Оценка конкурентоспособности региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить конкурентоспособность региона на примере Республики Татарстан.
Для раскрытия цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическую составляющую конкурентоспособности региона;
- проанализировать конкурентоспособность Республики Татарстан;
- сделать выводы по оценке конкурентоспособности Республики.
Актуальность темы определила структуру работы, которая состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая оставляющая конкурентоспособности региона 5
1.1. Понятийный аппарат конкурентоспособности 5
1.2. Конкуренция и конкурентоспособность регионов 7
2. Оценка конкурентоспособности Республики Татарстан 11
2.1. Анализ конкурентоспособности Республики Татарстан 11
2.2. Пути повышения конкурентоспособности сельского хозяйства Республики Татарстан 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложение 28

Файлы: 1 файл

Оценка конкурентноспособности региона.DOC

— 265.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Стр.

 

 

Введение

 

Оценка конкурентоспособности  региона представляет собой важную исходную базу для региональных властей, которые призваны обеспечивать поддержку  и наращивание конкурентных преимуществ своей территории. Усиление конкуренции между территориями приобретает все большую значимость, становясь ведущим принципом, определяющим будущую территориальную систему в России, Европе и мире.

Татарстан сегодня —  один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов Российской Федерации. Промышленный, научный, сырьевой потенциал республики обеспечивает дальнейший экономический рост существующих и зарождающихся кластеров в нефтегазохимической области, автомобилестроении, энергетике, информационной и мультимедийной области, авиастроении, образовании, лесопромышленной и агрономической отраслях и многих других развивающихся областях экономики республики, повышая конкурентоспособность производства, качества и уровня жизни населения.

Мировой финансово-экономический  кризис выявил уязвимость ряда традиционных отраслей экономики региона и  в то же время показал эффективность  инноваций, которые требуют широкого взаимодействия и кооперации науки  и производства, различных регионов и государственно-властных структур. При взаимодействии традиционного и инновационного процесса развития экономики региона можно создать основу национальной конкурентоспособности.1

Республика Татарстан  располагает мощным интеллектуальным потенциалом. В республике действуют Академия наук, свыше 35 высших учебных заведений, технопарки и инновационно-технологические центры, крупные отраслевые НИИ и КБ и другие объекты инновационной инфраструктуры.

Рассматривая конкурентоспособность  региона как место субъекта в национальной экономике относительно других, определяемое наличием на его территории конкурентоспособных отраслей, предлагается определять региональную конкурентоспособность как положение региона, обусловленное существованием и развитием на его территории различных видов традиционно-инновационных кластеров. Этим объясняется актуальность темы исследования.

К числу приоритетных отраслей развития экономики Татарстана относятся химия и нефтехимия, машиностроение, информатизация, электроэнергетика, авиастроение, связь и другие высокотехнологичные отрасли.

Республика Татарстан  динамично развивается особенно в последние 10 лет, о чем свидетельствуют  темпы роста по основным макроэкономическим параметрам. Экономический рост республики во многом определяется состоянием промышленности, на развитие которой используется почти третья часть инвестиций, вкладываемых в экономику. В общем объеме промышленного производства в целом за 2008 г. по Российской Федерации Республика Татарстан составляет 3,4% (7 место среди регионов России) и 5,5% по инновационной продукции (5 место среди регионов России).2

Цель курсовой работы – изучить конкурентоспособность  региона на примере Республики Татарстан.

Для раскрытия цели поставлены следующие задачи:

- изучить теоретическую  составляющую конкурентоспособности региона;

- проанализировать конкурентоспособность  Республики Татарстан;

- сделать выводы по  оценке конкурентоспособности Республики.

Актуальность темы определила структуру работы, которая состоит  из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

1. Теоретическая оставляющая конкурентоспособности региона

1.1. Понятийный аппарат конкурентоспособности

 

Анализ многих известных  определений конкурентоспособности, позволяет выделить ряд моментов, безусловно, важных для вывода комплексного понятия и определения его места среди других экономических категорий:

- конкурентоспособность какой-либо единицы системы - это мера ее привлекательности для потребителя;

- привлекательность определяется степенью удовлетворения требований потребителя;

- состав предъявляемых требований и их преимущество зависит как от вида производимой единицы, так и типа ее потребителя;

- конкурентоспособность, как экономическая категория рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога;

- конкурентоспособности присущ динамический характер - ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений в рыночной конъюнктуре;

- проблема конкурентоспособности относится лишь к недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии;

- конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар.3

Подводя итоги из выше указанного, М. Портер предложил следующее  определение: «Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик».4 Уровень требования потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов».

Следствиями приведенного определения являются следующие  утверждения:

- полностью конкурентоспособной может быть признана только та продукция, которая обладает различными, не уступающими своим конкурентам, показателями в условиях конкретного рынка;

- основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка, что позволит правильно оценить место исследуемого объекта на данном рынке в соответствии с аналогичными оценками субъектов рынка;

- при приобретении товара, потребитель останавливает свой выбор на том образце, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность;

- для покупателя товара, исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей;

- доля объекта, на рынке зависит от ее доли в предыдущий период и потенциала конкурентоспособности товара в данный момент: высокий потенциал способен нарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессов перераспределения в свою пользу, низкий потенциал не способен оказать влияние на рыночные процессы;

- конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения.

Следовательно, конкурентоспособность - это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка - его конкурентность. При неизменных качественных характеристиках рыночной единицы, конкурентоспособность может изменяться в достаточно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой.5

Конкурентоспособность региона – это обусловленное  экономическими, социальными, политическими  и другими факторами положение  региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы  в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона.  К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) - предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

Под конкурентоспособностью региона понимается прежде всего наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона (климат, географическое положение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.

 

1.2. Конкуренция и конкурентоспособность регионов

 

Процессы глобализации и экономической интеграции приводят к формированию геоэкономического  пространства. А потому региональное развитие определяется способностью встраиваться в глобальные системы производственных отношений и обмена.

Каждый регион обладает факторами производства, уникальное сочетание которых определяет его международную специализацию и конкурентоспособность. Однако эффективность их использования зависит от того, найдет ли регион свое место в этой системе. Основой геоэкономический отношений является международное разделение труда. Используя уникальное сочетание факторов производства и выгод географического положения, регионы создают предпосылки для развития специализированных производств и функций, наращивая свои конкурентные преимущества.6

Каждый регион стремится  занять выгодное положение в системе  глобального обмена, привлечь на свою территорию ресурсы. Поэтому на первый план выходит понятие конкуренции регионов, проявляющейся в привлечении инвестиций и капитала, трудовых ресурсов, технологий, в обеспечении доступа к внешним сырьевым ресурсам. В конкурентной борьбе выигрывают регионы, которым удалось создать уникальные условия, привлекательные для внешних контрагентов – конкурентные преимущества. Для повышения и поддержки конкурентоспособности приоритетными являются стратегия создания конкурентных преимуществ и стратегия их удержания.

Реализация стратегии создания конкурентных преимуществ направлена на формирование в регионе особых условий и среды, выгодных для проживания и ведения бизнеса. Реализация стратегии удержания конкурентных преимуществ предполагает реализацию мероприятий по поддержанию созданных условий. Одно из направлений обеспечения конкурентных преимуществ – это формирование и поддержка благоприятного регионального имиджа (бренда). Под региональным брендом рассматривается уникальный образ территории, создаваемый в представлении потенциальных клиентских групп. В качестве таких клиентских групп выступают внешний бизнес, институциональные инвесторы и банки, мигранты, туристы. Уникальность бренда может достигаться за счет использования стратегии дифференциации, предполагающей развитие и усиление региональных черт, отличных от конкурентов.

Особое значение для  вовлечения территории в систему  глобального обмена имеет бизнес. Современный транснациональный  бизнес экстерриториален. Он, стремясь максимизировать прибыль, размещает  свои активы там, где производительность капитала максимальна. Задача региональной власти создать и поддерживать такие условия.

Конкурентоспособность региона связана с наличием условий  для появления региональных производственных и сервисных кластеров, основывающихся на следующих детерминантах конкурентоспособности:

  1. стратегии фирм и региона, их согласованности, уровень внутренней конкуренции;
  2. факторных условиях (доступности и достаточности факторов производства);
  3. конъюнктурные факторах (рыночной конъюнктуры);
  4. уровне развития родственных и поддерживающих отраслей.

Конкурентное преимущество получают регионы, в пределах которых:

  1. созданы условия для согласования интересов бизнеса и органов власти, создания частно - государственных партнерств;
  2. созданы условия для накопления специализированных ресурсов и навыков для расширенного воспроизводства капитала;
  3. существует независимая и достоверная информация о рыночной среде;
  4. осуществляются постоянные инвестиции в поддержание инфраструктурных сетей, систем жизнеобеспечения.7

Современная российская экономика существенно регионализирована. Каждый регион – субъект РФ располагает особым набором и сочетанием ресурсов и потенциала. В силу этого условием эффективной экономической политики становится ее региональная проекция. Дифференцированная политика строится на приоритетах развития самих регионов, дифференциации инструментов создания и удержания конкурентных преимуществ.

Ранжирование стратегических приоритетов развития конкурентоспособности  региона представлено в Приложении.

 

2. Оценка конкурентоспособности Республики Татарстан

2.1. Анализ конкурентоспособности Республики Татарстан

 

Достижение приоритетных целей социально-экономического развития Республики Татарстан основано на решении  задач повышения конкурентоспособности  республиканской экономики, способности предприятий к производству продукции и услуг с устойчивым спросом на глобальном рынке и обеспечивающим высокий уровень занятости и реальных доходов населения. Высокий уровень конкурентоспособности предполагает готовность к самостоятельному выстраиванию своего экономического и социального будущего, повышению конкурентоспособности национальной экономики республики.8

Чтобы выдержать конкуренцию, необходима мобилизация всех ресурсов и их более  эффективное использование. И здесь  важную роль играют такие факторы, как инвестиционная и инновационная активность, качество трудовых ресурсов, налоговая нагрузка на бизнес, эффективная производственная кооперация.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности региона