Оценка конкурентоспособности предприятия (торгового)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Оценка конкурентоспособности фирмы должна являться неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность предприятия следует определять как систему и выделять конкретные условия и факторы ее функционирования, предполагая, что на каждом этапе деятельности предприятия имеется свой оптимальный критерий.

Файлы: 1 файл

Анализ стратегический.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Поставщиков аналогичного товара на рынке игрушек очень много, поэтому специалисты компании «Союз-Игрушка» делают пробные «закупки» и тестируют игрушки и в плане качества материалов, и в плане продаваемости.

Таким образом, ООО «Союз-Игрушка» чаще всего может диктовать некоторые условия своим постоянным поставщикам, особенно в вопросах, касающихся предоставления скидок и объемов закупки.

Сила позиции покупателей влияет на деятельность торговой фирмы более выражено. Сложнее всего сформировать приверженность к марке у покупателей, они легко могут переключиться на использование товаров конкурентов.

ООО «Союз-Игрушка» - крупный оптовый продавец игрушек, особенностью которого является сосредоточенность в одном месте огромного ассортимента товаров для детей (5000 наименований игрушек расположены на 2000 кв. м.) Компания имеет постоянных покупателей, связь с которыми поддерживается даже в случае длительного отсутствия клиента в торговом зале. Также формат работы компании (Cash&Carry - самообслуживание) позволяет клиенту более оперативно получить товар, без составления заявки и долгих ожиданий своего заказа.

Рассмотренные выше факторы определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес. Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень прибыльности организаций данной отрасли. Исследования, проведенные в указанных направлениях, дадут фирме возможность определить конкурентный “климат”, интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов.

2.4 . SWOT-анализ

SWOT–анализ представляет собой выявление сильных и слабых сторон в деятельности предприятия, возможностей и угроз его существования (Таблица5).

Таблица 5 – Форма SWOT -анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие крупных надёжных поставщиков;

Наличие связи с альтернативными поставщиками;

Ритмичность поставок;

Наличие запасов готовой продукции в торговом зале;

Широкий ассортимент предлагаемой продукции (более 5000 наименований);

Точные сроки выполнения договорных обязательств;

Финансовая независимость;

Накопление опыта продаж и создание БД клиентов;

Наличие высококвалифицированных специалистов на руководящих должностях.

Значительное количество постоянных клиентов (около 300 оптовых и розничных организаций);

Отсутствие собственной розничной сети;

Слабая техническая оснащенность;

Недостаточность оборотных активов для оперативного реагирования на изменение спроса;

Недостаточная известность торговой марки в Челябинской области и среди конечных потребителей;

Недостаточный собственный опыт рекламы и продвижения продукции.

Несколько завышенные цены на некоторые группы товаров относительно конкурентов.

возможности

угрозы

Ухудшение позиций некоторых конкурентов из-за неудовлетворительного менеджмента и качества продукции;

Выход на новые сегменты рынка;

Увеличение числа потенциальных потребителей (детские сады, школы-интернаты);

Экономический рост в стране дает возможность роста доходов граждан и организаций, что повышает их платежеспособность;

Привлечение посредников позволяет привлечь их постоянных клиентов, расширив собственную базу клиентов, а также сократить складские расходы;

 

Доверие аудитории рекламе в СМИ способствует эффективному размещению в них информации для создания положительного имиджа компании и увлечения новых клиентов;

 

Стабильная работа инфраструктуры дает возможность успешной деятельности, как самой компании, так и обслуживающих ее систем.

Снижение цен конкурентами;

Военные конфликты, а также нестабильная экономическая ситуация в странах – производителях игрушек (Беларусь, Китай) могут повлиять на импорт продукции;

Риск при оценке платёжеспособности потребителей;

Низкая инвестиционная привлекательность отрасли;

Нестабильность курса евро и доллара может снизить прибыльность импортных контактов;

Повышение цен производителями сократит прибыльность и вызовет необходимость повышать цены;

Нововведения конкурентов несут угрозу потери части клиентов, вызывают необходимость затрат на собственные нововведения;

Тенденция к сокращению количества детей в семье;

Спад рождаемости в РФ;

Увеличение числа неполных семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Анализ конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Союз-Игрушка» методом сравнительной оценки по конкурентным преимуществам

Основными конкурентами ООО «Союз-Игрушка» являются такие крупные оптовые фирмы, как ТД Маркер и Фэнси Урал. Все 3 предприятия работают на одном географическом рынке (Челябинск и Екатеринбург) и одном рынке потребителей (оптовые и розничные магазины). Компании поставляют на рынок Челябинска аналогичный товар – игрушки российского и китайского производства. Разница лишь в том, что конкуренты закупают китайский товар через посредников в Москве, а «Союз-Игрушка» осуществляет прямые поставки из Китая.

Еще одним различием между компаниями является то, что «Союз-Игрушка» уже как год работает в формате Cash&Carry (система самообслуживания, торговый зал занимает площадь в 1600 кв. м.), а конкуренты – в формате «выставочных залов» (площадью не более 400-500 кв. м.). Формат работы Cash&Carry характеризуется постоянным наличием запасов готовой продукции непосредственно в торговом зале и отличается от обычного «выставочного зала» тем, что покупатель самостоятельно, в режиме реального времени может набрать необходимое количество продукции. Поэтому конкуренты постоянно сталкиваются с проблемой недовольства покупателей, так как за время сбора заказа (1-2 дня) в «выставочном зале» количество необходимого товара уменьшается  на 20%.

Методика оценки конкурентоспособности организации по конкурентным преимуществам позволяет дать количественную оценку, она основана на сравнительном анализе организации и предприятий конкурентов по следующим факторам, которые целесообразно разбить по группам: продукт, цена, продвижение на рынке, каналы сбыта, персонал, дополнительные услуги [6]. Методика предполагает использование мнений нескольких экспертов, но на практике это тяжело осуществимо, поэтому в работе будет представлено мнение только одного эксперта.

Все факторам конкурентоспособности присваивается количественная оценка от 1 до 5 баллов:

5 баллов – преимущество проявляется на высшем уровне.

4 балла - выше среднего уровня, показатели деятельности фирмы стабильные.

3 балла - средний уровень проявления преимуществ.

2 балла - уровень ниже среднего, не полное проявление фактора.

1 балл – преимущество проявляется в меньшей степени.

0 баллов – фактор не проявляется вообще, преимущество не является актуальным для данной организации.

Составляем лист оценки конкурентоспособности (Таблица 6), где 

Вес - весомость преимуществ;

А – ООО «Союз-Игрушка»;

Б – Фэнси Урал;

В – ТД Маркер.

 

Таблица 6 – Форма анализа конкурентоспособности торговой фирмы ООО «Союз-игрушка»

Конкурентные преимущества

Вес

А

Конкуренты

Б

В

Продукт (Product)

1.      Известность и узнаваемость торговой марки

2.      Наличие транспортной упаковки

3.      Наличие товаров известных производителей или торговых марок

4.      Наличие сертификатов качества продукции

5.      Ассортиментная представленность

6.      Удобство выкладки

7.      Наличие системы самообслуживания (Cash&Carry)

8.      Периодическое пополнение ассортимента новинками

9.      Наличие запасов на складе

 

 

0,20

0,05

 

0,10

 

0,10

0,15

0,05

 

0,20

 

0,10

0,05

 

 

3,00

5,00

 

3,00

 

5,00

5,00

4,00

 

5,00

 

5,00

5,00

 

 

4,00

5,00

 

3,00

 

5,00

3,00

2,00

 

0,00

 

3,00

2,00

 

 

3,00

5,00

 

3,00

 

5,00

4,00

2,00

 

0,00

 

4,00

4,00

Сумма по группе с учетом весомости

1,00

4,35

2,80

2,95

Цена (Price)

1.      Уровень базовых цен (низкий для потребителя)

2.      Гибкость скидочной политики

3.      Условия и порядок расчетов (наличная и безналичная формы оплаты)

 

 

0,50

0,30

 

0,20

 

 

3,00

3,00

 

5,00

 

 

4,00

4,00

 

5,00

 

 

5,00

4,00

 

5,00

Сумма по группе с учетом весомости

1,00

3,40

4,20

4,70

Поставщики и каналы сбыта (Place)

1.      Возможность продажи в розницу

2.      Число поставщиков

3.      Дилерские договоры с поставщиками

4.      Наличие сетевых покупателей

5.      Регион сбыта

6.      Уровень квалификации сотрудников сбытовых служб и торговых агентов

7.      Возможность заказа по телефону

8.      Возможность заказа по электронной почте

9.      Наличие филиалов в других городах

 

 

0,05

0,20

0,20

0,15

0,10

 

0,10

0,05

 

0,05

0,10

 

 

2,00

4,00

5,00

5,00

3,00

 

4,00

5,00

 

5,00

3,00

 

 

3,00

2,00

3,00

0,00

3.00

 

3,00

5,00

 

5,00

3,00

 

 

5,00

3,00

4,00

0,00

3,00

 

2,00

5,00

 

5,00

3,00

Сумма по группе с учетом весомости

1,00

4,15

2,25

2,95

Продвижение на рынке (Promotion)

1.      Количество используемых рекламных носителей

2.      Частота появления рекламы

3.      Участие в специализированных выставках и ярмарках

4.      Наличие распродаж в торговом зале

5.      Участие в социальнозначимых проектах

6.      Использование персональной продажи товара

 

 

0,15

0,15

 

0,25

0,10

 

0,20

 

0,15

 

 

4,00

5,00

 

5,00

5,00

 

3,00

 

5,00

 

 

2,00

4,00

 

5,00

4,00

 

0,00

 

0,00

 

 

3,00

3,00

 

3,00

5,00

 

0,00

 

0,00

Сумма по группе с учетом весомости

1,00

4,45

2,55

2,15

Персонал

1.      количество обслуживающего персонала

2.      квалификация персонала

3.      вежливость персонала

4.      внимательность персонала

5.      опрятность персонала (корпоративный стиль)

 

 

0,30

0,25

0,15

0,15

 

0,15

 

 

4,00

4,00

4,00

5,00

 

5,00

 

 

3,00

4,00

4,00

3,00

 

3,00

 

 

3,00

4,00

5,00

5,00

 

2,00

Сумма по группе с учетом весомости

1,00

4,30

3,40

3,70

Дополнительный сервис

1.      Условия приема брака

2.      Товарный кредит (отсрочка платежа)

3.      Консультации покупателей

4.      Бесплатная доставка

5.      Отсутствие ограничения минимальной партии

6.      месторасположение

 

0,15

0,20

0,10

0,20

 

0,10

0,25

 

2,00

5,00

5,00

4,00

 

0,00

1,00

 

4,00

4,00

5,00

0,00

 

1,00

3,00

 

5,00

4,00

5,00

0,00

 

1,00

2,00

Сумма по группе с учетом весомости

1,00

2,85

2,75

2,65

Общая сумма по группам (сравнительный показатель конкурентоспособности фирмы)

 

 

23,80

 

17,65

 

18,80

 

Для наглядности строим многоугольник конкурентоспособности. Для конкретной ситуации он представлен на рисунке 6.

 

 

 

Рисунок  - Многоугольник конкурентоспособности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия (торгового)