Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:12, курсовая работа
В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства. За рубежом проблематика конкурентоспособности занимает одно из центральных мест в экономическом анализе различных видов хозяйственной деятельности различных субъектов. Прежде всего это связано с объективным ростом международной и внутренней конкуренции в течение нескольких последних десятилетий.
Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, оставляя его «стержень». В принципе низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества — это конкурентный или высококонкурентный товар. Имеющиеся на практике исключения в этом отношении лишь подтверждают общие положения. Центральное место, занимаемое качеством и конкурентоспособностью в товарной и в целом в рыночной политике, определяет их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.
В силу этого
проблемы качества и конкурентоспособности
в маркетинге носят не текущий, тактический,
а долговременный, стратегический характер.
Отсюда и долгосрочное прогнозирование
объема и характера потребностей,
перспективного технического уровня и
качества продукции нацелено на: выявление
возможных требований к ассортименту
и качеству изделий на перспективный
период их производства и потребления;
определение научно-
Высокое
качество и конкурентоспособность
продукции обеспечиваются всей системой
маркетинга — от конструирования, опытного
и серийного производства до сбыта
и сервиса эксплуатируемых
В условиях
перехода Беларуси к открытой рыночной
экономике борьба за потребителя
на внутреннем и внешнем рынках требует
создания и производства действительно
конкурентоспособных товаров. В
этой связи возникает проблема поиска
экономически рациональных уровней
конкурентоспособности товаров
и затрат на их достижение. Все это
повышает роль управления в целенаправленном
воздействии на качество, а через
него — на конкурентоспособность
продукции. В этом отношении положительный
опыт управления качеством на фирменном
уровне и добились в этом отношении
впечатляющих успехов. Однако, как показала
отечественная и мировая
В условиях
конкурентного рынка
Таким образом, уже сам по себе рыночный фактор служит действенным средством, заставляющим производить товары требуемого в конкретный момент уровня качества, а, следовательно, конкурентоспособные. На практике доказано, что нет и не может быть «абсолютной» конкурентоспособности или неконкурентоспособности: оба эти понятия связаны с рынком и временем, а также разнообразными факторами, влияющими на рынок.
Обеспечение
конкурентоспособности
Отправной момент оценки конкурентоспособности любого товара — формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий.
После выбора продуктов, по которым будет проводиться анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.
По группам параметров (технических и экономических) проводится сравнение для выяснения, насколько параметры близки к соответствующему параметру потребности.
В группу технических параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, входят: параметры назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры. Параметры назначения характеризуют области применения продукции и функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью использования продукции в конкретных условиях потребления. Параметры назначения подразделяются на классификационные (например, пассажировместимость для средств транспорта), технической эффективности (например, производительность станка) и конструктивные (характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке изделия).
Эргономические параметры показывают продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении.
Эстетические
параметры характеризуют
Нормативные
параметры отражают свойства продукции,
которые регламентируются обязательными
нормами, стандартами и
Номенклатура экономических параметров, применяемых при оценке конкурентоспособности, характеризуется структурой полных затрат потребителя (цены потребления) по приобретению и потреблению продукции, которая определяется ее свойствами, а также условиями приобретения и использования на конкретном рынке.
Полные затраты потребителя включают единовременные и текущие затраты. Выбор базы сравнения производимой и требуемой рынком продукции включает:
На основе изучения потребностей потенциальных покупателей определяется номенклатура параметров, которыми пользуется производитель при оценке продукции на рынке, а также величины этих параметров, требуемых потребителю, и весомость каждого в общем наборе.
В случае
невозможности определения базы
для сравнения может
Таким образом,
конкурентоспособность
При оценке
конкурентоспособности могут
Один из вариантов оценочной оценки — использование графиков средней величины экономических параметров изделия в зависимости от его основного технического параметра или полезного эффекта. Эти графики могут быть построены путем осреднения полных затрат для отдельных моделей, отличающихся техническими параметрами (например, грузоподъемностью, производительностью и пр.). Указанный средний уровень полных удельных затрат может рассматриваться как база для оценки конкурентоспособности продукции, которая предлагается покупателям на данном рынке.
Сопоставление продукции ведется по таблице сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:
Заключение
дополняется выводами о преимуществах
и недостатках оцениваемой
Конкуренция
в сельском хозяйстве формируется
одновременно по двум направлениям: между
хозяйствами с различными формами
собственности и хозяйствования
и между всеми
Особое
влияние на формирование конкуренции
в сельском хозяйстве оказывает
взаимоотношения между