Оценка конкурентоспособности региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить конкурентоспособность региона на примере Республики Татарстан.
Для раскрытия цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическую составляющую конкурентоспособности региона;
- проанализировать конкурентоспособность Республики Татарстан;
- сделать выводы по оценке конкурентоспособности Республики.
Актуальность темы определила структуру работы, которая состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая оставляющая конкурентоспособности региона 5
1.1. Понятийный аппарат конкурентоспособности 5
1.2. Конкуренция и конкурентоспособность регионов 7
2. Оценка конкурентоспособности Республики Татарстан 11
2.1. Анализ конкурентоспособности Республики Татарстан 11
2.2. Пути повышения конкурентоспособности сельского хозяйства Республики Татарстан 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложение 28

Файлы: 1 файл

Оценка конкурентноспособности региона.DOC

— 265.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Пути повышения конкурентоспособности сельского хозяйства Республики Татарстан

 

Оценка конкурентоспособности  сельского хозяйства Республики Татарстан позволяет выявить  факторы, оказывающие негативное влияние на формирование конкурентоспособности сельскохозяйственного производства региона и указывающие на недостаточную конкурентоспособность аграрного сектора региональной экономики. Наиболее выраженными среди них являются низкая рентабельность сельскохозяйственных организаций; низкая эффективность использования основных фондов в сельскохозяйственном производстве; недостаточная энерговооруженность труда в аграрном секторе; слабая экспортная ориентированность агропродовольственной продукции, производимой в регионе; большой разрыв между заработной платой в сельском хозяйстве и региональной экономикой в целом.

Основываясь на результатах  анализа конкурентоспособности  сельского хозяйства республики, целесообразно предложить комплекс организационно-экономических мероприятий, направленных на развитие существующих и формирование дополнительных конкурентных преимуществ агарного сектора региона. Это повышение эффективности управления сельскохозяйственными организациями в регионе, улучшение доступа местных сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынки сбыта, содействие продвижению республиканской агропродовольственной продукции в регионы РФ, повышение производительности труда в сельском хозяйстве региона за счет роста механизации.

Основными проблемами, сдерживающими рост конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций Республики Татарстан, являются низкая рентабельность и фондоотдача. Это говорит о неэффективном управлении, обусловленном рядом причин: недостаточной компетентностью руководителей сельскохозяйственных организаций, несовершенным механизмом распределения бюджетных субсидий аграрным предприятиям, сохраняющимся высоким удельным весом сельскохозяйственных кооперативов в организационно-правовой структуре сельскохозяйственных организаций, что на современном этапе развития аграрного сектора не способствует росту прибыльности. Таким образом, для устранения обозначенных выше проблем необходимо предпринять меры, направленные на повышение эффективности управления сельскохозяйственными организациями в регионе.

Среди первоочередных мер  в рамках повышения эффективности  управления сельскохозяйственными  организациями в РТ должно стать  формирование стабильно функционирующей  системы обучения руководителей  сельскохозяйственных организаций. В  связи с этим на территории республики, в том числе и в сельской местности, необходима организация специализированных образовательных центров по подготовке и переподготовке руководителей и специалистов для нужд сельского хозяйства с выделением приоритетных специальностей, нехватка которых наиболее остро ощущается на селе. При этом следует не просто проводить подготовку и переподготовку профессиональных менеджеров, необходимо стремиться к тому, чтобы руководящий состав сельскохозяйственных организаций обладал полным спектром знаний и имел не только управленческое образование, но и познания в области рыночной экономики, использования компьютерной техники, Интернета.

Это предполагает создание необходимых условий для формирования консалтинговых служб путем предоставления из республиканского бюджета льготных кредитов для открытия в сельской местности бизнеса по оказанию соответствующих консалтинговых услуг. Эти службы будут способствовать не только повышению эффективности управления аграрными предприятиями путем предоставления компетентных рекомендаций, вырабатываемых для каждой конкретной сельскохозяйственной организации, но и обеспечат дополнительные рабочие места в сельской местности региона.13

Одним из наиболее важных и перспективных направлений  повышения конкурентоспособности  сельского хозяйства Татарстана является формирование продовольственных зон вокруг двух крупнейших республиканских мегаполисов — Казани и Набережных Челнов. Выбор этих городов для этой цели обусловлен тем, что, во-первых, население Казани составляет 1 120,2 тыс. чел., Набережных Челнов — 506,1 тыс. чел. Таким образом, общее население этих городов составляет 1 626,3 тыс. чел., или 43,2 % всего населения региона. Во-вторых, следует указать на оптимальное географическое положение. Казань находится в западной части Татарстана, Набережные Челны — в восточной.

Создание продовольственных  зон вокруг Казани и Набережных Челнов необходимо для расширения рынков сбыта  и увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции в  Татарстане; обеспечения бесперебойных  поставок продукции в крупнейшие республиканские города и снижения зависимости от импортных продуктов питания; формирования многоканальной системы сбыта аграрной продукции в регионе, основывающейся на прямых поставках продовольствия от производителя к потребителям.

Формирование продовольственных  зон в республике обусловливает  необходимость создания современной  производственно-складской инфраструктуры, ориентированной на рынки Казани и Набережных Челнов. Это позволит не только обеспечить продовольственную  безопасность этих двух крупнейших городов региона, но и выведет всех сельхозтоваропроизводителей Татарстана к огромным рынкам сбыта. Для обеспечения доступа татарстанских сельхозпроизводителей к потребителям в каждом районе Казани и Набережных Челнов можно организовать специализированные еженедельные сельскохозяйственные ярмарки. Все участники таких ярмарок должны быть освобождены от уплаты каких-либо сборов и платежей, что позволит существенно снизить стоимость реализуемой продукции местного производства и повысить ее конкурентоспособность по сравнению с импортным продовольствием. Для организации специализированных сельскохозяйственных рынков в крупнейших городах Татарстана должны быть выделены земельные участки под строительство торговых площадей и подъездных путей для региональных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Организация продовольственных  зон будет более эффективна, если удастся привлечь крупнейших инвесторов республики к строительству складских  терминалов, овощехранилищ и т. д. в пригородах Казани и Набережных Челнов. Это позволит сельхозтоваропроизводителям Татарстана более эффективно реализовывать производимую продукцию за счет появления возможности длительного хранения продовольствия и последующей его реализации на продовольственных рынках Казани и Набережных Челнов.

Формирование продовольственных  зон в республике предполагает не только развитие складских помещений, но и создание производственных комплексов, ориентированных на поставку продовольствия в Казань и Набережные Челны. В  связи с этим считаем необходимым стимулировать развитие пригородного производства тех продуктов питания, дефицит которых в наибольшей мере ощущается в Казани и Набережных Челнах. Это позволит не только обеспечить потребности населения этих городов в качественных и свежих продуктах питания, но и будет существенным конкурентным преимуществом местных сельхозтоваропроизводителей за счет близости рынков сбыта, снижения транспортных издержек и т. д.

Одним из важнейших путей  повышения конкурентоспособности  сельского хозяйства Республики Татарстан является рост технического оснащения сельскохозяйственного производства в регионе. Несмотря на то, что республика занимает первое место в Приволжском федеральном округе по количеству тракторов на 1 000 га пашни (в сельскохозяйственных организациях) — 8,5 шт. в 2009 г., это значительно ниже, чем в развитых странах мира. Так, в Австрии обеспеченность тракторами составляет 233,3 шт. на 1 000 га пашни; в Германии — 79,3; во Франции — 61,9; в Канаде — 16.14

Даже с учетом сельскохозяйственной техники, используемой в хозяйствах всех категорий республики, регион значительно уступает уровню развитых стран. Так, по нашим расчетам, произведенным на основе данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2009 г., обеспеченность сельского хозяйства Татарстана тракторами в хозяйствах всех категорий составляет 9,2 шт. на 1 000 га пашни. При этом более 8 тыс. ед. техники используется гражданами в личных подсобных хозяйствах, большая часть которой находится в аварийном состоянии.

В сложившихся условиях наиболее оптимальным решением проблемы, на наш взгляд, является строительство крупного сельхозмашиностроительного предприятия в республике с годовой мощностью около 5 тыс. ед. техники. В перспективе Татарстан может стать не только одним из крупнейших аграрных регионов России (о чем можно уверенно говорить уже сегодня), но и крупнейшим производителем сельскохозяйственной техники в РФ, обеспечивать в полном объеме не только внутренние потребности в надежной сельскохозяйственной технике, но и поставлять ее в другие регионы страны.15

Реализация предложенных мероприятий будет способствовать формированию и развитию в республике дополнительных конкурентных преимуществ  сельскохозяйственного производства, что обеспечит рост эффективности  и конкурентоспособности хозяйствующих  субъектов в аграрном секторе региональной экономики.

 

 

Заключение

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

Президентом Татарстана Рустам Минниханов, было определено, что  главными задачами на 2011 год являются обеспечение конкурентоспособности республики, создание высокотехнологичной экономики.

Презентация стратегических направлений развития Республики Татарстан  состоялась 27 сентября в Сингапуре  в рамках V Российско-Сингапурского  Делового Форума (Russia Singapore Business Forum).

Сегодня Татарстан - мощный, динамично развивающийся субъект  Российской Федерации, регион со стабильной экономикой и общественно-политической обстановкой.

Одной из важных для республики отраслей является нефтедобыча. В Татарстане работают более 30 нефтедобывающих компаний. Крупнейшим нефтедобывающим предприятием является ОАО «Татнефть» - на ее долю приходится до 80% от общего объема добываемой в республике нефти. Кроме того, действуют порядка 30 малых нефтяных компаний (МНК), на их долю приходится до 20% нефтедобычи. Ежегодно в Татарстане добывается до 233 млн. баррелей нефти. Подтвержденные запасы нефти составляют более 7 млрд. баррелей, еще порядка 50 млрд. баррелей составляют запасы битумных нефтей.

Татарстан сегодня является крупнейшим в России производителем пластмасс, полиэтилена, синтетических каучуков, автомобильных шин. Активно развивается в республике машиностроение (ОАО «КАМАЗ», компания «Соллерс»), авиа- и вертолетостроение. Республика также располагает самодостаточной энергетической системой.

Можно выделить следующие  четыре направления, по которым сегодня, идет развитие Татарстана в области  повышения конкурентоспособности:

- проект «Электронный Татарстан» (E-Tatarstan).

- это создание инфраструктуры  для малого и среднего бизнеса,  а также для инноваций (технопарки, бизнес-инкубаторы).

- модернизация отрасли  образования Татарстана.

- дальнейшее развитие  уже зарекомендовавшей себя у  иностранных партнеров особой  экономической зоны «Алабуга» (Татарстан).16

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Концепция социально-экономического развития Республики Татарстан до 2015 года.
  2. Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2015 года. – Казань: 2010.
  3. Алаев, Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно - терминолог. словарь / Э.Б. Алаев. - М.: Мысль, 2009. - 350 с.
  4. Горбач, А.В., Ковалев, М.М. Как определяются международные рейтинги государств / А.В. Горбач, М.М. Ковалев // Вестн. ассоц. бел. банков. - 2010. - № 33 (8 сент). - С. 60.
  5. Доктрина развития Поволжского региона России/Под ред. П. Щедровицкого. – Самара: Изд. Дом «Corvus», 2009.
  6. Калюжнова Н.Я. Человеческий капитал и конкуренция/ИГУ, ред. Н.Я. Калюжнова. - Иркутск: изд-во ИГУ. 2009 - С.170.
  7. Конкурентные преимущества глобальных компаний как результат прямых инвестиций / Михальски Т.; Т. Михальски, К. Росие // Проблемы теории и практики упражнений. - 2010, №2 - С.58-63.
  8. Котлер Ф. и др. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. – СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт - Петербурге, 2010.
  9. Портер, Майкл Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2010.
  10. Портер, Майкл Е. Конкуренция. Пер с англ. – Москва: Изд. Дом «Вильямс», 2009.
  11. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и  М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2009.-666 с.
  12. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. - М.: Юрист, 2009., с. 30.
  13. Статистика: показатели и методы анализа: Справ. пособие / Н.Н. Бондаренко, Н.С. Бузыгина, Л.И. Василевская и др. / Под ред.М. М. Новикова. - Мн.: Современная школа, 2008. - 628 с.
  14. Фатхутдинов, Р. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России / Р. Фатхутдинов // Общество и экономика. - 2009. - № 1. - С.31-43.
  15. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб./ Росстат. – М., 2010. – 806 с.
  16. Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата за 2008-2010гг. http://www.expert.ru

 

 

Приложение 1

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Ранжирование стратегических приоритетов развития конкурентоспособности региона

 

 

1 Алаев, Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно - терминолог. словарь / Э.Б. Алаев. - М.: Мысль, 2009. - 350 с

2 Конкурентные преимущества глобальных компаний как результат прямых инвестиций / Михальски Т.; Т. Михальски, К. Росие // Проблемы теории и практики упражнений. - 2010, №2 - С.58-63

3 Статистика: показатели и методы анализа: Справ. пособие / Н.Н. Бондаренко, Н.С. Бузыгина, Л.И. Василевская и др. / Под ред.М. М. Новикова. - Мн.: Современная школа, 2008. - 628 с.

4 Портер, Майкл Е. Конкуренция. Пер с англ. – Москва: Изд. Дом «Вильямс», 2009.

5 Портер, Майкл Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2010.

6 Горбач, А.В., Ковалев, М.М. Как определяются международные рейтинги государств / А.В. Горбач, М.М. Ковалев // Вестн. ассоц. бел. банков. - 2010. - № 33 (8 сент). - С. 60.

7 Фатхутдинов, Р. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России / Р. Фатхутдинов // Общество и экономика. - 2009. - № 1. - С.31-43.

8 Котлер Ф. и др. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. – СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт - Петербурге, 2010

9 Доктрина развития Поволжского региона России/Под ред. П. Щедровицкого. – Самара: Изд. Дом «Corvus», 2009.

10 Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб./ Росстат. – М., 2010. – 806 с.

11 Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата за 2008-2010гг. http://www.expert.ru

12 Концепция социально-экономического развития Республики Татарстан до 2015 года.

13 Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и  М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2009.-666 с.

14 Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2015 года. – Казань: 2010.

15 Калюжнова Н.Я. Человеческий капитал и конкуренция/ИГУ, ред. Н.Я. Калюжнова. - Иркутск: изд-во ИГУ. 2009 - С.170.

16 Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. - М.: Юрист, 2009., с. 30




Информация о работе Оценка конкурентоспособности региона