Описание системы управления деятельностью «Обеспечение предприятия материалами и комплектующими изделиями»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 10:12, контрольная работа

Описание работы

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины «менеджмент», «менеджер», быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще, «управление» - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)


Государственное образовательное учреждение Высшего  профессионального образования  «Санкт - Петербургский государственный

инженерно-экономический  университет»

 

Филиал  в г. Анадырь

 

 

 

 

 

К О  Н Т Р О Л Ь Н А Я     Р А Б О Т А 

по  дисциплине: МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

 

 

Студентка Кучерова Елена Николаевна

Форма обучения заочная

Срок  обучения 3 г. 10 мес.

Специальность 080105 "Финансы и кредит"

Группа  № 246

Дата  выполнения  ___________________

 

Подпись ___________________

 

 

 

                                                                        Преподаватель: Паксюткин А.А.

 

 

                                                                         Подпись  ___________________

 

              

 

 

г. Анадырь

2007 г.

Введение

 

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей  стране, термины «менеджмент», «менеджер», быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще, «управление» - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Но прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо ввести понятие «менеджмента». Этот термин произошел от американского management – управление. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на  достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Это понятие более  узкое и применяется лишь к  управлению социально – экономическими процессами на уровне фирмы, действующей  в рыночных условиях, хотя в последнее  время его стали применять  в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Если немного раскрыть определение «менеджмента», то мы увидим, что в него входит:

-   изучение рынка  (спроса, потребления), то есть маркетинг  и прогнозирование;

- производство продукции  с минимальными затратами и  реализация ее с максимальной прибылью;

-   управление персоналом, следовательно знание социологии, психологии, а также анализ информации  и разработка программ для  достижения поставленной цели.

Основная функция менеджмента  – это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме.

 

Описание системы  управления деятельностью «Обеспечение предприятия материалами и комплектующими изделиями» с помощью управленческих функций

 

Управление рассматривается  как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация  и контроль.

 

Рассмотрим на примере  небольшого отдела осуществляющего деятельность по обеспечению предприятия материалами и комплектующими изделиями среднего по размерам предприятия.

    1. Целеполагание.

Первым и, может быть, самым существенным, решением при  планировании будет выбор целей.

Основная общая цель подразделения – четко выраженная причина его существования – обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Чтобы выбрать соответствующую  миссию, мы должны ответить на два вопроса: «Кто наши клиенты?» и «Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?» Клиентом в данном контексте будет любой, кто использует результаты деятельности подразделения. Клиентами подразделения будут те, кто использует его услуги и обеспечивает его ресурсами.

1.2 Организация

1.2.1. Сотрудники:

Начальник подразделения

Квалификационные требования:

Высшее профессиональное (техническое или инженерно –  экономическое) образование и стаж работы по специальности на инженерно  – технических и руководящих  должностях не менее 5 лет.

 

Должностные обязанности:

Руководит работниками  отдела. Организует обеспечение предприятия  материалами и комплектующими изделиями. Руководит составлением заявок на поставку материалов и комплектующих изделий  с необходимыми расчетами и обоснованием. Контролирует условия хранения материалов и комплектующих изделий, правильность их консервации и обеспечение сохранности. Организует ведение учета наличия и движения материалов и комплектующих изделий, проводит инвентаризацию, составляет необходимую отчетность.

Должен знать:

Нормативные и методические материалы по материально – техническому обеспечению предприятия; перспективы технического развития предприятия; номенклатуру необходимых предприятию материалов и комплектующих изделий; технические характеристики; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда.

 

1.2.2. Инженер по материалам  и комплектации изделий

 

Квалификационные требования:

Высшее профессиональное (техническое или инженерно – экономическое) образование и стаж работы в должности не менее 3 лет.

 

Должностные обязанности:

 

Выполняет работы по обеспечению  материалами и комплектующими изделиями; проверяет правильность определения  в заявках подразделений предприятия потребности  в материалах и комплектующих изделиях; разрабатывает графики поставок комплектующих изделий на основе утвержденных сроков; подготавливает проекты договоров с поставщиками; осуществляет контроль за выполнением планов материально – технического обеспечения предприятия; составляет акты, ведет переписку; контролирует правильность количественной и качественной приемки материалов и комплектующих изделий; подготавливает данные, необходимые для составления отчетности. В период отсутствия начальника подразделения, выполняет его функции.

 

 

Организационная структура управления предприятием

 

Одной из важнейших функций  менеджмента является организация. Эту функцию осуществляют менеджеры  независимо от их ранга. Но решения  о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. Руководители более низких рангов лишб помогают им в этом, обеспечивая их необходимой информацией и давая одновременно свои предложения по поводу структуры отдельных подразделений. Задача руководства организации в этом случае заключается в том, чтобы использовать ту структуру, которая наиболее соответствует целям и задачам организации, которая наилучшим образом позволяет взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом удовлетворять потребность клиентов достигать своих целей наиболее эффективно.

Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура  предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управления необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом важно выполнение следующих условий:

- решение одних и  тех же вопросов не должно находиться в ведении разных подразделений;

- все функции управления  должны входить в обязанности  управляющих подразделений;

- на данное подразделение  не должно возлагаться решение  вопросов, которые эффективнее решать  в другом.

Структура управления может изменяться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления. Между отдельными подразделениями могут быть вертикальные и горизонтальные связи.

Вертикальные  связи – это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха.

Горизонтальные  связи – Это связи коопераций равноправных элементов, например связи  между начальниками цехов.

В основу структуры управления положена определенная система. Известны три основные системы управления производством:

- линейная

- функциональная

- смешанная

Линейная – представляет собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Эта система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.

Функциональная – система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления – технические, плановые, финансовые и т.д. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять… В чистом виде эта система используется очень редко.

Наиболее распространена смешанная система, в которой сочетается линейная и функциональная системы. В этом случае решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям.

При очень большом  объеме разнообразных вопросов такая  схема чрезвычайно усложняет работу линейного руководителя. Для ее упрощения по определенным вопросам функциональные подразделения могут непосредственно руководить нижестоящими подразделениями.

Рациональная структура  управления определяется типом предприятия, ее масштабом и характеристиками. На предприятиях могут быть использованы безцеховая, цеховая, корпусная или смешанная структуры управления.

Наиболее простой структурой является безцеховая, при которой производство делится на участки, возглавляемые мастерами. Мастера могут непосредственно подчиняться руководителю предприятия либо старшему мастеру, который подчиняется руководителю предприятия. Эта структура может оказаться целесообразной на мелких и средних промышленных предприятиях.

Основным производственным звеном крупного промышленного предприятия  является цех. При цеховой структуре  управления руководителю предприятия подчиняются начальники цехов. Начальнику цеха подчиняются начальники участков, либо старшие мастера, либо мастера. Старшему мастеру подчиняются мастера. Начальнику участка подчиняются старшие мастера, которым в свою очередь подчиняются мастера.

На особо крупных  предприятиях может использоваться корпусная структура. В этом случае предприятие подразделяется на корпуса, корпуса делятся на цеха а цеха – на участки.

На предприятиях могут  применяться и смешанные структуры  управления. Например, на предприятиях со смешанной структурой могут быть отдельные цеха, а на предприятиях с цеховой структурой – участки, подчиненные непосредственно руководству предприятия.

Экспертным путем установлено, что возможно три варианта количественного  состава сотрудников, подчиненные  одному руководителю:

Пять – семь человек, если подчиненные выполняют различные функции;

Восемь – двадцать человек, если подчиненные выполняют  сходные функции;

Двадцать один – пятьдесят  человек, если подчиненные выполняют  одинаковые функции.

 

Директор предприятия  и управленческие

службы, находящиеся в его подчинении

 

Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность прерии государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

Главный инженер  руководит работой технических служб предприятия, несет ответственность за выполнение плана, выпуск высококачественной продукции, использование новейшей техники и технологии. Главный инженер возглавляет производственно - технический совет предприятия, являющийся совещательным органом. Ему подчиняются отделы:

Информация о работе Описание системы управления деятельностью «Обеспечение предприятия материалами и комплектующими изделиями»