Оценка конкурентоспособности товаров (услуг), используемых в АПК и разработка стратегии их маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства. За рубежом проблематика конкурентоспособности занимает одно из центральных мест в экономическом анализе различных видов хозяйственной деятельности различных субъектов. Прежде всего это связано с объективным ростом международной и внутренней конкуренции в течение нескольких последних десятилетий.

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 50.51 Кб (Скачать файл)

 

Качество  выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, оставляя его «стержень». В принципе низкокачественный  товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества — это конкурентный или  высококонкурентный товар. Имеющиеся на практике исключения в этом отношении лишь подтверждают общие положения.  Центральное место, занимаемое качеством и конкурентоспособностью в товарной и в целом в рыночной политике, определяет их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.

В силу этого  проблемы качества и конкурентоспособности  в маркетинге носят не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер. Отсюда и долгосрочное прогнозирование  объема и характера потребностей, перспективного технического уровня и  качества продукции нацелено на: выявление  возможных требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный  период их производства и потребления; определение научно-технических  и экономических возможностей удовлетворения требований потребителя; установление ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов  продукции.

Высокое качество и конкурентоспособность  продукции обеспечиваются всей системой маркетинга — от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта  и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание.

В условиях перехода Беларуси к открытой рыночной экономике борьба за потребителя  на внутреннем и внешнем рынках требует  создания и производства действительно  конкурентоспособных товаров. В  этой связи возникает проблема поиска экономически рациональных уровней  конкурентоспособности товаров  и затрат на их достижение. Все это  повышает роль управления в целенаправленном воздействии на качество, а через  него — на конкурентоспособность  продукции. В этом отношении положительный  опыт управления качеством на фирменном  уровне и добились в этом отношении  впечатляющих успехов. Однако, как показала отечественная и мировая практика, взятые сами по себе, ни управление качеством, ни введение всеобъемлющего тотального контроля качества, осуществляемого  государственными органами и предприятиями, не могут кардинально решить эту  проблему, если они не считаются  с рыночным контролем.

В условиях конкурентного рынка деятельность любой хозяйственной единицы  обязательно проходит двойной контроль. Внешний контроль производится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Беспристрастную  оценку этой деятельности дает, в конечном счете, покупатель (потребитель). Конкуренция — самый эффектный и дешевый метод экономического контроля, который не имеет себе равных. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия обеспечения покупателей товарами нужного качества, причем в нужный срок. Это важная динамичная сила, постоянно толкающая производителя на сокращение издержек производства и снижение цен, увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение качества продукции.

Таким образом, уже сам по себе рыночный фактор служит действенным средством, заставляющим производить товары требуемого в  конкретный момент уровня качества, а, следовательно, конкурентоспособные. На практике доказано, что нет и не может быть «абсолютной» конкурентоспособности или неконкурентоспособности: оба эти понятия связаны с рынком и временем, а также разнообразными факторами, влияющими на рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оценка конкурентоспособности товаров 

 

Обеспечение конкурентоспособности продукции  на требуемом уровне предполагает необходимость  ее количественной оценки. Без такой  оценки конкурентоспособности все  предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара) на должном уровне останутся благим пожеланием.

Отправной момент оценки конкурентоспособности  любого товара — формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном  на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем  законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для  оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий.

После выбора продуктов, по которым будет проводиться  анализ, на основе изучения рынка и  требований покупателей определяется номенклатура параметров, участвующих  в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует  потребитель, выбирая товар.

По группам  параметров (технических и экономических) проводится сравнение для выяснения, насколько параметры близки к  соответствующему параметру потребности.

В группу технических параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, входят: параметры назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры. Параметры назначения характеризуют  области применения продукции и  функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью использования продукции в конкретных условиях потребления. Параметры назначения подразделяются на классификационные (например, пассажировместимость для средств транспорта), технической эффективности (например, производительность станка) и конструктивные (характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке изделия).

Эргономические  параметры показывают продукцию  с точки зрения ее соответствия свойствам  человеческого организма при  выполнении трудовых операций или потреблении.

Эстетические  параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного  вида. Эти параметры моделируют внешнее  восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя  наиболее важными.

Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными  нормами, стандартами и законодательством  на рынке, где эту продукцию предполагается продавать.

Номенклатура  экономических параметров, применяемых  при оценке конкурентоспособности, характеризуется структурой полных затрат потребителя (цены потребления) по приобретению и потреблению продукции, которая определяется ее свойствами, а также условиями приобретения и использования на конкретном рынке.

Полные  затраты потребителя включают единовременные и текущие затраты. Выбор базы сравнения производимой и требуемой  рынком продукции включает:

  • установление цели оценки конкурентоспособности продукции и выбор предполагаемых рынков сбыта;
  • анализ состояния рынка, объемов, структуры и факторов спроса и предложения, перспектив их изменения на соответствующий период оценки конкурентоспособности;
  • выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции.

На основе изучения потребностей потенциальных  покупателей определяется номенклатура параметров, которыми пользуется производитель  при оценке продукции на рынке, а  также величины этих параметров, требуемых  потребителю, и весомость каждого  в общем наборе.

В случае невозможности определения базы для сравнения может использоваться косвенный метод оценки конкурентоспособности  с помощью образца, особенно если оценивается продукция известного класса, и на рынке существуют ее аналоги. Товар-образец моделирует потребность и позволяет сравнить его параметры с параметрами  продукции, подлежащей оценке.

Таким образом, конкурентоспособность оценивается  путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю, или с  параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения. Сравнение  производится по группам технических  и экономических параметров.

При оценке конкурентоспособности могут применяться  дифференциальный, комплексный и  смешанный методы. При ограниченных возможностях получения необходимой  информации для оценки конкурентоспособности, трудностях подбора образца-аналога  могут применяться упрощенные методы.

Один  из вариантов оценочной оценки —  использование графиков средней  величины экономических параметров изделия в зависимости от его  основного технического параметра  или полезного эффекта. Эти графики  могут быть построены путем осреднения полных затрат для отдельных моделей, отличающихся техническими параметрами (например, грузоподъемностью, производительностью и пр.). Указанный средний уровень полных удельных затрат может рассматриваться как база для оценки конкурентоспособности продукции, которая предлагается покупателям на данном рынке.

Сопоставление продукции ведется по таблице  сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:

  • продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
  • продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;
  • продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе изделий на данном рынке.

Заключение  дополняется выводами о преимуществах  и недостатках оцениваемой продукции  по сравнению с аналогами, а также  предложениями о мерах, которые  должны быть приняты для улучшения  положения ее на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конкуренция в сельскохозяйственном производстве.

 

Конкуренция в сельском хозяйстве формируется  одновременно по двум направлениям: между  хозяйствами с различными формами  собственности и хозяйствования и между всеми товаропроизводителями  за наиболее выгодные экономические  условия деятельности и финансовые результаты. Конкуренция между хозяйствами  с различными формами собственности  пока проявляется незначительно. Доля крестьянских хозяйств в производстве зерна в 2002 г. Была равна всего  лишь7,5 %, сахарной свеклы-3,9%,продукции  животноводства-0,2-0,5%. Сегодня наиболее существенную конкуренцию коллективным сельскохозяйственным предприятиям составляют личные подсобные хозяйства населения ,которые в 2002 г. произвели 99,8 % картофеля,96,1 %овощей,50 % молока и 54% мяса. Увеличение земельных наделов и рост поголовья скота способствует превращению их в товарные хозяйства, но пока в конкурентной борьбе за рынки сбыта их место не значительно. Повышению конкурентоспособности сельскохозяйственного производства региона будут способствовать интеграция сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, создание инфраструктуры рынка продукции (хранилища, холодильные хозяйства, транспортное обслуживание); совершенствование региональной структуры производства (в том числе определение оптимальных зон и концентрации производства сахарной свеклы, подсолнечника, мяса, молока для удовлетворения потребностей области); государственная поддержка развития социальной сферы на селе.

Особое  влияние на формирование конкуренции  в сельском хозяйстве оказывает  взаимоотношения между хозяйствами-производителями  сельскохозяйственной продукции и  предприятиями переработки. Конкуренция  между ними проявляется на рынке  сбыта продукции, в установлении цены на продукцию сельского хозяйства, которая для перерабатывающего предприятия является сырьем. Судить об этом можно по величине доли закупочной цены в розничной цене продукта. По всем видам сельскохозяйственной продукции, кроме мяса, доля цены продаж в розничной цене не превышает 40%. Доля цены зерна пшеницы в цене муки составляла в 2000-2001 г.35 %,а в 2002 г.- 19,4 %.Доля цены зерна в розничной цене хлеба из пшеничной муки в 2002 г. снизилась до 9 %.Доля цены сельскохозяйственных предприятий в розничных ценах на мясо составляла 25-33%, что обусловило убыточность его производства. Доля закупочной цены молока в розничной цене в 2002 г. составляла 33%.Конечно такой уровень цен на сельскохозяйственную продукцию не позволяет сельскохозяйственным предприятиям окупать затраты на ее производство, и они вынуждены его сокращать, особенно производство продукции животноводства.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности товаров (услуг), используемых в АПК и разработка стратегии их маркетинга