Организационная структура управления предприятием (организацией)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является приобретение знаний и навыков:
выявления ключевых аспектов организационных структур;
описания структуры действующей организации;
выявления симптомов проблем структурного характера;
анализа сильных и слабых сторон структуры действующей организации и их влияние на деятельность предприятия.
В теоретической главе были рассмотрены основные типы бюрократических и адаптивных организационных структур, используемых в настоящее время, их положительные и отрицательные черты.

Содержание работы

Введение. 3
1. Классификация и особенности видов организационных структур.
1.1. Бюрократические структуры. 4
1.1.1. Линейные структуры. 5
1.1.2. Функциональные структуры. 5
1.1.3. Линейно- функциональные структуры. 6
1.1.4. Дивизиональные структуры. 6
1.2. Адаптивные структуры.
1.2.1. Проектные структуры. 7
1.2.2. Матричные структуры. 8
1.2.3. Конгломерат. 8
2. Характеристика действующей структуры управления ОАО «Сибирь».
2.1. Характеристика организационной структуры организации. 10
2.2. Уровни управления ОАО «Сибирь». 12
3. Направления совершенствования организационной структуры авиакомпании «Сибирь». 14
Заключение. 19
Перечень использованной литературы. 21

Файлы: 1 файл

203857.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)


                       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

 

            НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

                                ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

                                        

 

                                       Кафедра управления

 

                    Предмет: технология эффективного  менеджмента 

 

      Тема контрольной  работы:     Организационная  структура управления                                                                                                                                                                                                                              предприятием (организацией).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила

                                                                                  студентка 3 курса

                                                                                  специальность менеджмент

                                                                                                             организации

                                                                                   группа  МОП 12

                                                                                   после с/п образования

                                                                                   зачетная книжка № 01224

                                                                                   Оксёненко  И.В.  

 

 

 

 

 

                                          Новосибирск 2004       

                                         План работы.

Введение.                                                                                                    3

1. Классификация и особенности видов организационных структур. 

1.1. Бюрократические структуры.                                                            4

1.1.1. Линейные структуры.                                                                     5

1.1.2. Функциональные структуры.                                                         5

1.1.3. Линейно- функциональные структуры.                                        6

1.1.4. Дивизиональные структуры.                                                         6

1.2. Адаптивные структуры.                                                                   

1.2.1. Проектные структуры.                                                                  7 

1.2.2. Матричные структуры.                                                                 8

1.2.3. Конгломерат.                                                                                  8

2. Характеристика действующей  структуры управления ОАО «Сибирь».         

2.1. Характеристика организационной  структуры организации.       10

2.2. Уровни управления ОАО «Сибирь».                                             12

3.  Направления совершенствования  организационной структуры авиакомпании  «Сибирь».                                                                       14

Заключение.                                                                                             19

Перечень  использованной литературы.                                                 21

 

 

 

 

 

 

                                            Введение.

 

         Существенные изменения во внешней среде периодически инициируют реорганизацию бизнеса. К числу таких перемен относятся глобализация, изменение условий торговли на внутреннем и зарубежном рынках, открытия в области компьютерных технологий и телекоммуникаций, дробление рынка и многое другое. Поэтому менеджер должен уметь распознавать ситуации, когда источники проблем стоит искать в структуре организации, выявляя симптомы проблем, а не их причины. Из этого следует, что освоение технологии эффективного менеджмента является одной из актуальнейших задач.

         Целью данной  работы является приобретение  знаний и навыков:

  • выявления ключевых аспектов организационных структур;
  • описания структуры действующей организации;
  • выявления симптомов проблем структурного характера;
  • анализа сильных и слабых сторон структуры действующей организации и их влияние на деятельность предприятия.

         В теоретической  главе были рассмотрены основные  типы бюрократических и адаптивных  организационных структур, используемых в настоящее время, их положительные и отрицательные черты.

         В практической  части были рассмотрены альтернативные  подходы по  формированию структуры  организации в целом, которые  должны обеспечить реализацию  ее стратегии, взаимодействии  организации с внешней средой и эффективное решение стоящих перед ней задач.

 

 

 

 

 

 

1. Классификация и особенности видов организационных структур.

1.1. Бюрократические структуры.

Все организации, которые для достижения координации полагаются на формализацию поведения, принято относить к бюрократии. Выделяют следующие основные черты бюрократической организационной структуры:

  • все сферы должностных полномочий обязательно регламентируются правилами;
  • обязательно наличие  должностной иерархии и ранговой власти (система  подчинения и верховенства);
  • управление базируется на письменных документах, которые зарегистрированы и хранятся в определенном порядке;
  • руководство организации обычно проходит всестороннюю подготовку,  подбор кадров осуществляется по их деловым и профессиональным качествам;
  • высокая степень разделения труда.

         Концепция  бюрократии была первоначально  сформулирована в начале 1900-х  годов немецким социологом Максом  Вебером. Большинство современных  организаций представляют собой  варианты бюрократии. Причина столь  длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных и талантливых технических специалистов и административных работников.

       Однако бюрократические  структуры подверглись и критике  за их неспособность к внедрению  новшеств и отсутствия достаточной  мотивации сотрудников.   Рассмотрим  основные отрицательные черты  бюрократических структур:

  • абсолютная стандартизация приводит к утрате гибкости поведения;
  • отсутствует гибкость во взаимоотношениях сотрудников внутри организации;
  • отсутствует внешняя адаптация к изменениям, особенно спонтанным.

Все бюрократические структуры  делятся на виды: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная. (2, с.332-333)

      1. Линейная структура.     

 Положительные черты:

  • однозначность воздействия органа управления на объект;
  • отсутствие промежуточных связей между руководителем и подчиненным;
  • возможность получения увязанных непротиворечивых заданий;
  • высокая ответственность руководителя за результаты работы;
  • обеспечение руководства с верхнего уровня до нижнего.

Отрицательные черты:

  • выполнение руководителем большого числа функций ведет к перегрузке, некачественной работе по функциям;
  • медленное и искаженное циркулирование информации;
  • сложная координация деятельности отдельных исполнителей. (4, с. 97)
      1. Функциональная структура.

         Функциональная структура организации широко используется в компаниях среднего размера. Функциональная департаментализация – это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенные, конкретные задачу и обязанности. Положительные черты:

  • разделение труда по функциям;
  • специализация работников, стимулирующая повышение деловой и профессиональной квалификации работников;
  • квалифицированное принятие решений.

Отрицательные черты:

  • нарушение  единства распорядительства;
  • нарушение приоритетности отдельных команд;
  • затруднение межфункциональной координации;
  • усложнение взаимоотношений между руководителем и подчиненным;
  • создание основы для конфликтов между подразделениями;
  • сужение роли линейного руководителя. (2, с.335)
      1. Линейно-функциональная структура (штабная).

         Данная структура является комбинацией линейной и функциональной структур. Основу составляют линейные подразделения, которые осуществляют основные работы, а также функциональные подразделения, которые создаются на какой-то функциональной основе, например, управление кадрами, финансами, планирование. Линейные руководители при данной структуре занимаются оперативными вопросами, функциональные – специальными вопросами.

Достоинства линейно-функциональной структуры:

  • разделение труда между линейными и функциональными руководителями;
  • квалифицированная подготовка и повышение качества и оперативности принимаемых решений;
  • возможность привлечения высококвалифицированных специалистов по отдельным функциям.

Недостатки:

  • возрастание количества и сложности деловых связей в аппарате управления;
  • переполнение коммуникационных каналов;
  • возрастание расходов на содержание аппарата управления;
  • удлинение процесса выработки команд управления;
  • отзыв из подразделений специалистов в штаб (создается как отдельное временное подразделение с целью решения каких-либо задач).

1.1.4. Дивизиональная структура используется в большинстве крупных фирм.

Такие структуры могут формироваться  по продуктовому, региональному принципу или ориентироваться на потребителя. (4, с.99-104)

         При продуктовой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который является ответственным за данный тип продукции, реагируя на изменение условий конкуренции, технологии и покупательского спроса. Возможный недостаток – увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции.

         Все подразделения организационной структуры, ориентированной на потребителя, группируются вокруг определенных групп потребителей. Цель данной структуры состоит в том, чтобы удовлетворить этих потребителей также хорошо, как и организация, которая обслуживает всего одну их группу.

         Структура организации по территориальному принципу может оказаться целесообразной, если деятельность организации охватывает большие географические  зоны. Территориальная (региональная) структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь организации с клиентами, а также связь между членами организации.

         Относительные преимущества и  недостатки структур организации  по территориальному принципу  и ориентированных на потребителей  аналогичны тем, которые присущи  структурам, ориентированным на  продукты. (1, с.803)

1.2.   Адаптивные (органические) структуры были созданы для того, чтобы организации имели возможность реагировать на изменения окружающей среды и внедрять новую технологию. Их можно быстро модифицировать в соответствии с возникшими изменениями и потребностями самой организации. Два основных типа организационных структур, используемых сегодня, – это  проектные  и матричные.

 1.2.1.  Проектная структура – это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Ее смысл состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников предприятия для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленной сметы. Когда проект завершен, члены команды переходят в новый проект, возвращаются к постоянной работе в своем отделе или уходят из этой организации. Основное преимущество проектной организации в том, что она концентрирует все усилия на решении единственной задачи. При этом руководитель проекта концентрируется исключительно на нем. Недостатками такой структуры являются возможная психологическая несовместимость во временном творческом коллективе и возрастание нагрузки на остальных работников подразделения.

Информация о работе Организационная структура управления предприятием (организацией)