Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:09, практическая работа
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими. Характерно, что до начала ХХ века практически никто не задумывался о системном управлении организацией. В первую очередь людей интересовали меркантильные интересы, а не проблемы развития и успешного функционирования организации.
Введение…………………………………………………………………....3
1. Определение менеджмента и его задачи………………………………4
2. Основные научные положения каждого из трёх подходов к управлению………………………………………………………………………..6
3. Характеристика подходов……………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………..14
Выводы на будущее………………………………………………………17
Список используемой литературы………………………………………22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Определение
менеджмента и его задачи………………
2. Основные научные
положения каждого из трёх
подходов к управлению………………………
3. Характеристика подходов……………………………………………..12
Заключение……………………………………………………
Выводы на будущее………………………………………………………17
Список используемой литературы………………………………………22
Введение
Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими. Характерно, что до начала ХХ века практически никто не задумывался о системном управлении организацией. В первую очередь людей интересовали меркантильные интересы, а не проблемы развития и успешного функционирования организации. Ряд объективных и субъективных факторов способствовали появлению и оформлению науки об управлении как области научных исследований (например: преимущество техники; потребности большого бизнеса; эффективные способы работы). Но развитие науки об управлении не было последовательным, скорее концентрическим: по мере развития различных областей знаний выявлялись все новые факторы, влияющие на успех в деятельности организации. Кроме того, в ХХ веке чрезвычайно быстро менялся и сам мир. Научно-техническая революция, активизация правительств в вопросах влияния на бизнес и многое другое заставило обратить активное внимание на внешние факторы в управлении.
Что же такое управление? Современные словари утверждают, что управление - это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
Человечество выработало всего лишь три принципиально различных инструмента управления:
-иерархия - организация, где основным средством воздействия являются отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ;
-рынок - сеть равнонаправленных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции, услуг, на отношениях собственности, на равноправии интересов продавца и покупателя;
-культура - вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Ни один из указанных механизмов не существует автономно. Все они переплетаются между собой при абсолютном доминировании иерархии или рынка.
До настоящего времени еще не возникло управления, основанного преимущественно на культуре, хотя и рынку, и иерархии способствуют свои, почти полярные по характеру, культуры. Этим и определяется введение в современный русский язык, наряду с термином «управление», нового - «менеджмент».
1. Определение менеджмента и его задачи
В самом первом приближении менеджмент можно определить как совокупность принципов, методов, средств и норм управления предприятием в условиях рыночных отношений. Таким образом, менеджмент - это тоже управление, но управление в условиях и на основе такого инструмента, как рынок. Целью менеджмента является повышение эффективности производства и увеличение на этой основе прибыли. По-существу, менеджмент характеризуется совершенно иным, отличным от прежнего периода развития нашего государства стилем хозяйственной деятельности, системой распределения интересов и прав принятия решений между различными участниками процесса, нововведений, децентрализацией, сосредоточением инициативы и ответственности на средних и нижних эшелонах управления. Отличительной чертой менеджмента является комплексность.
Таким образом, менеджмент - самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение успеха в любой отрасли деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Современный менеджер обязан обладать административными навыками: уметь планировать работу и мобилизовать сотрудников на ее выполнение. Но менеджмент не может быть сведен только к системе непосредственного управления коллективом. Он предполагает создание максимально благоприятной социально-психологической среды для развития его творчества и инициативы. Можно выделить основные виды мероприятий, проводимых в рамках менеджмента:
-определение целей и задач;
-установление методов и способов осуществления этих целей;
-выполнение управленческих решений;
-подготовка и переподготовка персонала;
-контроль за реализацией решений;
-соответствующая корректировка решений;
В ХХ веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды.
Менеджмент - это не просто наука, освоив которую можно однозначно и неуклонно достигать целей, поставленных перед руководимой организацией. Менеджмент - это синтез науки, искусства и опыта; это самостоятельная междисциплинарная отрасль знаний, требующая вдумчивого освоения; это «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», управленческое искусство. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, а эволюция управления в ХХI веке как раз и состоит в использовании этих достижений в решении главной проблемы - как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.
2. Основные научные положения каждого из трех подходов к управлению
С точки зрения методологии менеджмента различают 3 основных подхода в развитии теории и практики менеджмента, каждый из которых связан с предыдущим, формировался на его основе и существенно дополнял его: процессный, системный и ситуационный.
Процессный подход был впервые предложен школой административного менеджмента, пытавшейся описать основные функции менеджера, и достаточно широко применим в настоящее время. Но если представители административной школы рассматривали эти функции как независимые, то в процессном подходе они тесно взаимосвязаны.
Управление - это процесс, серия непрерывно взаимосвязанных действий, каждое из которых - тоже процесс. Эти действия называют управленческими функциями. Анри Файоль - первоначальный разработчик этой концепции - считал, что существует 5 исходных функций. Другие авторы разработали иные перечни функций управления. Из современной литературы можно выделить следующие: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решения, подбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок.
Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство при этом рассматривается как самостоятельная деятельность.
Планирование предполагает решение задач: какими должны быть цели организации и, что должны делать ее сотрудники для их достижения. Эта функция отвечает на три основных вопроса:
Где мы находимся в настоящее время? Необходимо оценить силу и слабость в таких областях как финансы, маркетинг, производство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, трудовые ресурсы для определения - чего же может достичь организация.
Куда мы хотим двигаться? Это оценка возможностей и угроз со стороны окружающей среды, конкурентов, клиентов, нормативно-правовых актов, политических и экономических условий и т.д. На этой основе руководство определяет цели организации и возможные проблемы.
Как собираемся это сделать? В общих чертах и конкретно - что должны делать сотрудники для достижения целей организации.
Итак, планирование - это один из способов обеспечения единства усилий сотрудников при достижении общих целей организации. При достижении поставленной цели обязательно новое планирование. Следовательно, это процесс непрерывный. Кроме того, неопределенность будущего заставляет постоянно конкретизировать имеющиеся планы.
Организация. Организовать - значит создать некоторую структуру; определить, кто именно будет выполнять каждое конкретное задание; подобрать людей и делегировать им определенные полномочия; принять ответственность на себя.
Мотивация. Прекрасный план не будет выполнен, если кто-то не выполняет фактическую работу в организации. Задача функции мотивации в том, чтобы сотрудники выполняли делегированные им обязанности в соответствии с планом. Мотивация была всегда, и считалось, что это просто: больше работаешь - больше получаешь (награды и взыскания). Но чисто экономические методы не всегда состоятельны. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действию, является результатом сложной совокупности потребностей, которые к тому же часто меняются. Для эффективной мотивации своих работников руководителю (менеджменту) следует определить их истинные потребности и обеспечить способ удовлетворения их через хорошую работу.
Контроль. Планирование осуществляется и на один день, и на год, и на более длительные сроки. За это время многое может измениться и поставить под угрозу достижение целей, а иногда и выживаемость организации. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Существуют три основных аспекта управленческого контроля:
-установление стандартов - точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени в соответствии с разработанными планами;
-измерение и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;
-действие для коррекции отклонений от плана - может быть даже пересмотр целей.
Связующими процессами служат: принятие решений и коммуникация.
Работа менеджера носит в основном интеллектуальный характер. Руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации возможных действий для нахождения единственно правильного. Для четкой работы организации руководитель обязан сделать серию верных выборов из нескольких альтернатив: как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Именно это является основным содержанием работы руководителя. А основным условием принятия объективного решения или даже понимания истинных масштабов проблемы является наличие объективной и точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.
Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми. Без налаженной коммуникации люди просто не смогут договориться об общей цели, являющейся предпосылкой существования организации как таковой. Информация необходима не только для принятия решения, но и для его выполнения. При способности довести обоснование своих решений до подчиненных руководитель повышает шанс успешности их выполнения. Информация чрезвычайно важна и для выполнения функции контроля.
Системный подход. Теория систем впервые была применена в технике. Системный подход - это не набор принципов и руководств к действию, а способ мышления по отношению к организации и управлению. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации - это системы, в которых люди являются их компонентами. Системы бывают открытыми и закрытыми. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы. Ее действия относительно независимы от окружающей среды. Открытая система активно обменивается с внешней средой энергией, информацией и веществом через свои проницаемые границы. Она зависит от этих, поступающих извне, компонентов. Открытая система обладает способностью приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна это делать для того, чтобы продолжить свое функционирование. Все организации - открытые системы.
Выживание каждой из них зависит от внешнего мира. Даже для монастыря необходимо, чтобы туда приходили люди, поступали продукты, поддерживался контакт с основавшей его церковью.
Любая сложная система состоит из подсистем. Подсистемами считаются социальные и технические составляющие организации. Подсистемы также могут состоять из своих подсистем. В силу этой взаимосвязи неправильное функционирование даже маленькой подсистемы может привести к сбою в работе всей организации.