Организационное планирование. Организация, регулирование, контроль как функции управления.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:17, лекция

Описание работы

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им. «Отдельный скрипач, – писал К. Маркс, – сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Файлы: 1 файл

Lektsia__6_Menedzhment.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 6. Организационное планирование. Организация, регулирование, контроль как функции управления.

 

Учебные вопросы:

 

6.1. Планирование как основная функция управления в таможенных органах. Виды планирования: стратегическое, оперативное, тактическое.

6.2. Организация процесса управления в системе таможенных органов.

6.3. Контроль как ключевая функция управления. Принципы проведения контроля в таможенных органах.

 

Цели:

 

1. Изучить сущность планирования как основы управления в таможенных органах.

2. Рассмотреть виды планирования их сущность.

3. Получить представление об организации процесса управления в системе таможенных органов.

4. Получить представление о контроле как функции управления, принципах проведения контроля в управлении таможенными органами.

 

Литература:

1. Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент. Учебное пособие – М.: Издание Российской таможенной академии, 2009.

2. Управление таможенным  делом: учебное пособие / В.В.  Макрусев, В.А. Черных, В.Т. Тимофеев  и др.; под общей редакцией В.В. Макрусева и В.А.Черных – СПб.: Троицкий мост, 2012.

3. Основы управления  таможенными органами России: учебник / В.В. Макрусев, В.Т. Тимофеев, И.Н. Колобова, С.В. Барамзин, А.Ф. Андреев; под общей редакцией В.а. Черных. – М.: Издание Российской таможенной академии, 2009.

Первый учебный  вопрос

Планирование  как основная функция управления в таможенных органах. Виды планирования: стратегическое, оперативное, тактическое.

 

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им. «Отдельный скрипач, – писал К. Маркс, – сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Необходимо признать, что планирование является необходимым элементом организации управленческой деятельности таможенных органов. Правильная организация этой работы позволяет обеспечить своевременное принятие правильных управленческих решений, качественную подготовку документов, повседневный контроль за подчиненными сотрудниками и нижестоящими таможенными органами, а также подведение итогов. Планирование придает повседневной работе целенаправленный и конкретный характер, позволяет сосредотачивать основные усилия на решении наиболее актуальных проблем, стоящих перед таможенными органами страны, региона, таможни, способствует своевременному решению поставленных задач.

Очень важно дать определение  понятий «план» и «планирование». По этому вопросу существует множество точек зрения. План от лат. planum – плоскость, плоский чертеж, изображение предмета на плоскости без перспективы.

По В.И. Далю, план – это предприятие, намерение, обдуманное предположение, порядок действия, для достижения чего либо.

По Д.Н. Ушакову, план – это замысел, проект, задание, осуществление которых требует предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединенных общей целью или система заранее разработанных на определенный срок мероприятий.

Энциклопедический словарь предлагает такое понимание категорий плана и планирования – это разработка комплекса показателей развития производства, организации труда, способ рассмотрения, построения, подход к чему-либо.

В экономической сфере под планом понимается система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий, определяющих сроки и последовательность осуществления программ работ или отдельных мероприятий.

План – это государственный документ, имеющий силу закона, обязательный для выполнения во всех звеньях управления.

Таким образом, планирование – это одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние той или иной политической, социальной, экономической и тому подобных систем, путей, способов и средств его достижения. Выделяется планирование отдельных сфер деятельности, видов ресурсов, например, производственное планирование, финансовое планирование, социальное планирование. Планирование в директивной форме присуще централизованно управляемой экономике, где ведущую роль играют государственные планы. В экономике рыночного типа более распространено бюджетное планирование, планирование на уровне компаний, фирм, а также государственное планирование, которое носит преимущественно индикативный, ориентирующий характер. В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами.

Планирование дает ответы на вопросы: что необходимо сделать? За какой период времени? Какие ресурсы необходимы? Каким должен быть результат?

Особенность планирования состоит в том, что оно реализуется во взаимосвязи и взаимодействии с остальными функциями управления.

Поскольку как сам  план, так и планирование исключительно сложные явления функции управления, то они имеют свои принципы.

Принципы планирования:

  • чем больше организация, тем разностороннее и четче должно быть планирование ее деятельности;
  • необходимо предвидеть ход развития событий в организации, в отрасли, в подразделении и т. д.;
  • разрабатывать запасной «аварийный» план, который удастся выполнить даже при самых неблагоприятных обстоятельствах;
  • в процессе планирования должны быть задействованы все звенья управления;
  • планированием должны заниматься профессионалы.
  • особое внимание в организациях рыночной экономики (капитализма) уделяется бюджетному планированию.

Составляющие компоненты планирования:

  • миссия организации;
  • принципы работы организации, определяющие ее культуру, цели и задачи долгосрочной деятельности;
  • параметры эффективности стратегии или способы достижения планируемых параметров;
  • тактика или средства реализации намеченных стратегий.

История развития функций планирования в современном  обществе. В дореформенный период (начало 90-х гг. ХХ века) в России основным управленческим элементом было планирование. В этот период (1917 – 1991 гг.) разрабатывались системы народно-хозяйственных планов: месячные, квартальные, годовые, пятилетние, комплексные и прочие.

Начиная с 1992 г. приоритетным стало программирование, разработка программ без фиксации конечного результата. Программы разрабатывались на различных уровнях: общегосударственном, на региональном и муниципальном. По периоду времени программы разделяются на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Планирование, как система  определенных и последовательных мероприятий, имеет строго определенные циклы:

  • анализ внешней среды;
  • определение сильных и слабых сторон развития;
  • использование имеющихся преимуществ;
  • разработка плана достижения цели;
  • корректировка целей и отклонений;
  • определение целей.

Планирование в современной  России, в связи с последовательным  повсеместным развитием рыночных отношений, в основном осуществляется на микро  и макроуровне.

Планирование на микроуровне включает совокупность бизнес-планов, краткосрочных программ, которые должны содержать предполагаемые плановые показатели и необходимые меры для их достижения.

Планирование на макроуровне – это основная форма государственного регулирования объектов управления.

Наличие двух основных уровней планирования в современной России одновременно предполагает другие разновидности планирования. Традиционно выделяются следующие уровни планирования:

  • стратегические планы;
  • тактические планы;
  • оперативно-календарные;

Кроме того, выделяют уровни планирования по времени:

    • краткосрочные (до одного года);
    • среднесрочные (от одного года до пяти лет);
    • долгосрочные (от пяти до десяти лет);
    • перспективные (более десяти лет).

Традиционно планирование делится на стратегическое, оперативное  и тактическое.

Стратегия (греч. Strategia < stratos войско + ago веду) – искусство руководства общественными делами. В нашем случае стратегия – это план на продолжительный период времени, связанный с решением общественно значимых проблем. Таковыми, например, в бизнесе или частнопредпринимательской деятельности являются базовые цели и показатели: объем производства, объем продаж, темпы роста, прибыль, доля рынка, структура капитала, дивиденды, уровень качества продукции, устойчивость фирмы, социальные цели.

Возможности стратегического плана: позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, это процесс. В результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением.

Стратегическое  планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля, ориентировано на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования управления обеспечивает основу для стабильного управления организацией.

В настоящее время  стратегическое планирование занимает своё место в ряду функций управления организацией. Во многом оно приобрело новое содержание, получив дополнительно за счет синтеза с элементами рыночных механизмов подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в деятельности организации, оно в то же время создает определенные перспективы для успешной реализации функций управления.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Формулирование стратегии  нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив. Уже в процессе стратегического анализа руководство организации склоняется к выбору одного из возможных вариантов стратегии – того, который в наибольшей степени соответствует условиям внешней и внутренней среды, а также выбранным целям деятельности.

Процесс формирования стратегии заключает в себе три  этапа:

  • формирование общей стратегии организации;
  • формирование конкурентной стратегии;
  • определение функциональных стратегий организации.

Общая стратегия организации  формируется высшим руководством таможенного дела. Разработка общей стратегии решает две главные задачи:

  • отбор и развертывание основных элементов общей стратегии организации;
  • необходимость установления конкретной роли каждого из подразделений организации при осуществлении стратегии и определение способов определения ресурсов между ними.

Организация может выбрать  один из нескольких видов стратегий  или применять определенные сочетания  различных типов (что обычно бывает характерно для крупных, диверсифицированных компаний).

 

Планирование  деятельности региональных таможенных органов.

Для более глубокого понимания  сущности планирования в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому планированию. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность планирования на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного планирования; допустимость разумного риска в процессе планирования; динамичность процессов планирования в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется планирование.

Планирование в таможенных органах  опирается как на объективные  экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью планирования является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

Информация о работе Организационное планирование. Организация, регулирование, контроль как функции управления.