Оценка конкурентоспособности предприятия (торгового)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Оценка конкурентоспособности фирмы должна являться неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность предприятия следует определять как систему и выделять конкретные условия и факторы ее функционирования, предполагая, что на каждом этапе деятельности предприятия имеется свой оптимальный критерий.

Файлы: 1 файл

Анализ стратегический.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)


1. Оценка конкурентоспособности предприятия (торгового)

1.1. Последовательность оценки конкурентоспособности фирмы

Оценка конкурентоспособности фирмы должна являться неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность предприятия следует определять как систему и выделять конкретные условия и факторы ее функционирования, предполагая, что на каждом этапе деятельности предприятия имеется свой оптимальный критерий.

Оценка конкурентоспособности предприятия позволяет:

            выявить факторы, обусловившие отрицательные или положительные изменения в конкурентоспособности предприятия;

            разработать меры по повышению конкурентоспособности;

            выбрать партнера (партнеров) для организации совместной деятельности;

            привлечь необходимые инвестиции;

            составить программы выхода предприятия на новые товарные рынки.

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия предусматривает последовательное выполнение следующих этапов:

1.            Постановка цели исследования конкурентоспособности предприятия;

2.            Выделение стратегических групп конкурентов;

3.            Разработка системы показателей конкурентоспособности предприятия (перечень конкурентных преимуществ);

4.            Разработка формы для оценки конкурентоспособности предприятия;

5.            Расчет и сопоставление частных показателей конкурентоспособности предприятия и фирм-конкурентов;

6.            Расчет обобщающего показателя конкурентоспособности для каждого предприятия;

7.            Ранжирование предприятий по степени их конкурентоспособности (построение многоугольника (карты) конкурентоспособности);

8.            Анализ результатов и выявление слабых мест в деятельности фирмы.

1.2. Методики анализа конкурентоспособности предприятия

Метод сравнительной оценки по конкурентным преимуществам

Как уже отмечалось, для успешного функционирования на рынке, предприятия торговли должны обладать определенными конкурентными преимуществами по сравнению с конкурентным окружением (таблица 2). Суть данного метода заключается в том, что группа экспертов-специалистов определяет конкурентные преимущества предприятий-конкурентов и оценивает их в баллах (например, от 0 до 1 или от 0 до 5), при этом:

                                                                                    m

                                                     ∑ Бij

                                             Бi=  j=1______;    i=1…n,            (1),

                                                                  m

где  Бi – среднее значение параметра i конкурентного преимущества;

Бij – оценка в баллах i-го преимущества j-м экспертом;

m- количество экспертов в группе;

n- количество конкурентных преимуществ;

i- номер конкурентного преимущества;

j- номер эксперта.

В случае использования экспертных методов оценки конкурентоспособности  весомость преимуществ определяется по следующей формуле:

         m

        ∑  (Бij/Бcj)              n

ai=  j=1___________ ,         ∑ ai=1,          (i=1…n ),                                 (2)

                m                             i=1

где  ai- весомость i-го конкурентного преимущества;

Бij- оценка в баллах i-го преимущества j-м экспертом;

Бcj- сумма баллов, при присвоении j-м экспертом всем конкурентным преимуществам.

 

 

 

 

Таблица 2 - Конкурентные преимущества торговых предприятий

Конкурентные

Преимущества

Весомость

преимущества

Торговая

фирма

Конкуренты

Аi

Б1

Б2

Б3

Бn

1.Количество

товаров

 

 

 

 

 

 

2.Дизайн

 

 

 

 

 

 

3.Исключительность товара

 

 

 

 

 

 

4.Ассортимент

 

 

 

 

 

 

5.Уровень цены

 

 

 

 

 

 

6.Послепродажное

обслуживание

 

 

 

 

 

 

7.Местонахождение

 

 

 

 

 

 

8.Время работы

 

 

 

 

 

 

9.Репутация фирмы

 

 

 

 

 

 

10.Другие преимущества

 

 

 

 

 

 

 

Показатель конкурентоспособности для каждого предприятия рассчитывается по формуле:

 

                                      n

                               Ki=∑aiБi ,             i=1…n                    (3)

                                     i=1

где  Кi- конкурентоспособность торгового предприятия;

аi- весомость i-го конкурентного преимущества;

Бi-ранжированное значение параметра i конкурентного преимущества.

Рассмотренный метод имеет недостатки. С одной стороны, нет гарантий, что полученные оценки действительно достоверны, а с другой – имеются определенные трудности в проведении опроса экспертов и обработке полученных данных. Существующие способы определения достоверности экспертных оценок основаны на предложении, что в случае согласованности действий экспертов достоверность оценок гарантируется. Единодушие большинства экспертов не всегда являются критерием достоверности оценок, поэтому при обслуживании многих вопросов должны учитывать только эксперты высокой квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка конкурентоспособности функциональным методом

При функциональном подходе к оценке конкурентоспособности торгового предприятия рассматривают экономические показатели деятельности фирмы (таблица 3). Примером определения конкурентоспособности служит методика консультационной американской фирмы «Дан Энд Брэдстрит», в основе которой лежит три группы показателей рыночное деятельности торговых предприятий.

В первую группу включают показатели, которые отражают эффективность сбытовой деятельности. Высокий уровень данных показателей по сравнению с аналогичными показателями других фирм свидетельствует о высоком спросе на товар, об эффективном использовании основных средств фирмы, имущества или всего инвестированного капитала.

Вторая группа показателей характеризует интенсивность использования основного и оборотного капитала и свидетельствует не только о масштабах деятельности предприятия, но и о темпах его роста.

Третью группу составляют показатели, связанные с финансовой деятельностью предприятия. Финансовое положение предприятие определяется степенью финансовой независимости от внешних источников финансирования, способностью в необходимые сроки погашать свои финансовые обязательства.

 

Таблица 3 - Показатели рыночной деятельности предприятия

Наименование показателя

Формула для расчета

I группа показатели сбытовой деятельности

Рентабельность продаж

Pnp=П/Nnp

Рентабельность активов

Paкm=П1/Аак

Рентабельность основного капитала

Рок=П1/Кос

II группа показатели интенсивности использования капитала

Коэффициент общей оборачиваемости

Коб=Nпр/Аак

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

Коб.ак=Nпр/Аоб.ак

Коэффициент капиталовооруженности работника

КВ=Кос/N

III группа показатели финансовой устойчивости

Коэффициент платежеспособности

Kпл=Ксоб/Кзаем

 

где Рпр - рентабельность продаж;

П - прибыль за отчетный период (валовая или чистая);

Nпр -  объем продаж за отчетный период;

Рак - рентабельность активов;

П1 - прибыль (чистая) за отчетный период;

Аак - активы на конец отчетного периода;

Рок - рентабельность основного капитала;

Кос - основной капитал;

Коб - коэффициент общей оборачиваемости;

Коб.ак - коэффициент оборачиваемости оборотных активов;

Аоб.ак - оборотные активы на конец отчетного период;

КВ - коэффициент капиталовооруженности работника;

N - численность работников;

Kпл - коэффициент  платежеспособности;

Ксоб - собственный капитал;

Кзаем – заемный капитал.

Сопоставляя и анализируя приведенные показатели аналогичных предприятий – конкурентам можно дать оценку конкурентоспособности. Данные о деятельности предприятий берутся из годовых отчетов, хотя могут возникнуть определенные трудности в их получении.

 

Матричный метод оценки конкурентоспособности

Матричные методы широко применяются американскими консультационными фирмами и являются удобным практическим инструментом. Данный метод основан на определении стратегического положения торгового предприятия, которое достаточно полно характеризуется отношением показателя конкурентных преимуществ к уровню конкуренции на соответствующем рынке.

Конкурентные преимущества торговых фирм определяются соотношением качества потребительских услуг и цен, в соответствии с рисунком 3.

Качество

потребительских

услуг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия (торгового)