Организационная структура предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты организационной структуры предприятия
1.1 Определение и сущность организационных структур
1.2 Виды организационных структур предприятия
2. Анализ организационной структуры ООО «Багет»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка организационной структуры
3 Совершенствование системы организационной структуры
3.1Основные направления совершенствование системы организационной структуры
3.2 Методика расчета системы премирования работников
3.3 Расчет системы премирования работников
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 
1. Теоретические аспекты организационной структуры предприятия

    1. Определение и сущность организационных структур
    2. Виды организационных структур предприятия

2. Анализ организационной  структуры  ООО «Багет»

2.1 Краткая характеристика  предприятия

2.2 Оценка организационной структуры

3 Совершенствование системы организационной структуры

3.1Основные направления совершенствование системы организационной структуры

3.2 Методика расчета  системы премирования работников

3.3 Расчет системы премирования работников

Заключение 
Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
         В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации на предприятии. 
 
         Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. 
 
        В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием. 
 
        Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом. 
 
        Целью курсовой работы является анализ организационной структуры предприятия.  
 
        Для достижения цели были поставлены и решены задачи: 

  • раскрыть теоретические аспекты организационной структуры предприятия;
  • проанализировать организационную структуру ООО «Багет»
  • разработать рекомендации по улучшению организационной структуры предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 
      1.1. Определение и сущность организационных структур

 
       Под организационной структурой управления предприятием понимается состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации. 
 
        Организационная структура предприятия должна быть адекватна его производственной структуре, чтобы обеспечить целеустремленную деятельность всего коллектива предприятия.  
 
        Построение организационной структуры предприятия в общем случае базируется на объективно необходимом принципе - нижестоящий орган подчиняется и подотчетен вышестоящему органу. Однако степень такого подчинения может существенно варьироваться в зависимости от принятого на предприятии членения управления на уровни. Количество же уровней определяется реальным содержанием, степенью сложности производственной деятельности. Многоступенчатый характер органов управления имеют крупные и многие средние предприятия.  
 
       Можно утверждать, что нет обязательной, одинаковой для всех случаев организационной структуры предприятия. Решения диктуются конкретными условиями. К их числу относятся масштабы предпринимательской деятельности, виды производимой продукции, ее сложность, участие во внешнеэкономических отношениях, перспективы развития предприятия и т.д. 
 
       При формировании структур управления во внимание принимаются следующие вопросы: 

  • стратификация, то есть, сколько может потребоваться уровней управления;
  • формализация, то есть насколько формальным должно быть взаимодействие. Чем более бюрократичен стиль, тем более формальной и системной должна быть внутренняя структура;
  • централизация, то есть иерархия доведения принятых решений, все ли вопросы должно решать высшее руководство;
  • сложность организационной структуры, то есть насколько сложным должно быть управление с организационной точки зрения.

 
        Организационная структура выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования предприятия. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы предприятия. Поэтому важно, чтобы структура управления соответствовала ряду требований: 

  • Оптимальность – число ступеней управления следует свести до минимума. Чем больше ступеней, тем менее эффективно управление.
  • Оперативность – управленческие решения необходимо принимать быстро. С учетом этого требования следует распределять права и ответственность.
  • Экономичность – достигается путем оптимального разделения управленческого труда.

 
        Организационные структуры отличаются большим разнообразием и определяются, следующими факторами и условиями: 

  • масштабы бизнеса (малый, средний, большой);
  • производственные и отраслевые особенности предприятия (производство товаров, услуг, купля-продажа);
  • сфера деятельности фирм (местный, национальный, внешний рынок);
  • уровень механизации и автоматизации управленческих работ;
  • квалификация работников.

 
       Построение организационных структур управления осуществляется с учетом следующих принципов: 

  • соответствие структуры управления целям и стратегии предприятия;
  • единство структуры и функций управления;
  • первичность функций и вторичность органа управления;
  • рациональное сочетание в структуре управления централизации, специализации и интеграции функций управления;
  • соотносимость структуры управления с производственной структурой предприятия;
  • комплексная увязка в структуре управления всех видов деятельности;
  • соответствие системы сбора и обработки информации организационной структуре управления.

 
       Перед тем, как приступить к изучению видов организационных структур, выделим положительные и отрицательные стороны их построения. 
 
       При построении организационных схем необходимо учитывать следующее: схема дает лишь общие контуры структуры организации; она должна быть доступна для понимания, содержать минимальное количество деталей; не существует стандартных построений организационной структуры, каждая фирма имеет свои особенности. Схема должна отражать реальную структуру фирмы и не являться своего рода теоретическим стандартом. Если схему структуры трудно составить, то причина может заключаться в том, что сама организация дефектна, то есть с течением времени ее структура стала неэффективной, громоздкой, а линии взаимоотношений стали искаженными. 
 
         Позитивная сторона использования схематичных построений. На подготовительном этапе построения схемы организации последняя должна быть повергнута тщательному анализу. Такое исследование само по себе принесет большую пользу, поскольку она обнаруживает слабые места, накладки полномочий, недостаточно управляемые звенья производственного процесса и т.п. 
 
       Схема позволяет выделить линии взаимозависимости и отношении внутри организации. 
 
        Как источник получения информации схема может быть использована в рамках ознакомления с деятельностью и структурой управления предприятием (в частности, вновь принятых на работу), а также в качестве дополнительного наглядного материала при изучении должностных инструкций. Ею можно воспользоваться в качестве основы для возможной реорганизации или модификации структуры организации. 
 
       Наконец, схема используется в качестве справочного материала, позволяет служащим предприятия быстро ознакомиться с происшедшими в рамках организации изменениями. Для этой цели структурная схема организации может быть помещена на доске объявлений. 
 
        Недостатки использования схематичных построений. Это, во-первых, статичность. Схема строения организации быстро устаревает. Она отражает организацию в определенный момент времени, в этом смысле она статична. Но так как бизнес динамичен, то, несмотря на то, что основная структура организации остается неизменной в течение длительного времени, в рамках этой структуры возникает много изменений (например, кадровых), что, естественно, требует внесения определенных замен и дополнений. 
 
        Во-вторых, в схеме не отражаются неформальные отношения, что снижает ее практическую значимость. 
 
       Схемы могут привести к бюрократизму. Они по существу негибки и отражают устойчивые каналы взаимоотношений, но не указывают наиболее рациональных, коротких связей, которые весьма часто возникают в процессе деятельности организации. 
 
        Наконец, нередко возникают трудности в представлении об уровнях значимости. Неправильное впечатление может возникнуть в результате чтения схемы, где на одной горизонтальной линии показаны несколько менеджеров, что якобы подразумевает их одинаковый статус. Поэтому иногда довольно сложно с требуемой точностью обозначить реальные отношения, разную значимость должностей и положений. 
 
        Основное правило, которое необходимо соблюдать при проектировании структуры управления, — вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд. 

 

 

1.2. Виды организационных  структур предприятия

 
        Чтобы организации были не только готовы к любым изменениям, но и способны им подвергаться, необходимо динамическое равновесие. Для достижения такого равновесия организация должна иметь достаточно гибкую структуру.  
 
         Рассмотрим основные виды организационных структур: 
 
        1. Линейная организационная структура. Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д. ). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение. 
 
   
 
Рис.1. Линейная структура управления 
 
       Преимущества линейной структуры: 

  • четкая система взаимных связей функций и подразделений;
  • четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
  • ясно выраженная ответственность;
  • быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

 
       Недостатки линейной структуры: 

  • отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;
  • тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
  • малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
  • тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
  • большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
  • перегрузка управленцев верхнего уровня;
  • повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

 
         В современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства.  
 
         2. Функциональная структура. Для нее характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Следовательно, в условиях данной структуры каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы. В основе функциональной структуры управления лежит принцип полного распорядительства: выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. 
 
 
 
Рис. 2. Функциональная структура управления 
 
       Достоинства функциональной структуры управления можно свести к следующему: 

  • высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций;
  • специализация подразделений на выполнении определенного вида управленческой деятельности, ликвидация дублирования в выполнении задач управления отдельными службами;
  • освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством;
  • создается основа для использования в работе, консультаций опытных специалистов, уменьшается потребность в специалистах широкого профиля.

 
          В качестве недостатков этого вида организационной структуры управления назовем: 

  • нарушение принципом полноправного распорядительства принципа единоначалия;
  • длительную процедуру принятия решений;
  • трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
  • снижение ответственности исполнителей за работу, поскольку каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей; 
    несогласованность и дублирование указаний и распоряжений, получаемых исполнителями «сверху»;
  • каждый функциональный руководитель и функциональное подразделение ставят свои вопросы на первое место, недостаточно согласовывая их с необходимостью достижения поставленных перед компанией целей;
  • отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами.

Информация о работе Организационная структура предприятия