Оценка конкурентоспособности региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить конкурентоспособность региона на примере Республики Татарстан.
Для раскрытия цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическую составляющую конкурентоспособности региона;
- проанализировать конкурентоспособность Республики Татарстан;
- сделать выводы по оценке конкурентоспособности Республики.
Актуальность темы определила структуру работы, которая состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая оставляющая конкурентоспособности региона 5
1.1. Понятийный аппарат конкурентоспособности 5
1.2. Конкуренция и конкурентоспособность регионов 7
2. Оценка конкурентоспособности Республики Татарстан 11
2.1. Анализ конкурентоспособности Республики Татарстан 11
2.2. Пути повышения конкурентоспособности сельского хозяйства Республики Татарстан 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложение 28

Файлы: 1 файл

Оценка конкурентноспособности региона.DOC

— 265.50 Кб (Скачать файл)

Оценка конкурентоспособности  региона и предприятия производится ведущими зарубежными школами, в  частности, институтом по стратегии конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса, а также рядом российских консалтинговых компаний. К сожалению, регулярное наблюдение рейтинга конкурентоспособности на федеральном уровне не ведется. Вместе с тем, он периодически публикуется в средствах массовой информации и является важным параметром для оценки инвестиционной привлекательности. По оценке Гарвардской школы бизнеса, Республика Татарстан находится после Москвы, но ее рейтинг выше, чем в среднем по России.

Проанализируем социально-экономическое положение республики за период с 2005 по 2010 г. с точки зрения оценки ее конкурентоспособности.

Прежде всего, это объем инвестиций. За первое полугодие 2010 г. объем инвестиций в основной капитал, по предварительным  данным, составил около 60 млрд руб., что выше, чем за аналогичный период 2009 г., на 20%.

В разрезе отраслей промышленности, начиная с 2005 г., заметный рост инвестиций в основной капитал произошел  в химической и нефтехимической  промышленности. Заметными темпами увеличиваются инвестиции в энергетике и машиностроении.

В структуре инвестиций в основной капитал в промышленности 44% занимает компания «Татнефть». Объемы инвестиций независимых нефтедобывающих компаний составили около 19 млрд руб., что существенно повлияло на темпы роста производства в этих компаниях, которые за 5 лет составили почти 200%. Предприятия нефтехимического комплекса в совокупности вложили около 30 млрд руб. инвестиционных ресурсов в основной капитал, что также обеспечило высокие темпы роста в этой отрасли. Среди предприятий наиболее высокие объемы инвестиций у ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ЗАО «Таиф-НК», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нефис Косметикс».9

В других отраслях необходимо отметить ОАО «Татэнерго», ООО «Красный Восток - Агро», ЗАО «Набережно - Челнинский КБК», ОАО «КАМАЗ».

Важно отметить при этом не только рост инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности, но и увеличение их доли в общем объеме инвестиций. Это способствовало росту объемов  отгруженной продукции до 286 млрд руб. за 1-е полугодие 2010 г. Индекс промышленного производства составил 106,8% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года.

Более 60% отгруженной  продукции приходится на три вида деятельности:

- добыча топливно-энергетических  полезных ископаемых - 35,3%;

- химическое производство - 12,6%;

- производство транспортных  средств и оборудования - 13,3% .

Наибольшие темпы роста  наблюдались в обрабатывающих производствах - 113,3%, добыче полезных ископаемых и  в производстве и распределении  электроэнергии, газа - 102,1%.

Росту инвестиций способствовало улучшение финансовых результатов  работы предприятий и организаций  республики. По оценке, прибыль, полученная крупными и средними предприятиями  Республики Татарстан за 1-е полугодие 2010 г., составила 51 млрд руб., в том числе в промышленности - 41 млрд руб. Рост прибыли - 50%.

В современных условиях высокий уровень конкурентоспособности  означает переход к инновационному типу развития экономики, предприятий  и предполагает наличие в регионе  определенных условий и движущих сил. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Татарстан до 2020 г. магистральный путь нашего развития - инновационная экономика. В этой Программе поставлена задача увеличения доли инновационной продукции в валовом региональном продукте темпами не менее 2% ежегодно.

Если в 2009 году значение этого параметра составляло 13%, то уже за 6 месяцев 2010 г. доля инновационной  продукции в валовом региональном продукте, по опросной оценке крупных  и средних предприятий, составила в целом по экономике более 15%.

В промышленности доля инновационной  продукции выше и в 2010 г. составила 32,2%, в 1-м полугодии 2010 года - 32,5%, что  выше прогнозного значения (20%).10

За 5 предыдущих лет доля инновационной продукции выросла по всем отраслям. Наиболее значимые для экономики изменения доли инновационной продукции происходили на предприятиях топливной, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения. В 1-м полугодии 2010 г. аналогичные тенденции сохранились.

Вместе с тем надо признать, что и в общероссийском масштабе, в республике методика учета  инновационной продукции, соответствующая  сегодняшним условиям хозяйствования, отсутствует. Для решения этой проблемы Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан завершило разработку методики оценки уровня инновационной активности и инновационной деятельности предприятий. Она содержит методическую базу по порядку отнесения продукции к инновационной, а также порядок определения периода и масштаба инновационности.

Один из важных показателей  конкурентоспособности - соотношение  ввоза и вывоза продукции в  республику и из нее. Общий объем  экспорта из Республики Татарстан неуклонно  растет, и в 2009 г. составил 265,3 млрд руб. (9,4 млрд долл. США), за 1-е полугодие 2010 года сумма экспорта по предварительным данным составила около 158 млрд руб. (5,8 млрд долл. США). В текущем году в структуре экспорта более 80% составляет нефть и нефтепродукты, 6,2% - машины, оборудование и транспортные средства, 4,4% - синтетические каучуки, 1,7% - углеводороды, 1,7% - пластмасса и изделия из нее.

Начиная с 2005 г., при общем увеличении потребления продовольственной продукции, доля потребления ввозимого в республику продовольствия неуклонно снижается, что обусловливается повышением конкурентоспособности производимой в республике продовольственной продукции и со всей убедительностью характеризует позитивные процессы, происходящие в аграрно-промышленном комплексе республики. Необходимо отметить, что данный результат достигается в условиях полной открытости татарстанского рынка для поставки всех видов продукции.

В 2011 г. мы планируем достичь  уровня 45% потребления продовольственных  продуктов, ввозимых в республику, от общего объема потребления, а к 2015 г. должны выйти на уровень продовольственной безопасности, когда в структуре потребления производимые за пределами республики продукты питания будут составлять лишь 25%.

Сложнее ситуация с непродовольственными товарами. Здесь объем ежегодно ввозимых товаров увеличивается. Мы уступили республиканский рынок по таким видам продукции, как одежда, обувь, бытовая и хозяйственная техника.

Важное значение для  продвижения продукции на товарные рынки имеет и эффективная  маркетингово - сбытовая стратегия, которая  включает реализацию брендовой политики, участие в рекламно-выставочной деятельности и подготовку на современном уровне высокопрофессиональных менеджеров.

Также можно отметить прямую связь количества выставочных  мероприятий, в которых участвовали  предприятия Республики Татарстан  в 2005-2010 гг., с темпами роста производства. Эффективно здесь работают «КАМАЗ», «Татнефть», «Казанский вертолетный завод», «Казанский оптико-механический завод», «Элекон». Например, «КАМАЗ» за 3 года провел 70 выставочных мероприятий, «Татнефть» - 50, «КВЗ» - почти 40, «КОМЗ» - 35, «Элекон» - более 30. При этом значительная часть этих мероприятий проведена за рубежом.

Пожалуй, основным из ключевых параметров оценки уровня экономической  безопасности республики и ее конкурентоспособности  является параметр энергетической независимости и технико-технологического запаса этой системы. По прогнозам, к 2015 г. дефицит электроэнергии в целом по Российской Федерации составит в среднем около 3,1 ГВт. В республике установленная электрическая мощность «Татэнерго» на 01.01.10 составляла 6986 МВт при среднегодовой потребляемой мощности 3737 МВт. Таким образом, система имеет значительный запас, и задача Республики в 2011 г. увеличить поставки электроэнергии на оптовый рынок.

Конкурентоспособность кадрового потенциала характеризуется тремя параметрами: достаточностью трудовых ресурсов, эффективностью рабочих мест и уровнем профессионализма работников.

Численность трудовых ресурсов республики, начиная с 2007 г., несколько  увеличилась и составляет сегодня  почти 2 млн 400 тыс. человек. Увеличилось и число работающих - около 1 млн 800 тыс. человек.

Сегодня в республике более 16 тыс. вакантных мест. Вместе с тем, свободных рук как минимум  на порядок больше, но их не спешат занять. Это является серьезной проблемой, т.к. вакантные места не привлекательны прежде всего потому, что на этих рабочих местах условия труда и доходы не позволяют удовлетворить потребности тех, кого мы хотели бы привлечь для работы на них.

По поручению Президента Республики Татарстан сегодня проводится работа по доведению минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета. Руководителями предприятий подготовлены программы и графики по поэтапному доведению минимальной заработной платы до этого социального параметра.

Другим важным критерием конкурентоспособности трудовых ресурсов является эффективность рабочих мест, которая характеризуется выработкой на одного работающего. Выработку от 870 тыс. руб. в год и выше имеет всего 21 предприятие. Но, к сожалению, малые предприятия не попадают в круг регулярно наблюдаемых органами статистики.

Что касается оценки интеллектуального  потенциала, то Республика Татарстан  входит в первую тройку субъектов  РФ по его уровню. Доля лиц, имеющих  высшее и незаконченное высшее образование, в численности занятых в экономике за последние 5 лет увеличилась с 22 до 26%. Сегодня в республике работает около 2000 докторов наук и более 6000 кандидатов наук, обучается в вузах 222 тыс. студентов.11

Вместе с тем высокий  интеллектуальный потенциал, которому по силам реализовать сложные научно-технические задачи, неравномерно распределен по территории республики. Нам потребуются кадры на территории особой экономической зоны в Елабужском муниципальном районе и для других крупных проектов в отдельных районах республики. Необходимо создать привлекательные условия для привлечения трудовых ресурсов на эти территории. А, с другой стороны, начать реализацию проектов в районах, где имеется избыток рабочей силы, например, создание туристско-рекреационной зоны в поселке Камские Поляны.

Важно отметить необходимость  повышения конкурентоспособности  и органов исполнительной власти. Эта важная задача поставлена перед  нами Президентом Республики Татарстан  в его Послании. Необходимо проведение второго этапа административной реформы и разработки Программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Безусловно, важнейшим  фактором, предопределяющим повышение  конкурентоспособности, является повышение  качества жизни населения.

В целом параметры качества жизни росли в 2010 г. более высокими темпами, чем было предусмотрено Программой социально-экономического развития.

Так, среднемесячная заработная плата работников (включая малое  предпринимательство), по оценке, составила 8100 руб. и выросла по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 25,6%.

Денежные доходы на душу населения в 2010 г. увеличились на 37,8% и составили 8475 руб.; реальные денежные доходы населения возросли на 27,3%. Темп роста реальной заработной платы  составил 115%, что выше, чем в среднем по России.

Покупательная способность  денежных доходов населения в 2010 г. возросла на 7% по сравнения с покупательной  способностью в 2009 г.

На фоне значительного  роста денежных доходов пропорционально  росли объемы товарооборота и  платных услуг населению. Товарооборот в 2010 г. достиг 98 млрд руб. и вырос в сопоставимых ценах на 33,6% к аналогичному периоду прошлого года по сравнению с 11,3% в среднем по Российской Федерации.

Объем платных услуг  за тот же период составил 30 млрд руб. и увеличился в сопоставимых ценах на 17,3% к уровню соответствующего периода прошлого года, против 6,6% в среднем по Российской Федерации. В 1 полугодии 2010 г. в республике введено451,7 тыс. м2 жилья, что на 31% больше, чем за соответствующий период 2009 г.

Анализируя различные  аспекты конкурентоспособности, особо  следует отметить ключевую роль малого бизнеса в повышении конкурентоспособности  национальных экономик.

Основным способом повышения  конкурентоспособности малого бизнеса  является расширение их партнерства с крупными и средними предприятиями. Ярким примером такого высокоэффективного партнерства является создание и развитие «КИП-МАСТЕР» в г. Набережные Челны. Это предприятие уже в текущем году выходит на 1 млрд руб. производства продукции и займет место в тридцатке крупных республиканских компаний, имеющих объем производства более 1 млрд руб. Причем это предприятие не только обслуживает заказы ОАО «КАМАЗ», но и увеличивает свои поставки в другие регионы страны, привлекая тем самым из них значительные инвестиционные ресурсы для своего развития.

В целом, сегодня коммерциализацию инновационных проектов на малых  предприятиях обеспечивают 14 технопарков, лидером среди которых является инновационно-технологический парк «Идея».

Проведя анализ основных экономических показателей, характеризующих конкурентоспособность экономики и предприятий Республики Татарстан, был расчитан интегральный показатель конкурентоспособности на основании данных 2007 - 2009 гг. и 1-го полугодия 2010 г. Для его расчета использованы общепризнанные международные методики, в основе которых лежат оценки влияния каждого из составляющих на интегральный показатель с учетом весовых коэффициентов. Для достижения программного значения интегрального показателя конкурентоспособности экономики республики до 2015 г. предстоит еще много сделать.12

Информация о работе Оценка конкурентоспособности региона