Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:57, курсовая работа
Организационная структура предприятия - это форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за структурными подразделениями различного уровня иерархии.
Исходными данными и обязательными условиями при формировании организационной структуры предприятия служат:
1) цели и задачи организации;
2) производственные и управленческие функции организации;
На результативность организационной системы предприятия оказывают влияние огромное количество факторов. Одним из таких факторов, который играет одну из ключевых ролей в функционировании организационной системы предприятия, являются трудовые ресурсы предприятия, или человеческий фактор.
Именно человек управляет
«К понятию «трудовая
Сам термин – «система
мотивации» употребляется в
Повышение трудовой активности персонала возможно при учете субъективного и объективного аспектов детерминации поведения, наличии хорошей внешней и внутренней мотивации работников. Превращение внутренних стимулов в реальную деятельность во многом обуславливается тем, какие виды внешнего стимулирования: материального или нематериального, применяются к работнику.
Рассмотрим понятие и виды мотивации работников промышленного предприятия как основной метод повышения их трудовой активности.
Мотивация - процесс побуждения себя и других к определённой деятельности, направленной на достижение личных целей или целей организации. В основе этого процесса лежит использование разнообразных мотивов, среди которых можно выделить материальные, социально – психологические, духовные, творческие и т.п.
В зависимости от того, какие преследуются цели, какие задачи предприятие решает, выделяют основные типы мотивирования. Один из них – когда посредством внешних воздействий на человека приводятся в действие конкретные мотивы, побуждающие человека к определенным действиям, приводящим к необходимому результату. При этом важно точно знать, какие мотивы способны побуждать человека к желательным действиям, а также каким образом вызывать эти мотивы. Данный тип мотивирования похож на торговую сделку: «Я дам тебе то, что тебе надо, а ты предоставишь мне то, в чем я нуждаюсь». Ещё Адам Смит в своём труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» высказал такую фразу - «Дай мне то, что нужно мне, и ты получишь то, что нужно тебе»1. Если у двух сторон не оказывается точек соприкосновения, процесс мотивирования не имеет места.
Иной тип мотивирования
Разные типы мотивирования нельзя противопоставлять друг другу, поскольку обычно на практике стремятся сочетать достоинства этих двух типов мотивирования.
Выделяют шесть стадий всего процесса мотивации работников:
Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает “требовать” от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие- то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно потребности можно разбить на три группы:
Вторая стадия - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
Третья стадия - определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:
Четвертая стадия - осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.
Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия - устранение потребности. «В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, называет устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности /7, c.84/.»
Основным фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие инновационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.
При этом способы мотивации можно разделить на несколько групп:
- нормативная
мотивация - совокупность мер
идейно-психологического
- принудительная мотивация - использование власти и угроза наказания в случае невыполнения требований, предъявленных к работнику;
- стимулирование - опосредованное
воздействие на поведение
Стимулирование труда
Среди многих видов мотивации в современных условиях основной является экономическая мотивация, т.е. поощрение работников за высокую трудовую активность в материальном выражении. На всех предприятиях руководство разрабатывает и утверждает Положение о премировании работников, где указываются основные показатели, за которые работник может быть дополнительно вознагражден. Основными правилами разработки данного Положения являются:
- Премии не должны быть слишком
общими и распространенными,
- Премия должна быть связана с личным вкладом работника в производство, будь то индивидуальная или групповая работа.
- Должен существовать какой-
- Работники должны чувствовать,
что премия зависит
- Дополнительные усилия работников, стимулированные премией должны покрывать затраты на выплату этих премий.
Немаловажным видом
Данный вид стимулирования обладает целым рядом особенностей. Во-первых, ни один из социальных стимулов не обладает такой универсальностью, как стимул материально-денежный.
Во-вторых, многие социальные стимулы имеют характер разового действия. Цикл воспроизводства потребности в большинстве случаев продолжителен. Так, имеются такие блага, потребность в которых практически ненасыщаема, так как воспроизводится сразу же после акта предыдущего удовлетворения. Потребность в ряде других благ воспроизводится периодически не более чем один раз в год. Третьи блага удовлетворяют потребности, которые воспроизводятся в течение ряда лет. «Активность работника, получившего конкретный социальный стимул, в дальнейшем может быть поддержана лишь с помощью других стимулов. В противном случае она снижается /15, c.19/.»
Существуют большое количество методов стимулирования работников с целью повышения их трудовой активности, производительности труда. Это и личностные, моральные, нравственные, психологические, социальные, экономические стимулы и мотивы. Предприятия должны применять их в совокупности для достижения оптимального результата, так как у каждого работника значительную роль в повышении трудовой активности играют различные факторы.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
человеческий фактор организационная система
Подразделения и работники предприятия, выполняющие определённую функцию управления, образуют функциональную подсистему управления. Различают техническую, экономическую, производственную, внешних хозяйственных связей и социальную подсистемы управления.
Возрастание роли человеческого фактора
в совершенствовании
Функции управления деятельностью
предприятия реализуются
Многообразие функциональных связей
и возможных способов их распределения
между подразделениями и
1. Пропаганда принципов и логики
функционирования предприятия,
2. Изучение и пропаганда
3. Отбор на работу, предполагающий разработку системы процедур приема на работу тех, кто сможет вписаться в культуру организации.
4. Формирование обрядов и
5. Выработка и поддержание мифов об организации, в которых ключевую роль играют герои. Это обязательно отцы-основатели, обросшие легендами, а также те сотрудники, которые прославили делами свою организацию. Это хорошие образцы для подражания и укрепления традиций. 6. Создание стиля одежды, наград, значков, стильной отделки помещений.
Исходя из опыта западных и японских корпораций деловое кредо начинает формироваться на начальной стадии развития организации. Этому есть ряд объяснений:
а) Деловое кредо должно включать в себе три важных структурных элемента организационной культуры: миссия - философия организации; базовые цели - стратегия предприятия; кодекс поведения сотрудников. А предприятие не может, на мой взгляд, начинать эффективно работать без выработки этих трех понятий. И они, соответственно, должны формироваться на начальной стадии жизненного цикла.