Оценка конкурентоспособности товаров (услуг), используемых в АПК и разработка стратегии их маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства. За рубежом проблематика конкурентоспособности занимает одно из центральных мест в экономическом анализе различных видов хозяйственной деятельности различных субъектов. Прежде всего это связано с объективным ростом международной и внутренней конкуренции в течение нескольких последних десятилетий.

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 50.51 Кб (Скачать файл)

Такие условия  не способствуют повышению конкурентоспособности  сельскохозяйственных предприятий, так  как они негативно сказываются  на развитии производства.

 

  1. Меры повышения конкурентоспособности.

 

Ситуация, сложившаяся в настоящее время  в агропромышленном производстве, требует  выработки четких мер, направленных на повышение его конкурентоспособности, включая демонополизацию промышленных перерабатывающих предприятий. Среди  этих мер особую актуальность приобретают  задачи, связанные с созданием  и функционированием многоукладной  экономики, ориентированной на рынок  коллективных и частных производителей с развитой сетью кооперации и  агросервиса. В отношении ценового регулирования и государственной финансовой поддержки аграрного сектора производства основным принципом должен быть аграрный протекционизм, обеспечивающий эквивалентность товарного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, конкурентоспособность национальных производителей на мировом рынке и социальную защиту работников сельского хозяйства. В настоящее время такого эквивалентного обмена нет, цены на продукцию сельского хозяйства низкие и темпы их роста значительно отстают от темпов роста цен на промышленную продукцию и услуги. Значительно ниже мировых и средние цены реализации сельхозпродукции. Так, цена реализации зерна составляет не больше 35 % от мирового уровня, цены реализации скота не достигают и 40 % от мировых цен. Конечно уровень себестоимости продукции животноводства не позволяет отечественным предприятиям кон курировать на мировом рынке, но производство зерна вполне конкурентоспособно. При осуществлении ценовой политики в АПК в ближайшее время необходимо обеспечить государственную поддержку сельхозпроизводства, сохранить и увеличить дотации. Но вместе с тем требуют серьезного реформирования формы и методы контроля за ценами. Нам представляется, что система цен в АПК должна состоять из различных их видов:

• Свободные  цены, которые складываются под воздействием спроса и предложения на рынках;

  • Гарантированные цены, которые поддерживают государство с 
    помощью установления приемлемого уровня цен или дотаций;
  • Залоговые цены, по которым осуществляются залоговые операции и 
    оплачивается продукция по залогу.

Гарантированные и залоговые цены должны быть известны заранее и контролироваться в  зависимости от роста цен на материально-технические  ресурсы и услуги для села.

Цены  должны оказывать влияние на формирование региональной структуры сельхозпроизводства, способствовать формированию межрегионального обмена продукцией. Государственное  регулирование аграрных рынков и  рыночных цен может осуществляться в формах государственных закупок  сельхозпродукции и продовольствия или государственных залоговых  операций в соответствии с федеральными и региональными программами. Оно  может установить фиксированные  минимальные гарантированные цены, залоговые ставки и целевые цены для государственных закупок, залоговых  операций и распродажи продукции. Государство  способно поддерживать рыночные цены методами товарных интервенций (закупок  и распродаж) на свободных товарных рынках, регулировать импорт и экспорт  сельскохозяйственной продукции и  продовольствия. Для сбалансированности цен в АПК следует предусматривать  совершенствование экономического механизма взаимоотношений непосредственных сельскохозяйственных товаропроизводителей с заготовителями, перерабатывающими  предприятиями торговлей путем  перехода от неэффективных форм контроля за уровнем рентабельности в перерабатывающей промышленности к введению и поддержанию паритетных коэффициентов соотношения цен на сырье и конечную продукцию в перерабатывающих отраслях.

Для таможенной защиты внутренних регулируемых свободных  цен на с.-х. продукцию нужно создать  систему ценового регулирования  внешнеэкономической деятельности. Она должна включать взимание пошлин и компенсационных сборов, установление пороговых цен и защитных обменных курсов при пересечении границ страны. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей может осуществляться в форме  субсидирования, льготного кредитования, налогового и инвестиционного стимулирования. Финансовую поддержку агропромышленного  комплекса следует осуществлять по следующим направлениям:

  • Путем компенсации части затрат на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, удобрения при производстве отдельных видов с.-х. продукции;
  • Создание специальных государственных фондов финансовой поддержки сельского хозяйства, обладающих источниками формирования и целевым характером использования;
  • Выделение дотации при поддержке племенного дела в животноводстве и птицеводстве, ведения элитного семеноводства, производства гибридных семян кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы;
  • Субсидирование за счет средств республиканского бюджета части кредитов, используемых товаропроизводителями на приобретение высокопроизводительных машин и оборудования, введение эффективных технологий;
  • Оказание финансовой помощи в становлении и развитии крестьянских хозяйств.

Кредитная политика государства в агропромышленном комплексе должна быть направлена на обеспечение его приоритета в  экономической структуре всего  народного хозяйства и направлена на стимулирование производства. Льготные кредиты при этом следует предоставлять  под специальные инвестиционные программы при условии их выполнения, а также в целях поддержки новых предпринимательских форм хозяйства. При этом следует жестко контролировать деятельность посреднических структур. Важно обеспечить выделение кредитных ресурсов, доступных селянам, для покрытия сезонного недостатка собственных средств, а также для осуществления инвестиций в объекты общегосударственного значения. Этот подход мог бы включить следующие направления:

  1. открытие специальной кредитной линии с оформлением залоговых операций под будущий урожай;
  2. предоставление инвестиционных кредитов на строительство производственных объектов сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности;
  3. внедрение ипотечных операций и земельного залога в целях привлечения в сельскохозяйственное производство дополнительного капитала.

Размеры кредитов, процентные ставки, сроки  погашения, меры ответственности за использование кредита и его  возврат должны определяться на договорной основе между производителями и  банками. Предлагается также наряду с укреплением действующей банковской структуры по обслуживанию агропромышленного  комплекса сформировать систему  с.-х. кооперативных банков, в том  числе с государственной поддержкой, включая создание учреждений мелкого  кредита.

Как один из путей преодоления последствий  монополизма в перерабатывающем секторе АПК можно рассматривать  интеграцию хозяйств-производителей продукции  и предприятий по ее переработке. Она позволяет устанавливать  приемлемые цены между промышленностью  и сельским хозяйством, совместно  развивать производство, снижать  затраты, направлять больше средств  на модернизацию сельского хозяйства, повышать производительность труда. Об этом свидетельствует агропромышленных корпораций Белгородской, Курской и  других отраслей Центрально-Черноземного района. Ярким примером такой ассоциации является агропромышленная корпорация «Стойленская Нива» в Белгородской области. В настоящий момент в «Стойленскую Ниву» входят 30 сельхозпредприятий, общая площадь земель которых составляет 200 тыс.га.

Мощности  корпорации представлены заготовительными и мукомольными предприятиями, элеваторами, хлебозаводами, предприятиями мясной и молочной переработки. С августа 2002г. Она осуществляет поставки зерна  в 11 стран мира, в том числе  в СА, Алжир, Испанию, на Кипр, в Германию и Данию, и входит в число 20 крупнейших компаний-экспортеров российского  зерна.

Агропромышленная  корпорация «Стойленская Нива»- одна из немногих российских организаций, стремящихся  внедрить в агропромышленный комплекс самые современные технологии для  того, чтобы производить высококачественную, экологически чистую, конкурентоспособную  продукцию. Политика «Стойленской Нивы»  направлена на сбалансированное развитие производства сельхозпродукции и перерабатывающих мощностей, поэтому 2/3 вложенных средств  направляется на производство, 1/3 -на переработку  сельскохозяйственной продукции. Динамичный рост производства и высокий потенциал  корпорации выступают крепкой основой  для занятия лидирующих позиций  среди сельхозпроизводителей России. Поскольку агропромышленное производство включает в себя различные подкомплексы (зерновой, свекловичный и др.), которые тесно связаны с предприятиями перерабатывающей промышленности, то создание специализированных агропромышленных объединений по производству и переработке с.-х. продукции с контрольным пакетом акций будет способствовать демонополизации перерабатывающей промышленности и повышению конкурентоспособности предприятий. В едином подкомплексе завод будет заинтересован, чтобы каждое с.-х. предприятие производило больше продукции, а хозяйства будут заинтересованы в увеличении выхода готовой продукции, снижении потерь и росте прибыли на перерабатывающем предприятии.

Условием  формирования конкуренции в АПК  является развитие инфраструктуры - производственной, социальной и рыночной. Производственная инфраструктура должна обеспечить сохранность и наращивание производства с.-х. продукции. Для этого требуется улучшить обеспеченность предприятий и фермерских хозяйств техникой, производственными помещениями, энергетическими мощностями, газом ,дорогами.

Развитие  инфраструктуры в агропромышленном комплексе должно осуществляться за счет расширения фирменной торговли. Необходимо формировать региональные продовольственные оптовые рынки  по основной сельскохозяйственной продукции  и продуктов ее переработки. Для  этого нужны товарные биржи сельскохозяйственного  сырья, обеспечение сельхозпроизводителей  беспрепятственным входом на рынок, со здание альтернативных рыночных каналов  реализации продукции. Для развития рыночной инфраструктуры требуется  подготовка кадров, владеющих практикой  маркетинга, создание автоматизированных информационных систем. Осуществлении предложенных мер может обеспечить более высокую конкурентоспособность сельскохозяйственного производства региона, что в конечном итоге будет способствовать повышению его эффективности и устойчивости.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Проблемы  повышения конкурентоспособности  отечественной продукции являются одними из наиболее сложных и актуальных. Необходимо, чтобы они находили свое решение на уровне российских регионов, т.к. именно здесь происходит непосредственное воплощение в жизнь намечаемых проектов. На коротком отрезке времени необходимо предпринять усилия как со стороны исполнительной власти, так и бизнеса, чтобы сельское хозяйство могло обновить устаревшие сельскохозяйственные машины, использовать достижения научно-технического прогресса и перенимать опыт других стран. Наряду с поддержкой отечественных производителей конкурентной продукции, надо совершенствовать рыночную инфраструктуру на товарном и потребительском рынках, устранять негативное воздействие на конкуренцию со стороны монополистов и различного рода посредников. Необходимо упростить доступ производителей сельхозпродукции на потребительский рынок.

Реализация  подобных мер усилит позиции российских предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынке, будет способствовать наращиванию их потенциала по производству конкурентоспособной продукции и насыщении товарного и потребительского рынков качественной отечественной продукцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. АПК: экономика и управление "Повышение конкурентоспособности продукции пищевой промышленности в России",- № 1,2007.
  2. Международный с/х журнал "Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного производства",- № 1,2006.
  3. Проблемы прогнозирования "Оценка конкурентоспособности продукции в условиях современной торговли",- №3,2006.
  4. Экономика отраслей АПК; Под ред. И.А.Минакова.-М.:К олосС,2004.- 464 с.

5. Экономист "Малый и крупный бизнес: тенденции становления и 
специфика функционирования",- № 4, 2001

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Оценка конкурентоспособности товаров (услуг), используемых в АПК и разработка стратегии их маркетинга