зенит», партнером Всероссийской  федерации художественной гимнастики, поддерживает различные национальные спортивные федерации, спортивные команды  и отдельных (как уже состоявшихся, так и начинающих) спортсменов.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности ОАО «Газпром»