Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:13, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить конкурентоспособность региона на примере Республики Татарстан.
Для раскрытия цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическую составляющую конкурентоспособности региона;
- проанализировать конкурентоспособность Республики Татарстан;
- сделать выводы по оценке конкурентоспособности Республики.
Актуальность темы определила структуру работы, которая состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение 3
1. Теоретическая оставляющая конкурентоспособности региона 5
1.1. Понятийный аппарат конкурентоспособности 5
1.2. Конкуренция и конкурентоспособность регионов 7
2. Оценка конкурентоспособности Республики Татарстан 11
2.1. Анализ конкурентоспособности Республики Татарстан 11
2.2. Пути повышения конкурентоспособности сельского хозяйства Республики Татарстан 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложение 28
Содержание
Стр.
Введение
Оценка конкурентоспособности региона представляет собой важную исходную базу для региональных властей, которые призваны обеспечивать поддержку и наращивание конкурентных преимуществ своей территории. Усиление конкуренции между территориями приобретает все большую значимость, становясь ведущим принципом, определяющим будущую территориальную систему в России, Европе и мире.
Татарстан сегодня — один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов Российской Федерации. Промышленный, научный, сырьевой потенциал республики обеспечивает дальнейший экономический рост существующих и зарождающихся кластеров в нефтегазохимической области, автомобилестроении, энергетике, информационной и мультимедийной области, авиастроении, образовании, лесопромышленной и агрономической отраслях и многих других развивающихся областях экономики республики, повышая конкурентоспособность производства, качества и уровня жизни населения.
Мировой финансово-экономический кризис выявил уязвимость ряда традиционных отраслей экономики региона и в то же время показал эффективность инноваций, которые требуют широкого взаимодействия и кооперации науки и производства, различных регионов и государственно-властных структур. При взаимодействии традиционного и инновационного процесса развития экономики региона можно создать основу национальной конкурентоспособности.1
Республика Татарстан располагает мощным интеллектуальным потенциалом. В республике действуют Академия наук, свыше 35 высших учебных заведений, технопарки и инновационно-технологические центры, крупные отраслевые НИИ и КБ и другие объекты инновационной инфраструктуры.
Рассматривая
К числу приоритетных отраслей развития экономики Татарстана относятся химия и нефтехимия, машиностроение, информатизация, электроэнергетика, авиастроение, связь и другие высокотехнологичные отрасли.
Республика Татарстан динамично развивается особенно в последние 10 лет, о чем свидетельствуют темпы роста по основным макроэкономическим параметрам. Экономический рост республики во многом определяется состоянием промышленности, на развитие которой используется почти третья часть инвестиций, вкладываемых в экономику. В общем объеме промышленного производства в целом за 2008 г. по Российской Федерации Республика Татарстан составляет 3,4% (7 место среди регионов России) и 5,5% по инновационной продукции (5 место среди регионов России).2
Цель курсовой работы
– изучить
Для раскрытия цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическую
составляющую конкурентоспособн
- проанализировать
- сделать выводы по
оценке конкурентоспособности
Актуальность темы определила структуру работы, которая состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. Теоретическая оставляющая конкурентоспособности региона
1.1. Понятийный аппарат конкурентоспособности
Анализ многих известных
определений
- конкурентоспособность какой-либо единицы системы - это мера ее привлекательности для потребителя;
- привлекательность определяется степенью удовлетворения требований потребителя;
- состав предъявляемых требований и их преимущество зависит как от вида производимой единицы, так и типа ее потребителя;
- конкурентоспособность, как экономическая категория рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога;
- конкурентоспособности присущ динамический характер - ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений в рыночной конъюнктуре;
- проблема конкурентоспособности относится лишь к недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии;
- конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар.3
Подводя итоги из выше указанного, М. Портер предложил следующее определение: «Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик».4 Уровень требования потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов».
Следствиями приведенного определения являются следующие утверждения:
- полностью конкурентоспособной может быть признана только та продукция, которая обладает различными, не уступающими своим конкурентам, показателями в условиях конкретного рынка;
- основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка, что позволит правильно оценить место исследуемого объекта на данном рынке в соответствии с аналогичными оценками субъектов рынка;
- при приобретении товара, потребитель останавливает свой выбор на том образце, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность;
- для покупателя товара, исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей;
- доля объекта, на рынке зависит от ее доли в предыдущий период и потенциала конкурентоспособности товара в данный момент: высокий потенциал способен нарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессов перераспределения в свою пользу, низкий потенциал не способен оказать влияние на рыночные процессы;
- конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения.
Следовательно, конкурентоспособность - это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка - его конкурентность. При неизменных качественных характеристиках рыночной единицы, конкурентоспособность может изменяться в достаточно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой.5
Конкурентоспособность региона – это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.
Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) - предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.
Под конкурентоспособностью региона понимается прежде всего наличие и реализация конкурентного потенциала данного региона. При этом конкурентный потенциал является многоплановым и формируется как многообразные характеристики возможности участия региона в конкурентных отношениях как между регионами, так и в общегосударственных конкурентных отношениях, взаимодействуя с другими странами мира. Конкурентоспособность региона в названном выше смысле слова описывается такими характеристиками, как конкурентные преимущества региона в самых различных сферах и отраслях экономики и социальной сфере, условия существования региона (климат, географическое положение), наличие природных богатств, интеллектуальный уровень развития населения.
1.2. Конкуренция и конкурентоспособность регионов
Процессы глобализации и экономической интеграции приводят к формированию геоэкономического пространства. А потому региональное развитие определяется способностью встраиваться в глобальные системы производственных отношений и обмена.
Каждый регион обладает факторами производства, уникальное сочетание которых определяет его международную специализацию и конкурентоспособность. Однако эффективность их использования зависит от того, найдет ли регион свое место в этой системе. Основой геоэкономический отношений является международное разделение труда. Используя уникальное сочетание факторов производства и выгод географического положения, регионы создают предпосылки для развития специализированных производств и функций, наращивая свои конкурентные преимущества.6
Каждый регион стремится занять выгодное положение в системе глобального обмена, привлечь на свою территорию ресурсы. Поэтому на первый план выходит понятие конкуренции регионов, проявляющейся в привлечении инвестиций и капитала, трудовых ресурсов, технологий, в обеспечении доступа к внешним сырьевым ресурсам. В конкурентной борьбе выигрывают регионы, которым удалось создать уникальные условия, привлекательные для внешних контрагентов – конкурентные преимущества. Для повышения и поддержки конкурентоспособности приоритетными являются стратегия создания конкурентных преимуществ и стратегия их удержания.
Реализация стратегии создания конкурентных преимуществ направлена на формирование в регионе особых условий и среды, выгодных для проживания и ведения бизнеса. Реализация стратегии удержания конкурентных преимуществ предполагает реализацию мероприятий по поддержанию созданных условий. Одно из направлений обеспечения конкурентных преимуществ – это формирование и поддержка благоприятного регионального имиджа (бренда). Под региональным брендом рассматривается уникальный образ территории, создаваемый в представлении потенциальных клиентских групп. В качестве таких клиентских групп выступают внешний бизнес, институциональные инвесторы и банки, мигранты, туристы. Уникальность бренда может достигаться за счет использования стратегии дифференциации, предполагающей развитие и усиление региональных черт, отличных от конкурентов.
Особое значение для вовлечения территории в систему глобального обмена имеет бизнес. Современный транснациональный бизнес экстерриториален. Он, стремясь максимизировать прибыль, размещает свои активы там, где производительность капитала максимальна. Задача региональной власти создать и поддерживать такие условия.
Конкурентоспособность региона связана с наличием условий для появления региональных производственных и сервисных кластеров, основывающихся на следующих детерминантах конкурентоспособности:
Конкурентное преимущество получают регионы, в пределах которых:
Современная российская экономика существенно регионализирована. Каждый регион – субъект РФ располагает особым набором и сочетанием ресурсов и потенциала. В силу этого условием эффективной экономической политики становится ее региональная проекция. Дифференцированная политика строится на приоритетах развития самих регионов, дифференциации инструментов создания и удержания конкурентных преимуществ.
Ранжирование стратегических приоритетов развития конкурентоспособности региона представлено в Приложении.
2. Оценка конкурентоспособности Республики Татарстан
2.1. Анализ конкурентоспособности Республики Татарстан
Достижение приоритетных
целей социально-экономического развития
Республики Татарстан основано на решении
задач повышения
Чтобы выдержать конкуренцию, необходима мобилизация всех ресурсов и их более эффективное использование. И здесь важную роль играют такие факторы, как инвестиционная и инновационная активность, качество трудовых ресурсов, налоговая нагрузка на бизнес, эффективная производственная кооперация.