Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 13:15, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы, ценности, нормы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде предприятия. Культурный подход к управлению показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через ценности, философию, язык, нормы, ритуалы, церемонии и т.д. Правильно сформулированная и построенная организационная культура предприятия - мощный стратегический инструмент, позволяющий координировать все структурные подразделения, руководство и отдельных членов коллектива на достижение поставленных целей в рамках выбранной миссии, а также дающий возможность обеспечить рациональную и бесконфликтную структуру коллектива, создавать комфортные, достойные условия труда, выявлять потенциальные возможности персонала, мотивировать его и предоставлять возможности карьерного роста, эффективно распределять функции и ответственность, иными словами, построить систему внутрифирменных трудовых отношений, гармонично объединяющую людей для достижения целей организации.
Введение……………………………………………………………………………3
Организационная культура и организационный потенциал предприятия…………………………………………………………………6
Организационная культура. Характеристики и функции……………..6
Элементы организационной культуры………………………………….8
Организационный потенциал предприятия……………………………13
Анализ организационной культуры предприятия…………………………...24
2.1. Организационная культура ОАО «Газпром»……………………………..24
Совершенствование организационной культуры……………………………31
Условия совершенствования организационной культуры…………....31
Использование рамочной конструкции для диагностики и изменения организационной культуры…………………………………………….33
Пути совершенствования организационной культуры……………….33
Заключение………………………………………………………………………...36
Список литературы……………………………………………………………......38
Можно выделить организационную
культуру:
Познание организационной культуры
сотрудником компании характеризуется
тремя уровнями:
Кто влияет на организационную
культуру? Очевидно, что личность руководителя, которая формирует команду
и подсознательно набирает людей, адекватных
своим жизненным установкам. Особенно
это влияние ощущается сотрудниками в
момент смены руководства. Впоследствии,
глава компании оказывает, и прямое воздействие
на организационную культуру путем принятия
определенных правил и распорядка в организации.
Большое значение в формировании культуры
придается неформальному лидеру, полномочия которого не зафиксированы
в должностных инструкциях.
Многие исследования показывают,
что на организационную культуру влияет страна расположения организации, что обусловливается
национальными особенностями, менталитетом,
историческими факторами. Так, У.Оучи (W.
G. Ouchi) разработал теорию Z, описывающую американскую и японскую модели управления (менеджмента). Если
первая исходит из примата личности, «Я»
в руководстве, то вторая, наоборот, основана
на главенстве коллектива, «Мы». Оучи также
находит различия в системе трудовых отношений:
частая смена места работы, быстрое продвижение
по службе на основании личных достижений,
работа по узкому профилю в США и практически
пожизненный найм, медленный карьерный
рост на основании стажа работы, широкий
профиль деятельности в Японии.
Таким образом, Уильям Оучи
выделил три основных вида организационных
культур:
Важным элементом управленческой
культуры организации является культура
отношения к жизни, а также к слабому полу
вообще. Выделяются следующие виды такой
культуры:
Большой вклад в изучение организационной
культуры сделал Герт Хофстед. Голландский исследователь
решил изучить, насколько схожи или различны
культуры в разных странах. Он разработал
методику исследования и провел его в
конторах IBM в 40 странах. В общей сложности
он получил 116 тыс. анкет и проанализировал
их. Первоначальные результаты исследования
были сведены к четырем аспектам, характеризующим
схожесть и различие культур:
1. Неприятие неопределенности
относится к степени комфорта
людей в неопределенных
2. Мужественность — женственность
Сильное мужское начало в культуре означает
настойчивость, доминирование и независимость.
Сильное женское начало в культуре свидетельствует
о взаимозависимости, сострадании и эмоциональных
суждениях.
Хофстед употребил термин «мужественность»
для обозначения того, в какой степени
в культуре делается упор на настойчивость,
доминирование и независимость. В условиях
сильной ориентации на мужественность
в культуре люди имеют следующие представления:
Представители культур, ориентированных
на женственность, придерживаются следующих
убеждений:
3. Индивидуализм — коллективизм.
Индивидуализм делает упор на
достижение индивидуальных
Названный аспект относится
к тому, склонны ли нормы и ценности данной
культуры подчеркивать удовлетворение
индивидуальных или групповых запросов.
Индивидуализм делает упор на достижение
индивидуальных целей, запросов и успехов.
4. Дистанция между людьми, имеющими
различный статус (дистанция власти) Этот
аспект определяет, в какой мере члены
общества воспринимают различия в положении
и статусе отдельных лиц. В национальных
культурах, в которых исходят из того,
что дистанция между людьми, обусловленная
различиями в их положении, должна быть
небольшой, нормы и ценности предполагают
минимальное восприятие таких различий.
В этих культурах предпочитают участие
трудящихся в управлении.
1.3. Организационный
потенциал предприятия
Организационный потенциал
— это совокупные возможности работников
аппарата управления, выражаемые в объемах
и видах работ, которые может выполнить
руководство предприятия.
Основу организационного потенциала
составляет культура организации – совокупность управленческого
персонала, системы ценностей, систем
и процедур. Эта часть организационного
потенциала подвержена наиболее сильному
воздействию со стороны выбранной стратегии
фирмы4.
Повышение организационного
потенциала может быть достигнуто за счет
совершенствования организационной структуры
управления.
В начале 1970-х гг. американский
ученый И. Ансофф выдвинул ряд новых идей,
касающихся подходов к пониманию и развитию
организационных структур управления.
Он выделил два подхода к формированию
организационных структур.
Первый из них – структурный подход. Основной упор в нем был сделан
на внутреннее строение фирм, разделение
функций и рационализацию управления.
Второй – динамический подход. Основное внимание в нем сосредоточивается
на анализе связей фирмы со средой, в которой
она действует, и с источниками ресурсов.
При динамическом подходе анализ управленческих
проблем осуществляется в два этапа. На
первом фирма рассматривается в условиях
стабильных внешних связей. Организационные
проблемы носят оперативный характер.
На втором этапе изучается влияние на
организацию изменений внешней среды.
Организационные проблемы, возникающие
в связи с этим, считаются стратегическими.
Ансофф считал, что основная задача высшего
руководства современной фирмы – решение
стратегических проблем в условиях изменяющейся
внешней среды.
Основной стратегией фирм в
условиях постоянных внешних связей было
снижение издержек производства и ценовая
конкуренция. Результатом явилась ди-визиональная
структура. Ансофф рассматривал этот вид
организационной структуры как «функциональную
структуру, повторенную несколько раз».
Образование многонациональных компаний
привело к необходимости приблизить службы
маркетинга к национальным рынкам, на
которых действует фирма. Произошло ее
разделение и образование филиалов в разных
странах. Ансофф называл такую структуру многонациональной
структурой, матрицей типа «отделение –
страна». Ансофф считал, что идея матрицы является одной из основных
в современной науке о формировании организационных
структур.
Поведение современных фирм
можно структурировать по трем направлениям,
т. е. выделить три основные стратегии:
достижение экономичности использования
ресурсов, обеспечение конкурентоспособности
и активная политика в области нововведений.
В зависимости от того, какая стратегия
преобладает, выбирается тот или иной
вид структуры. Использование нескольких
стратегий требует образования матриц
различных типов либо разумного сочетания
разных видов структур в пределах одной
компании. Одна из последних форм многонациональной
структуры – матрица типа «продукт –
рынок», в которой делается попытка сочетать
рыночную политику с разработкой стратегии
фирмы. Рассмотрев эволюцию организационных
структур, Ансофф выделил основные тенденции
в их развитии. Основной тенденцией можно
считать осознание управляющими того
факта, что любая организация является
сложной совокупностью большого количества
взаимосвязанных элементов.
В зарубежной и российской литературе
рассматривается несколько структурных
моделей организационной культуры. Наиболее
известной является трехуровневая модель
американского психолога Эдгара Шейна.
Изучение организационной культуры начинается
с первого, «поверхностного», или «символического»
уровня, включающего такие внешние проявления,
как применяемая технология и архитектура,
использование пространства и времени,
язык, лозунги, наблюдаемые образцы поведения,
способы вербальной и невербальной коммуникации,
планировка и оформление помещений. Это
«видимая» часть организационной культуры.
Однако смысл этих внешних проявлений
остается непонятным, если неизвестны
базовые представления, которые стоят
за этими внешними проявлениями. На этом
уровне вещи и явления легко обнаружить,
но их достаточно трудно интерпретировать
в терминах организационной культуры
без знания других её уровней.
Второй уровень представляют
ценности и верования, разделяемые членами
организации, в соответствии с тем, насколько
эти ценности отражаются в символах и
языке. Как правило, они формируются руководством
компании и доводятся до сведения всех
сотрудников. Восприятие ценностей и верований
носит сознательный характер и зависит
от желания людей. Шейн называл это «организационной
идеологией», которая во многих компаниях
непосредственно формулируется в программных
документах организации, являясь основным
ориентиром в ее деятельности. Заданные
ценности, которые могут быть явными или
скрытыми, в свою очередь определяют социальные
нормы, регулирующие поведение членов
организации.
В основе организационной культуры,
по мнению Э.Шейна, лежат некоторые базовые
представления о характере окружающего
мира, реальности, времени, пространства,
человеческой природы, человеческой активности,
человеческих взаимоотношений. Эти скрытые
и принимаемые на веру предположения направляют
поведение людей, помогая им воспринять
атрибуты, характеризующие организационную
культуру. Они находятся в сфере подсознательного
и, соответственно, недостаточно осознаются
даже их носителями - членами организации.
Они раскрываются лишь в процессе специального
анализа и, в основном, носят лишь гипотетический
характер.
Изучение организационной культуры
начинается с поверхности. Внешние факты
- видимы, но часто не интерпретируются:
- Технологии
- Архитектура
- Наблюдаемые образцы поведения
Ценностные ориентации и верования
- требуют более глубокого познания и знакомства,
затрагивает более глубокие ценности:
- Проверяемые в физическом
окружении;
- Проверяемые только через
социальный консенсус.
Базовые и скрытые предположения
- принимаются подсознательно и
бездоказательно:
- Отношения с природой;
- Отношение к человеку;
- Отношение к работе;
- Понимание реальности, времени
и пространства.
Модель является достаточно
универсальной, так как она инвариантна
в отношении отраслевой принадлежности
организации, этапа жизненного цикла ее
развития, формы собственности и т.д. Тем
не менее, нам представляется, что при
всех своих достоинствах, эта модель носит
теоретический характер, используемые
категории элементов тяготеют к области
изучения антропологов, поэтому ее применение
в управленческой практике не всегда удобно.
Другая, более простая модель
культуры корпорации представляет собой
два организационных уровня. На верхнем
уровне представлены такие видимые факторы,
как одежда, символы, организационные
церемонии, рабочая обстановка. Верхний
уровень представляет элементы культуры,
имеющие внешнее видимое представление.
На более глубоком уровне располагаются
ценности и нормы, определяющие и регламентирующие
поведение сотрудников в компании. Ценности
второго уровня тесно связаны с визуальными
образцами (слоганами, церемониями, стилем
деловой одежды и др.), они как бы вытекают
из них и обозначают их внутреннюю философию.
Эти ценности поддерживаются и вырабатываются
сотрудниками организации, каждый работник
компании должен разделять их или хотя
бы показывать свою лояльность по отношению
к принятым корпоративным ценностям.
В зависимости от того, какие
из указанных уровней изучаются, существует
деление организационных культур на субъективные
и объективные. Первая включает в себя
элементы символики: герои организации,
мифы, истории об организации и ее лидерах,
обряды и ритуалы, табу, восприятие языка
общения и лозунгов. Она служит основой
стилей руководства и решения проблем.
Объективная организационная культура
обычно соотносится с физическим окружением
и восприятием организации: здание и его
дизайн, место расположения, оборудование
и мебель, цвета и объем пространства,
столовая, стоянка для автомобилей и др.
Среди т.н. «уровневых» можно назвать также
модель «многослойная луковица». Исходя
из предпосылок модели, организационная
культура целостна и носит всепроникающий
характер, поэтому признаки ее присутствия
можно обнаружить во всех организационных
процессах и проекциях. Модель демонстрирует,
что слои культуры должны быть согласованы
друг с другом (см. Рис. 3). В противном случае
люди в организации чувствуют дискомфорт,
а культура начинает разрушать организацию,
вести к сбоям в технологии и взаимодействии
с бизнес-окружением.
Известным специалистом в области
стратегического менеджмента Г.Джонсоном
была предложена модель «культурной сети»
организации (см. Рис. 4). Она отражает важнейшие
элементы организации, базирующиеся на
парадигме (наиболее сконцентрированном
выражении системы базовых представлений
по Э.Шейну). Недостатком модели можно
назвать то, что элементы «сети» не упорядочены
иерархически. Например, ритуалы и символы
находятся на том же уровне, что и структуры
власти или системы контроля.
Интересный подход к рассмотрению
параметров оргкультуры предлагает В.А.
Спивак. Он считает, что использование
в российской практике распространенного
в настоящее время подхода к культуре
компаний, который основывается на моделях
стран с развитым рынком, не является адекватным
нашей действительности в связи с различием
изучаемых объектов как систем. Спивак
предлагает использовать отечественный
опыт в данной области, в частности обратиться
к работе А.А. Погорадзе «Культура производства:
сущность и факторы развития» (1990 г.). Структура
культуры производства (то есть организационной
культуры), по мнению этого автора, включает
в себя пять элементов:
1. Культура условий труда: характеристики
и показатели санитарно-гигиенических,
психофизиологических, социально-психологических
и эстетических условий труда.
2. Культура средств труда и
трудового процесса: внедрение достижений
науки и техники в производство, уровень
автоматизации и механизации, качество
оборудования и инструментов, ритмичность
и планомерность работы предприятия, уровень
материально-технического обеспечения,
качество выпускаемой продукции, использование
передовых методов труда, методы оценки
результатов, обеспечение дисциплины.
3. Культура межличностных отношений
(коммуникаций): социально-психологический
климат в трудовом коллективе, чувство
коллективизма, взаимопомощь, наличие
и разделение работниками ценностей и
убеждений компании, особенности внешних
коммуникаций с окружающей средой («паблик
рилейшенс»).
4. Культура управления: методы
и стиль руководства, гуманизм, индивидуальный
подход, отношение к персоналу, профессионализм
управленцев, методы мотивации и стимулирования,
повышение уровня удовлетворенности трудом.
5. Культура работника: нравственная
культура (поведение, знание этикета, хороших
манер, нравственность, ценностные ориентации,
убеждения и культура чувств) и культура
труда (уровень образования и квалификации,
отношение к труду, дисциплинированность,
исполнительность, творчество на рабочем
месте). Если сравнивать эту классификацию
с предыдущими, то становится очевидным,
что все они описывают практически одни
и те же элементы оргкультуры, отличие
заключается лишь в акцентах, группировке
факторов и приписываемой им степени значимости
Существуют различные модели
влияния организационной культуры на
организационную эффективность:
• модель Сате,
• модель Питерса и Уотермана,
• модель Парсонса,
• система Квина и Рорбаха.
Модель В. Сате: По модели Сате,
можно влиять на организационную эффективность,
вмешиваясь в организационные процессы,
в частности:
• в поведение работников (что
нужно делать, а что не нужно);
• в обоснование «нужного для
организации» поведения зрелых работников;
• в коммуникационные процессы
организации (кто с кем общается и по какому
поводу);
• в процессы найма, оценки
и увольнения работников.
Модель Т. Питерса и Р. Уотермана:
По этой модели, можно влиять на организационную
эффективность формированием следующих
ценностных ориентации работников:
• вера в действия;
• связь с потребителем;
• поощрение автономии и предприимчивости;
• рассмотрение людей как главного
источника производительности и эффективности;
• знание того, чем управляешь;
• не заниматься тем, чего не
знаешь;
• простая структура и немногочисленный
штат управления;
• одновременное сочетание
гибкости и жесткости в организации.
Модель Т. Парсонса: По модели
Парсонса, можно влиять на организационную
эффективность, меняя следующие функции
социальной системы:
• адаптация;
• достижение целей;
• интеграция;
• легитимность.
Суть модели состоит в том, что
для своего выживания и процветания любая
организация должна быть способной адаптироваться
к постоянно меняющимся условиям внешней
среды, добиваться выполнения поставленных
ею целей, интегрировать свои части в единое
целое и, наконец, быть признанной людьми
и другими организациями.
Система конкурирующих ценностей
Р. Квина и Дж. Рорбаха.
В данной модели, конкурирующие
между собой ценности, влияют на взгляды
и поведение индивидов и, как следствие,
на организационную эффективность:
• интеграция — дифференциация.
Интеграция обеспечивает порядок, стабильность,
предсказуемость работы. Дифференциация
обеспечивает адаптируемость, гибкость,
инновационность работы;
• интерес членов и руководства
к внутренней среде — интерес к внешней
среде;
• средства (инструменты) —
результаты (показатели работы).
Успех в любом деле предполагает
высокую степень совместимости стратегии
и культуры в организации. Часто возникают
следующие ситуации:
- игнорируется культура, сильно
препятствующая эффективному выполнению
выбранной организацией стратегии;
- система управления подстраивается
под существующую организационную культуру;
- организационная культура
изменяется в соответствии с выбранной
стратегией организации;
- стратегия организации подстраивается
под существующую организационную культуру.
Что же еще влияет на организационную
культуру? Зная переменные влияния, мы
можем подстраиваться под нее и управлять
ею.
Интересны в связи с этим следующие
модели глобального влияния.
• В модели Н. Миллера на формирование
организационной культуры влияют: семья,
образование, экономика и политика, религия
страны, система социализации (принципы
группирования людей), система здравоохранения
(забота о здоровье), система отдыха (забота
государства об отдыхе).
• В модели Г. Хофстида факторы
влияния — это переменные национальной
культуры: взгляды на степень неравенства
людей — дистанция власти, которую население
считает допустимой или нормальной; взгляды
на степень предпочитаемого индивидуализма;
взгляды на степень мужественности (женственности)
в делах; стремление людей избегать неопределенности;
взгляды на долгосрочность (тяга к сбережениям
и накоплению) или краткосрочность ориентации
(«живем сегодняшним днем»).
• В модели Г. Лэйн и Дж. Дистефано
влияние на организационную культуру
оказывают шесть переменных: отношение
человека к природе (подчинение природе,
гармония с ней или господство над ней),
ориентация во времени (жить прошлым, настоящим
или будущим), убеждения насчет природы
человека (человека изменить нельзя —
он изначально хороший, нейтральный или
плохой; человека изменить можно), ориентация
на деятельность (от работы важно получать
удовлетворение, в работе важен сам процесс
работы, в работе важен результат), отношения
между людьми (на основе иерархических
связей, на основе групповых связей, на
основе индивидуальных связей) и ориентация
в социальном пространстве (доминирование
в человеке коллективизма, смесь умеренного
индивидуализма и коллективизма, доминирование
индивидуализма). Согласно этой модели,
зная мировоззрение работника, можно подстраиваться
под него, изменяя систему контроля за
работой, стиль управления и организационный
климат (противостояние, компромисс, сотрудничество).
В модели У. Оучи — семь переменных,
влияющих на организационную культуру:
обязательства организации по отношению
к своим членам (пожизненный найм, долговременная
или кратковременная работа), оценка выполняемой
работы (с быстрым или с медленным продвижением
по службе), планирование карьеры (широкоспециализированная,
умеренная, узкоспециализированная), система
контроля (неформальный, основанный на
участии всех сторон, формальный), принятие
решений (групповое, индивидуальное), уровень
ответственности (групповая, индивидуальная),
интерес к человеку (широкий, узкий).
Изучив японский опыт управления,
Оучи предложил свою теорию эффективного
управления — теорию организационной
культуры 2. Эффективного управления, по
этой теории, можно добиться, если:
Информация о работе Организационная культура и её роль на предприятии