Определение и объяснение сущности концепции Шести сигма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 23:05, лекция

Описание работы

Шесть сигма — это статистическая концепция измерения процесса в параметрах числа дефектов. Достижение уровня Шести сигма означает, что в ходе анализируемого процесса появляется только 3,4 дефекта на миллион возможных; другими словами, работа осуществляется почти безупречно. Сигма (собственно название латинской буквы) — это статистический термин, параметр измерения, который также называют среднеквадратическим (стандартным) отклонением. Когда эта буква используется в бизнесе, она указывает число дефектов (брака) на выходе процесса и помогает понять, насколько данный процесс отличается от совершенного.
Сигма — термин, используемый в статистике для представления среднеквадратического (его также называют стандартным) отклонения, индикатор степени отклонений ряда измерений или результатов процесса.

Файлы: 1 файл

бизенспроцессы.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)
  • профессиональные навыки бизнеса;
  • концептуальные навыки (например, возможность принимать решения и решать проблемы);
  • навыки общения;
  • личные качества (энтузиазм и постоянство).

Перечисленные качества составляют типичный набор для западного лидера. Таким образом, изменения в организации должны начинаться с изменения самих руководителей. Борьба стилей управления, авторитарного и демократического, ведется достаточно остро, и можно с уверенностью отмечать, что, особенно с приходом молодых руководителей, демократические ценности берут верх, доказывая свою большую эффективность.

3. Обучение менеджеров. Руководители и менеджеры российских предприятий за последние 10-15 лет активно включились в образовательный процесс с целью получить теоретическую подготовку в сфере экономики и управления. На возросший спрос на экономические знания сфера образования ответила появлением новых образовательных программ. Экономических факультеты появились почти в каждом государственном вузе России, практически все частные вузы также готовят специалистов для бизнеса. Эффективным инструментом в деле обучения менеджеров для российской экономики является "Программа переподготовки управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации", широко известная как "Президентская программа".

Задачи, которые призвана решать программа, следующие:

  • подготовка руководителей со знанием современных подходов к управлению, способных эффективно работать в рыночных условиях;
  • содействие модернизации экономики и процессам реструктуризации российских предприятий; развитию предпринимательства, малых и средних предприятий;
  • содействие интеграции России в мировую экономику, создание условий для развития сотрудничества между российскими и зарубежными компаниями.

Руководители проходят 500-600 часовую подготовку по специальностям: "Менеджмент", "Маркетинг", "Финансы и кредит", а также совершенствуют знания иностранного языка. В реализации российского этапа подготовки принимают участие более 2500 преподавателей из 86 образовательных учреждений и бизнес-школ [18].

После завершения подготовки в России участникам Программы предоставляется  возможность прохождения стажировки на профильных зарубежных предприятиях продолжительностью от 3 недель до 3-4 месяцев. В организации и проведении зарубежных стажировок принимают участие 12 стран и Программа Европейского союза TACIS. За 7 лет существования программы более 7136 человек прошли обучение за рубежом [18].

По мнению выпускников, а многие из них имеют первое образование, не связанное с экономикой, программа  восполняет пробелы в теоретической  подготовке по экономике и менеджменту, а зарубежные стажировки, дают действительно полезный практический опыт. Первое знакомство с принципами TQM и современными инструментами совершенствования многие руководители и менеджеры получают именно на "Президентской программе". Опрос более 20000 специалистов по итогам обучения позволил получить следующие результаты, приведенные в табл. 1 [18].

Таблица 1

Приобрели новый опыт и знания

96,9%

Установили новые деловые контакты

72,7%

Реализовали разработанные в процессе подготовки проекты 

60,0%

Уточнили и адаптировали план развития предприятия/подразделения

57,9%

Создали собственное предприятие 

8,0%

Повышена заработная плата 

43,6%

Получили предложения о работе от других российских и зарубежных фирм

36,0%

Получили предложения о работе от органов государственной власти

9,0%

Перешли на работу в другую организацию 

17,3%

Нетрудоустроены

1,3%


4. Государственная политика. Повышение культуры качества и эффективности работы компаний благотворно отражается на экономике страны. Укоренение философии качества в бизнес-сообществе является сегодня оной из важных задач государства. В США качество стало государственной политикой с 1987 года, когда с целью вернуть утраченное лидерство американских продуктов и услуг на внутреннем и мировом рынках Конгрессом Соединенных Штатов была учреждена Национальная премия качества Малколма Болдриджа. Критерии Болдриджа помогли американской экономике выйти из кризиса, а компаниям США привить философию качества - со дня вручения первой премии в 1988 году разошлось более 2 млн. копий "Руководства" по применению критериев Болдриджа, и это без учета книг, описывающих модель и электронных версий, которые распространяются через интернет-сайт конкурса [19].

Российская премия качества учреждена  Правительством РФ. Председатель Совета по присуждению премии Борис Алешин, призывая российские компании принять  участие в конкурсе 2004 года, оценивает значимость национальной премии качества для развития экономики страны следующим образом: "Премии в области качества призваны стать одним из действенных рычагов повышения конкурентоспособности российской экономики. Поощрить российские организации, которые работают и развиваются с учетом принципов, используемых в своей деятельности лидерами мировой экономики, распространить их опыт среди большинства отечественных предприятий - главная цель премий" [20]. Потенциал премии велик и сегодня практически не реализован, т.к. Российская премия качества позиционируется как конкурс, а модель премии пока не стала моделью совершенствования, как модель EFQM для европейских организаций. Для этого государству необходимо активизировать деятельность по распространению идей улучшения качества и непрерывного совершенствования, включая следующие направления:

  • позиционировать Российскую премию качества как эффективный инструмент для самооценки;
  • создавать инфраструктуру совершенствования, взяв за основу опыт EFQM, вовлекая предприятия в обмен опытом и лучшими бизнес-решениями;
  • разработать интернет-ресурс для он-лайн совершенствования компаний (по примеру Excellence One, E-Baldridge, BPIR.com).

Макроэкономический эффект станет белее очевиден, когда (1) на одном  языке будут говорить большинство  компаний, (2) консультационные фирмы  пополнят свой арсенал услуг оценкой  организации по критериям Российской премии качества, (3) современные методы совершенствования будут известны и доступны не только крупным компаниям, но и предприятиям малого и среднего бизнеса.

5. Психология потребителей. Потребитель является движущей силой процесса совершенствования в бизнесе, предъявляя все новые требования к качеству продуктов и услуг. Российский потребитель сегодня не может в полной степени играть эту роль. Невысокий уровень доходов большинства населения определяет цену решающим фактором при выборе товара. Качество же является важным, но все же не всегда решающим аргументом. Когда спрос на качество возобладает, производитель, по законам рынка, должен будет его предоставить, иначе не выжить в конкурентной борьбе. Стабильность экономики и рост доходов россиян можно рассматривать как залог развития бизнеса России, поступенчатого, эволюционного, в соответствии с требованиями рынка. Культура качества может сформироваться только под воздействием потребителей. Потребители же, в свою очередь, сами должны впитать эту культуру.

Кроме того, все еще силен стереотип, что качественными могут быть только западные товары [21], российские же продукты и услуги заведомо не обладают нужными потребительскими свойствами. Такое мнение российских покупателей укоренилось с советских времен и по сегодняшний день подтверждается многочисленными фактами. Бизнесу России предстоит доказать свою состоятельность в глазах потребителей. Это важно начинать делать уже сейчас, т.к. при вступлении в ВТО давление со стороны иностранных конкурентов может возрасти в разы, и развиваться в такой ситуации будет гораздо труднее. Поэтому те компании, которые начали процесс совершенствования, основанный на управлении качеством, уже имеют преимущества перед конкурентами в борьбе за потребителя и более других чувствуют уверенность в завтрашнем дне.

Заключение

Внедрение TQM в России, как и любые  перемены, связанные с переходом  к рыночной системе хозяйствования, сопровождаются рядом барьеров, одни из которых -наследство советского прошлого, другие - объективная реальность настоящего.

Успех и реализация потенциала российского  бизнеса в первую очередь зависит  от адекватного восприятия происходящего  всеми участниками процесса. Каждый из них, не питая иллюзий, обязан профессионально выполнять свою роль:

  • потребители - защищать и отстаивать свои интересы;
  • компании - удовлетворять требования и пожелания потребителей;
  • наука - формировать научную и методологическую базу для адаптации философии качества;
  • образование - готовить грамотных специалистов для осуществления преобразований;
  • государство - устанавливать вектор развития и способствовать формированию культуры качества в политике, в экономике, в социальной сфере.

Рынок, в свою очередь, являясь макроэкономическим регулятором и индикатором, обеспечит эволюционное развитие процесса внедрения TQM в России, динамика же этого процесса зависит от эффективности деятельности каждого из его участников.


Информация о работе Определение и объяснение сущности концепции Шести сигма