Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:41, контрольная работа
Целью работы является разработка рекомендаций по оптимизации управления персоналом.
Данной цели подчинены задачи работы:
1. Рассмотреть общую характеристику предприятия.
2. Выявить проблемы управления персоналом.
3. Разработать рекомендации по оптимизации управления персоналом.
Введение 3
1. Общая характеристика предприятия 4
2. Описание персонала предприятия 9
3. Рекомендации по совершенствованию управления персоналом 13
Заключение 19
Итак, можно
заключить, что наблюдаются проблемы
в сфере мотивирования
Анализ факторов трудовой мотивации позволяет оценить важность для сотрудника тех или иных мотивационных факторов и определить степень удовлетворенности каждым из факторов. В приложении 1 содержится инструкция по прохождению теста. Таблица 7 приложения 1 иллюстрирует полученные результаты в количественном выражении.
Мы видим, что значимость факторов мотивации для работников и степень удовлетворённости ими коррелируют между собой. Самым значимым фактором мотивации персонала является заработная плата: ранг значимости составил 2,6 – то есть, большинство сотрудников ставят этот фактор в первую тройку факторов по рангу значимости. При этом заработная плата является одновременно и фактором, по которому наблюдается наибольшая неудовлетворённость – ранг неудовлетворённости составил 3,1. Второй по значимости фактор мотивации для работников ООО «Инфотехника» – условия работы. Этот фактор имеет ранг значимости 2,8; ранг неудовлетворённости составил по нему 5,5. Третий по значимости фактор мотивации персонала ООО «Инфотехника» – дополнительные льготы. Ранг значимости фактора составляет 3,2; ранг неудовлетворённости по этому фактору составляет 3,7.
Следующий по значимости фактор мотивации персонала – признание и одобрение результатов работы. Ранг значимости этого фактора составил 4,1, а ранг неудовлетворённости – 5,8. Таким образом, при высоком уровне значимости фактора мотивации, относительная степень неудовлетворённости этим фактором находится на среднем уровне. Далее в иерархии факторов мотивации стоит социальная политика – ранг значимости фактора составляет 4,3; степень неудовлетворённости по этому фактору – 4,1. Следующий по значимости фактор мотивации работников ООО «Инфотехника» - возможность продвижения по службе. Ранг значимости этого фактора составил 4,4, степень неудовлетворённости составила 6,0. Далее в иерархии факторов мотивации сотрудников ООО «Инфотехника» следует возможность творческого и личного роста. Ранг значимости этого фактора составил 4,5; ранг неудовлетворённости составил 6,6. Следующий фактор мотивации персонала компании – политика администрации по отношению к персоналу. Значимость этого фактора по десятибалльной шкале составила 4,7, а степень неудовлетворённости составила 5,5. Ранг значимости отношений с начальством, стиля руководства составил 4,8; степень неудовлетворённости этим фактором составила 5,9. Возможность достижения успеха на работе – следующий по значимости фактор мотивации персонала ООО «Инфотехника». Ранг значимости фактора составил 4,9, степень неудовлетворённости достигает 5,6.
Следующую группу факторов мотивации можно обозначить как фоновые факторы – ранг значимости этих факторов для персонала ООО «Инфотехника» невысокий, и степень неудовлетворённости по этим факторам также невысокая. Так, отношения с сотрудниками имеют среди других факторов мотивации ранг значимости 5,6, а степень неудовлетворённости по этому фактору – 7, 2. Ранг значимости такого фактора как политика администрации в отношении бизнеса составил 7,2, степень неудовлетворённости персонала этим фактором – 8,5. Отношения с подчинёнными имеют ранг значимости 7,4 среди других факторов мотивации, степень неудовлетворённости этим фактором – 8,1. Степень контроля за предметами и средствами труда имеет ранг значимости 7,8 и степень неудовлетворённости этим фактором составила 7,8. Возможность быть информированным о делах фирмы, участвовать в принятии решений, представительствовать от лица фирмы имеет для персонала ООО «Инфотехника» ранг значимости 8,1; степень неудовлетворённости этим фактором составила 8,9. Наименьшую значимость для персонала имеет высокая степень ответственности – ранг значимости этого фактора составил 8,9, а степень неудовлетворённости – 7,8.
Таким образом, персонал компании более всего не удовлетворён заработной платой, и она же является главным фактором мотивации сотрудников. Другие особо важные факторы – условия работы, наличие дополнительных льгот и социальная политика компании. При этом удовлетворённость условиями работы превышает удовлетворённость дополнительными льготами.
Факторы средней значимости для персонала ООО «Инфотехника» связаны с признанием, одобрением, успехом, личностным ростом и повышением по службе. Среди этих факторов сотрудники наиболее удовлетворены возможностью личного роста и возможностью продвижения по службе, отношениями с начальством. При этом персоналу компании не хватает признания, одобрения и успеха.
Фоновые факторы мотивации – отношения с сотрудниками, отношения с подчинёнными, возможность информированности в делах компании и активного участия в них, потребность в высокой степени ответственности. По этим факторам демонстрируется невысокий ранг значимости и высокая степень удовлетворённости.
Счастливый работник — это эффективный и производительный работник. Причем, согласно данному положению «доктрины человеческих отношений», деньги — далеко не единственный и не главный мотивационный стимул, делающий человека счастливым. Следовательно, количество усилий сотрудников было бы минимальным, если бы они работали в организации только ради денег. Помимо денег, для сотрудников важны признание, уважение и развитие. Именно это обеспечивает им ощущение полноты существования.
При этом очевидно, что нематериальная мотивация — это лишь дополнение к материальной. Более того, нематериальную мотивацию можно назвать скрытой материальной мотивацией, т. к. в большинстве случаев на затраты работодателю идти все-таки приходится. Тем не менее нематериальная мотивация является не столько «приятным дополнением» материальных стимулов, сколько мощным мотивационным инструментом.
Преимущества нематериальной мотивации заключаются в следующем:
■ ориентирует сотрудника на достижение нужного компании результата, так как обычно связывается с показателями эффективности работы самого сотрудника;
■ мотивирует тех, для кого материальные стимулы не являются основными, так как в этом случае дополнительное вознаграждение становится показателем признания достижений и профессионализма сотрудника;
■ задействует фактор соревновательности (с самим собой, с другими), который также может выступать мотиватором для определенной категории сотрудников. В каждой должностной инструкции прописаны задачи и обязанности сотрудника, занимающего ту или иную должность. Причем часть пунктов из этого перечня, несмотря на их важность, достаточно часто исполняется работниками лишь номинально. Поэтому актуальным остается вопрос о том, как побудить сотрудников максимально точно выполнять свои должностные обязанности.
Стимулировать интерес к работе и активность при выполнении профессиональных обязанностей и, следовательно, производительность труда может введение системы дополнительного стимулирования, основанной на предоставлении сотрудникам личных бонусов.
Личный бонус — вознаграждение, поощряющее высокие индивидуальные заслуги специалиста в деле решения стратегических и тактических задач (достижение более высоких индивидуальных результатов, вклад в снижение издержек производства, экономию ресурсов и т. п.).
Такая система поощрения работников носит название flexible benefits или «Кафетерий». Поощрение персонала с помощью системы flexible benefits осуществляется по следующей методике.
1. В течение
шести месяцев сотрудник
2. Спустя шесть
месяцев сотрудник получает
3. Сотрудник может обменять свой чек на какой-нибудь бонус. Характер личного бонуса определяется суммой чека, т. е. в соответствии с набранным числом баллов сотрудник может самостоятельно выбрать себе приз из предложенного перечня.
Система поощрения flexible benefits имеет следующие преимущества:
1. Сотрудник выбирает благо, которое его действительно мотивирует.
2. Момент получения
чека и момент получения блага
разнесены во времени, что
3. Чековый метод
позволяет экономить фонд
4. Сотрудник
получает обратную связь о
своей эффективности, его труд
оценивается регулярно,
Кроме того, подобная практика позволяет работнику играть скорее активную, нежели пассивную роль в принятии решения о распределении дополнительных выплат. Работники получают выплаты, имеющие для них максимальную персональную ценность, и это способствует появлению психологически комфортного чувства. Также во многих случаях подчиненные несколько недооценивают значение дополнительных выплат, которые предоставляют их работодатели. Система в стиле «кафетерий» делает экономическую ценность дополнительных выплат очевидной для каждого работника.
Чековая мотивация осуществляется циклично. Цикл включает в себя период накопления баллов и период работы «корпоративного магазина», в течение которого сотрудники обменивают свои чеки на бонусы. Один цикл длится шесть месяцев. В течение этих шести месяцев происходит накопление призов для следующего цикла стимулирования. Прежде чем начнется период накопления баллов, сотрудники должны узнать:
■ «меню», т. е. перечень возможных призов и их стоимость;
■ условия начисления баллов, т. е. перечень значимых действий и их стоимость в баллах;
■ время работы «корпоративного магазина», т. е. когда можно потратить накопленные баллы.
■ Все сотрудники подразделения должны иметь возможность участвовать в процедуре накопления баллов. Это позволит предотвратить дискриминацию и противопоставление отделов по степени их значимости и важности.
■ Никто не имеет права упрекать сотрудников за не особенно сильное рвение к накоплению баллов.
Для оценки эффективности
внедрения предложений
Рассмотрим динамику производительности труда в ООО «Инфотехника».
Таблица 8
Динамика производительности труда.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Численность работников, чел. |
29 |
35 |
39 |
Выручка, тыс.р. |
18706 |
19005 |
20720 |
Годовой ФОТ, тыс.р. |
10440 |
12660 |
14508 |
Производительность труда, тыс.р. |
645,03 |
543,00 |
531,28 |
Выручка на 1 руб. затрат на рабочую силу, руб. |
1,79 |
1,50 |
1,43 |
Предполагается,
что совершенствование
531,28*10% = 53,13
Прогнозная производительность труда составит:
531,28 + 53,13 = 584,41 тыс.руб. в расчете на одного работника.
Определим прогнозную выручку при неизменной численности работников.
584,41*39 = 22791,99 тыс.руб.
Рис. 5. Прогноз динамики показателей производительности труда.
Следует отметить тот факт, что главным критерием эффективности системы мотивации является наличие зависимости результатов работы предприятия в целом и каждого работника в частности, что и будет присутствовать на ООО «Инфотехника» в случае внедрения предложенных мероприятий по совершенствованию существующей на предприятии системы стимулирования и мотивации труда.
Социальная эффективность
проявляется в возможности
К числу позитивных изменений можно отнести следующее:
- обеспечение связи между результативностью и оплатой труда;
- создание условий для развития личности работника;
- формирование чувства причастности работника к делам организации;
- формирование современной системы мотивации стимулирования труда;
- создание благоприятного социально-психологического климата;
- создание нацеленности
работника на коллективные
Для современной стратегии управления человеческими ресурсами организации характерно рассмотрение персонала как одного из важнейших ресурсов компании, необходимого для достижения всех ее целей, в том числе стратегических. Успех фирмы в конкурентной борьбе зависит от сотрудников, и те представляют собой важнейшее достояние организации, которое надо сохранять, развивать и использовать для получения преимуществ в конкурентной борьбе. Отсюда, к персоналу необходим интегрированный подход с точки зрения всей организации как системы. Интегрирование управления персоналом в общую стратегию фирмы – важнейший принцип управления человеческими ресурсами.