Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 01:25, курсовая работа
Долевые значения вологодского ВРЗ по всем пунктам ниже среднеотраслевых 9%, что диктует необходимость использования стратегии сокращения издержек, вплоть до ликвидации предприятия.
Задача курсовой работы для Вологодского ВРЗ заключается в том, чтобы, проанализировав внутреннюю среду предприятия, определить стратегию его развития.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ 4
1.1 Определение объекта управления 4
1.2. Теоретическое обоснование проблем разработки, принятия и реализации стратегического управленческого решения 4
1.3. Характеристика внешней среды 4
1.4. Анализ внутренней среды 4
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИИ И ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
2.1. Определить цель и миссию предприятия 7
2.2 Портфельный анализ. Матричные инструменты 7
2.3 Моделирование производственно-экономического потенциала с помощью математико-статистической модели в соответствии с методикой построения производственных функций 7
2.4 Обоснование эффективности принятого решения по формированию стратегии развития ПЭП предприятия на основе системы целевых показателей 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……16
Одним из наиболее важных направлений использования результатов портфельного анализа является принятие решений о реструктуризации фирмы с целью использования открывающихся возможностей как внутри фирмы, так и вне ее.
Методы портфельного анализа деятельности предприятия были разработаны в 1960-е годы для решения задач стратегического управления на корпоративном уровне и являются одними из немногих специализированных методов стратегического менеджмента. Теоретической базой портфельного анализа является концепция жизненного цикла товара и опытная кривая. При этом портфельный анализ рекомендует, чтобы для целей разработки стратегии каждый продукт компании, ее хозяйственные подразделения рассматривались независимо, что позволяет сравнивать их между собой и с конкурентами.
Основным приемом портфельного анализа является построение двухмерных матриц, с помощью которых бизнес-единицы или продукты могут сравниваться друг с другом по таким критериям, как темпы роста продаж, относительная конкурентная позиция, стадия жизненного цикла, доля рынка, привлекательность отрасли и др. При этом реализуются принципы сегментации рынка (выделения наиболее значимых критериев на основе анализа внешней среды), анализа деятельности предприятия и сопоставления.
Следует отметить, что хоть в разных матрицах используются различные наборы переменных, но это все равно двухмерные матрицы, у которых по одной оси определяется оценка перспектив развития рынка, по другой – оценка конкурентоспособности хозяйственных подразделений предприятия.
Портфельный анализ предназначен для решения следующих проблем:
Существует 2 основные матричные модели:
Начать стоит с матрицы BCG потому, что она является одной из первых моделей портфельного анализа.
Матрица БКГ предполагает, что компания для обеспечения продуктивного прибыльного долгосрочного роста должна генерировать и извлекать денежные средства из успешных бизнесов на зрелых рынках и инвестировать их в быстро растущие привлекательные новые сегменты, укрепляя в них положение своих товаров и услуг для получения в будущем устойчивого уровня дохода.
В основе матрицы лежать две гипотезы:
Рисунок 2.1. Матрица BCG.
Основной задачей модели БКГ является определение приоритетов в развитии ассортиментных единиц компании, определение ключевых направлений для будущих инвестиций. Метод помогает ответить на вопрос «Инвестиции в развитие каких товаров и услуг будут наиболее прибыльными?» и разработать долгосрочные стратегии развития каждой единицы ассортимента.
С помощью матрицы BCG можно проанализировать следующие товары: отдельные направления бизнеса компании, не связанные между собой; отдельные группы товаров, реализуемые компанией на одном рынке; отдельные единицы товаров и услуг в рамках одной группы товаров.
Каждый из квадрантов характеризуется собственными качествами – Рисунок 2.2.
Рисунок 2.2. Описание 4-х квадрантов матрицы BCG.
Идеальный портфель должен состоять из двух видов товаров. Первые обеспечивают деятельность компании, а вторые обеспечивают будущие доходы компании.
Перейдем к матрице General Electric (GE)/McKinsey по-другому также называется матрица «привлекательность отрасли – конкурентоспособность» – это метод портфельного анализа, который используется для разработки стратегий развития ассортимента компании. Модель GE / McKinsey представляет из себя матрицу, состоящую из 9 ячеек для сравнительного анализа стратегических направлений бизнеса компании – Рисунок 2.3.
Рисунок 2.3. Матрица «привлекательность отрасли – конкурентоспособность».
Впервые
модель «привлекательность рынка — конкурентоспособность»
появилась в 1970-х годах и была предложена
корпорацией General Electric и консалтинговой
компанией McKinsey & Со, в связи с чем получила
название «модель GE/McKinsey». К 1980 году модель
«привлекательность-
Главной особенностью модели Маккинси является: использование весовых коэффициентов при построении модели и учет трендов развития отрасли. На практике матрица General Electric (GE) / McKinsey позволяет ответить на следующие вопросы:
В основе матрицы McKinsey/ General Electric (GE) лежит два показателя: привлекательность рынка, на который хочет вступить или на котором уже существует компания; и преимущества в конкуренции или конкурентоспособность товара компании на данном рынке. От силы данных показателей зависит портфельная стратегия компании:
Критерии привлекательности и конкурентоспособности могут быть взяты из анализа внешней среды.
Привлекательность рынка по методу Маккинзи означает:
После того, как матрица General Electric (GE) / McKinsey построена и определено место в матрице для каждого направления бизнеса компании, рекомендуется еще раз оценить долгосрочный потенциал сегментов, оценить риски, которые могут повлиять на прибыльность компании в каждом сегменте.
Потенциал сегмента можно оценить по следующим 7 факторам:
После того, как конкурентоспособность каждой товарной группы компании проанализирована и выявлены привлекательные рыночные ниши, можно переходить к разработке стратегий развития товаров.
2.3.
Моделирование производственно-
Основным целевым критерием эффективности принятого управленческого решения по стратегии развития предприятия является обеспечение развития его производственно-экономического потенциала.
Под производственно-экономическим потенциалом предприятия будем понимать ресурсные возможности предприятия по выпуску продукции (объема выпускаемой продукции), направленной на удовлетворение потребностей национальной экономики страны и отрасли (обеспеченность трудовыми ресурсами, и материальными запасами и основными фондами).
ПФ-1 представляется функцией с постоянными пропорциями в виде:
, где производственно-экономический потенциал или потенциальная производственная мощность объекта или потенциально возможный объем производства; Ф, Т, М – факторы (ресурсы) производства; - усредненные удельные коэффициенты ресурсозатрат по соответствующей подгруппе заводов, необходимых при данном способе производства (нормативные); - параметры производственных функций, определяющие потенциальные производственные мощности субъекта, которые обеспечиваются одним из ресурсов при фиксированном значении двух других:
; ;
- потенциальная производственная мощность, обеспеченная фактором «основные фонды»;
- потенциальная производственная мощность, обеспеченная фактором «трудовые ресурсы»;
- потенциальная производственная мощность, обеспеченная фактором «материальные ресурсы».
Математическая модель производственной функции ПФ-2 имеет вид: , где - производственно-экономический потенциал (объем производства) предприятия;
, где I, II, III, IV- возможные стратегии развития:
I – на основе потенциала ;
II – на основе потенциала ;
III - на основе потенциала ;
IV – на основе фактического потенциала
вектор дисбаланса ресурсов, обеспечивающих j – ый объем производства.
вектор среднеотраслевых удельных коэффициентов ресурсозатрат;
вектор фактического наличия ресурсов производства;
вектор
нормированных по
Математическая модель производственной функции ПФ-2 имеет вид: , где - производственно-экономический потенциал (объем производства) предприятия;
, где I, II, III, IV- возможные стратегии развития:
I – на основе потенциала ;
II – на основе потенциала ;
III - на основе потенциала ;
IV – на основе фактического потенциала
вектор дисбаланса ресурсов, обеспечивающих j – ый объем производства.
вектор
среднеотраслевых удельных
вектор фактического наличия ресурсов производства;
вектор
нормированных по
1. = * = * =278,7;
= * = * =1733,99999;
= * = * =259,400001.
2. = * = * =278,700001;
= * = * =1734;
= * = * =259,400002.
3. = * = * =278,699999;
= * = * =1733,99999;
= * = * =259,4.
4. = * = 470,7* =278,700001;
= * = 470,7* =1734;
= * = 470,7* =259,400002.
Вывод: Наилучшей стратегией является стратегия с наибольшим отклонением в положительную сторону от фактических данных, а если таких стратегий несколько, то выбор стратегии основывается на разнице между отклонением объема производства и итоговым количеством ресурсов. Исходя из полученных данных это должна быть стратегия роста. Но в данном случае при отклонении значений на величину равную 1-10 наиболее актуальной стратегией является стратегия стабильности.