Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:39, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в наше время современные возможности автоматизации многих процессов и функций кадрового менеджмента, а также новые информационные технологии и компьютерные средства, доступные для кадровых служб, дают возможность оптимизировать и рационализировать управленческую функцию за счет применения новейших средств сбора, передачи и преобразования информации.
Потребность в разработке и применении эффективных и адекватных реальной действительности компьютерных программ, информационных систем и технологий сегодня возрастает, именно поэтому актуальность информатизации подготовки и принятия управленческих решений вполне очевидна.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 6
РАЗДЕЛ II. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОЦЕССА ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В АГРОХОЛДИНГЕ «БЭЗРК-БЕЛГРАНКОРМ» 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 30
4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
РАЗДЕЛ II. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОЦЕССА ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В АГРОХОЛДИНГЕ «БЭЗРК-БЕЛГРАНКОРМ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в наше время современные возможности автоматизации многих процессов и функций кадрового менеджмента, а также новые информационные технологии и компьютерные средства, доступные для кадровых служб, дают возможность оптимизировать и рационализировать управленческую функцию за счет применения новейших средств сбора, передачи и преобразования информации.
Потребность в разработке и применении эффективных и адекватных реальной действительности компьютерных программ, информационных систем и технологий сегодня возрастает, именно поэтому актуальность информатизации подготовки и принятия управленческих решений вполне очевидна.
В современных условиях мирового социально-экономического развития, особенно важной областью стало информационное обеспечение процесса управления, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.
Перед управляющим органом обычно ставятся задачи получения информации, ее переработки, а также генерирования и передачи новой производной информации в виде управляющих воздействий. Такие воздействия осуществляются в оперативном и стратегических аспектах и основываются на ранее полученных данных, от достоверности и полноты которых во многом зависит успешное решение многих задач управления.
Применяемые в настоящее время программно-технические средства не обеспечивают комплексности управления ресурсами и функциональными подразделениями компании. В этом контексте система программно-информационной поддержки принятия управленческих решений, интегрируя положительные свойства информационных систем, комплекс информационно-технических решений, их встроенность в организационную структуру, будет способствовать повышению эффективности управления.
Степень изученности. Применение технологий и механизмов разработки и внедрения систем информационного обеспечения в процессе управления многоуровневыми компаниями отражены в трудах Б.З. Мильнер, Ю.И. Селезнева, Е.Е. Степановой, Н.С. Хмелевской[1].
Многообразие подходов к совершенствованию процессов принятия решений с использованием информационных технологий представлены в работах И.Н. Герчикова, Б.Г. Литвак, С.В. Шекшня[2].
Проблема данного курсового проекта заключается в наличии противоречий между необходимостью оптимизации информационного обеспечения подготовки и принятия управленческих решений и недостаточной теоретико-методологической разработанности данной темы.
Объектом данного курсового проекта является информационное обеспечение процесса подготовки и принятия управленческих решений в агрохолдинге «БЭЗРК-Белгранкорм».
Предметом данного проекта является процесс оптимизации информационного обеспечения подготовки и принятия управленческих решений в агрохолдинге «БЭЗРК-Белгранкорм».
Цель данного проекта заключается в разработке путей оптимизации информационного обеспечения подготовки и принятия управленческих решений в агрохолдинге «БЭЗРК-Белгранкорм».
Задачи исследования. Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1) раскрыть теоретические основы информационного обеспечения подготовки и принятия управленческих решений;
2) предложить пути совершенствования процесса оптимизации информационного обеспечения подготовки и принятия управленческих решений в агрохолдинге «БЭЗРК-Белгранкорм».
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступает диалектический подход. В ходе исследования использовались общенаучные и частнонаучные, а также специальные методы познания. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовался метод структурного анализа. Данные методы позволили наиболее последовательнои полно рассматривать приминение ситуационного анализа при подготовке управленческих решений.
Эмпирическая база исследования основана на уставе и иных нормативно-правовых документах агрохолдинга «БЭЗРК-Белгранкорм», характеризующих деятельность рассматриваемой организации[3].
Практическая значимость данного курсового проекта заключается в том, что разработанные рекомендации позволят совершенствовать и улучшить систему информационного обеспечения подготовки и принятия управленческих решений в агрохолдинге «БЭЗРК-Белгранкорм».
Проект состоит из введения, двух разделов, заключения и списка источников и литературы.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ПРОЦЕССА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Понятие информации является достаточно ёмким и широко распространено в настоящее время. Сам термин информация происходит от латинского слова information – разъяснение, осведомление, изложение[4].
Процесс передачи информации даже в одном направлении проходит через множество посредников, а это значит, что во время передачи информации происходит её задержка и искажение. Кроме того, информация может преобразовываться в зависимости от того к кому она адресована. Так, например, при передачи информации вверх от подчинённых к руководителю происходит её обобщение, а при передачи вниз, от руководителя к подчинённым наоборот – она конкретизируется. Главное в этом процессе максимальная скорость передачи информации при минимальных допустимых искажениях. От этого в первую очередь зависит правильность принимаемых решений и как следствие увеличивается прибыль организации.
Информационное обеспечение – одно из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация[5].
Коммуникация – это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать мысли понятными другому лицу[6].
Руководитель 50-90% всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии[7].
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2. Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал – средство передачи информации.
4. Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, так как каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы следующие: зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование[8].
Важнейший фактор повышения эффективности производства в любой отрасли является улучшение управления. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью различных технических средств.
Различные информационно-технические новшества следует воспринимать как средство сокращения и удешевления аппарата управления. Так, например, появление телефона, радио, телевидения, персональных компьютеров, локальных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет приводило в свою очередь к совершенствованию системы информационного обеспечения управления предприятием. В конечном итоге роль информации в организационном управлении фирмой постоянно возрастает, что связано с изменениями социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологий, результатами научных исследований. Научно-техническая революция выдвинула информацию в качестве важнейшего фактора производственного процесса[9].
Информационный процесс необходим как непременное условие работы современной техники, как средство повышения качества рабочей силы, как предпосылка успешной организации самого процесса производства.
Важность информации в процессе принятия решения определяется уже тем, что в известном смысле сущность деятельности органов управления заключается в ее переработке. Достижение необходимого для принятия решения информационного обеспечения – задача аналитических и специальных служб предприятия. Организовывать информационное обеспечение процесса принятия решения в системе управления, представляющей сложную иерархическую структуру, целесообразно по результатам информационного анализа и исходя из принципов информационной логистики.
Системно информационный анализ ориентирован на информационный анализ процессов управления. В нем информация рассматривается как средство достижения цели при обязательном учете ее ценности.
Информационный подход к большим системам позволяет в наиболее абстрактном виде представить их как иерархические структуры, на нижнем уровне которых находятся объекты (цехи, участки технологического процесса), для управления которыми предназначена данная система управления. На высших уровнях размещаются органы управления, связанные с объектами управления и между собой потоками различной информации.
Логистический подход позволяет организовать информационный поток данных, сопровождающий материальный поток, с помощью внедрения информационной логистической системы на предприятии.
Информация, циркулирующая в системе между различными формами управления и объектами, может проявляться в трех формах: 1) осведомляющей, поступающей от объектов управления к органам управления; 2) управляющей, проходящей в обратном направлении; 3) преобразующей (информации стратегического уровня, изменяющей алгоритмы, программы, планы)[10].
На вход органа управления подается осведомляющая информация от внешней среды, управляющая информация от внешней среды, управляющая и осведомляющая информация от высшего органа управления.
Из органа управления выходят потоки управляющей информации на подчиненные объекты, информации, оповещающей высший орган управления и внешнюю среду, т. е. взаимодействующие организации.
Для принятия управленческого решения необходимо, чтобы в соответствующие органы управления поступала только информация с необходимыми количественными и качественными свойствами и, в первую очередь, со смысловыми и ценностными характеристиками.
Управленческие решения требуют обработки персоналом управления различных информационных потоков.
Такое разнообразие информации, используемой при принятии решения, требует, с одной стороны, ее классификации, определения количественно-качественных характеристик, соответствующих методов управления информационными потоками в системе управления в процессе принятия решения. С другой стороны, необходима специальная организация информационного обеспечения[11].
Если классификация информации решается теоретически, то организация информационного обеспечения предусматривает практическую организационную деятельность. Особенно сложна для практики разработка механизма функционирования системы информационного обеспечения. Наиболее разработан теоретически и апробирован на практике механизм, создаваемый с использованием програмноцелевого подхода. Так, чтобы учесть сложные информационные связи, возникающие между органами управления иерархической системы управления, необходимо: