Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:42, реферат

Описание работы

Однако в отличие от последней, сосредоточивающейся на анализе организаций, названная область имеет дело с поведением человека организации. Таким образом, при изучении поведения в организации единицей анализа выступает не организация, а индивид или группа.
Поведение человека в организации можно предсказать, зная личные качества работника, так как учет руководителем (менеджером) этих качеств позволяет ему индивидуально подойти к каждому работнику. Это дает возможность привести в действие внутренние резервы и активизировать его деятельность.

Содержание работы

Введение
Организационное поведение
Личность и организация
Индивидуальное поведение личности в организации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 61.23 Кб (Скачать файл)

Чтобы объяснить поведение человека, необходимо понять, почему он совершает определенным способом данное действие, а не какое- либо другое.

Для объяснения поведения человека в  организации важно выявить предпосылки, на основе которых люди ведут себя определенным образом.

Изучение  предпосылок поведения показало, что их составляют:

- ценностные  элементы – цели организации,  критерии эффективности, индивидуальные  ценности человека;

- практические  элементы – навыки, знания, информация.

Поведение личности в организации во многом обусловлено влиянием внутренних и  внешних воздействий, всю совокупность которых можно объединить в четыре группы:

  • формирующее воспитание, которое индивидуум получил до того, как стал членом организации;
  • воздействия на работника в период, когда он является членом организации, но идущие из источников вне организации;
  • воздействие на работника через формальные каналы организации;
  • воздействие на работника через неформальную социальную структуру организации.

Критериальную основу поведения личности в организации составляют:

  • расположение человека;
  • система ценностей;
  • верования;
  • принципы.

Расположение определяется отношением, которое проявляет человек к объекту взаимодействия. Расположение включает три компонента: чувства, знания и намерения человека в отношении объекта.

Ценности представляют собой набор стандартов и критериев, которыми руководствуется человек в своей деятельности. Они являются мощным регулятором индивидуального и группового поведения и могут быть двух видов:

  • относящиеся к цели жизни, желаемым результатам;
  • относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения цели.

Совокупность  ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о  том, что он представляет собой как  личность.

Верования - это устойчивые представления личности, которые вырабатываются на основе индивидуального опыта и информации, используются при восприятии объектов и не требуют соответствующих доказательств. Они могут быть следующих видов:

  • верования, описывающие абсолютные и относительные характеристики объекта и не имеющие оценочного характера;
  • верования, которые носят оценочный характер.

Принципы  – это устойчивые нормы и правила, определяющие формы реакции личности на различные явления и процессы. Принципы формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой их проявления и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения. Принципы могут вырабатываться людьми самостоятельно, однако чаще они перенимаются из окружения вместе с воспитанием и другими формами познания окружающей действительности.

Важное  значение для управления организационным поведением имеет изучение индивидуальности как совокупности индивидуальных свойств и уникальных взаимосвязей между ними, отражающих неповторимое своеобразие личности. Индивидуальность человека формируется под воздействием трех групп факторов:

  • наследственность и физиологические особенности человека;
  • факторы окружающей среды;
  • индивидуальные черты и особенности характера.

Одной из важнейших проблем в организации  является адаптация личности работника  к условиям и требованиям организации. Процесс адаптации заключается в приобщении человека к ценностям, нормам, условиям и особенностям организационной среды. В зависимости от того, насколько приемлет человек ценности и нормы организации, принято различать четыре типа поведения:

  • преданный и дисциплинированный работник – формирует поведение в соответствии с интересами организации и выполняет свою роль согласно принятым нормам поведения;
  • приспособленец – не приемлет ценностей организации, но старается следовать нормам и внешним формам поведения, принятым в организации;
  • оригинал – приемлет ценности организации, но не приемлет по тем или иным причинам существующие в ней нормы поведения;
  • бунтарь – направляет свое поведение против существующей нормативной системы и организации в целом. Такое поведение может быть разрушительным и абсолютно неприемлемым в организации либо может оформиться в виде социального движения, направленного на позитивные изменения в организации.

Воздействие организации на личность работника  проявляется в процессе сознательного  научения поведению, которое можно  определить как изменение поведения  человека на основе опыта и требований, предъявляемых к его поведению  со стороны окружения. В организации  человек учится:

  • выполнять свою функциональную роль;
  • выполнять формальные процедурные действия;
  • правильно понимать и занимать свое место в организации;
  • решать собственные задачи в организации.

Научение  поведению тесно связано с компенсацией – внешней реакцией на поведение человека со стороны лиц, оценивающих его деятельность. Компенсация может осуществляться в различных видах – от материального поощрения и наказания до словесного осуждения или одобрения. Выбор типа и конкретной формы компенсации играет важную роль в деле успешной модификации человека в желаемом для организации направлении.

Роли – предписания относительно поведения человека в конкретной ситуации. Под ролью в организации понимается обособленная совокупность задач, функций и работ, выполнение которых закреплено за работником.

Социальная  роль (позиция)– это определенная модель поведения, которая ожидается от человека в соответствии с его положением в социальной системе. Это нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека. Каждый человек выполняет множество ролей. Социальные роли различаются:

  • по половой принадлежности – мужчины и женщины;
  • по способу проявления – активные и латентные;
  • по содержанию – конвенциальные и межличностные;
  • по степени стандартности – стандартизированные и свободно интерпретируемые;
  • по значимости – доминирующие и второстепенные.

С каждой ролью связаны определенные права и обязанности. Права – это совокупность ожиданий, обращенных к другим участникам совместной деятельности и побуждающих их что–то делать. Обязанности – определенные ожидания со стороны других людей, то, что человек вынужден делать исходя из роли, которую он играет.

Роль  является динамическим аспектом статуса. Статус – это социальный ранг, определяющий место человека в системе социальных отношений. Обладание статусом позволяет  человеку ожидать и требовать  определенного отношения со стороны  других людей. Существует много критериев  оценки статуса – род занятий, размер доходов, происхождение, этническая принадлежность, уровень интеллектуальных достижений. Важными характеристиками социального статуса являются репутация  и авторитет как своеобразная мера признания окружающего заслуг индивида.

Различают авторитет законной власти и законно  избранного руководителя, авторитет  занимаемой должности, авторитет квалификации и экспертных знаний, авторитете харизматической  личности. Также необходимо различать  авторитет формальный и реальный.

Ролевой аспект взаимодействия личности и организации  проявляется в выполнение ролей  членами организации, в удовлетворении характером, содержанием и результатами деятельности, своим окружением. На этой основе формируется ролевое представление – индивидуальное понимание работником своей роли, ожидания в отношении исполнения другими работниками своих ролей. В случае несоответствия возникает ролевая неопределенность как отсутствие ясного представления о ролевых предписаниях.

Ролевой конфликт – это предписания в отношении выполнения индивидом несовместимых ролей. Рациональное конструирование отношений личности и организации должно быть направленно на устранение непродуктивных ролевых конфликтов.

 

 

  1. Индивидуальное поведение личности в организации.

Поведение человека — совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, т.е. пониманием собственных функций. Эффективное для организации поведение ее сотрудников проявляется в том, что они надежно и добросовестно исполняют свои обязанности, готовы во имя интересов дела в условиях меняющейся ситуации выходить за пределы своих непосредственных обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, находят возможности для сотрудничества.

Оно определяется его собственными (личностными) чертами, цели, которые он преследует, настроение, а также влиянием условий формирования индивидуальной деятельности — особенностями окружающей его среды, условия, в которых находится, возможности и другие факторы.

Внутренние (субъективные) факторы.

Черты личности складываются под влиянием природных свойств (физиологическое  состояние организма, особенности  высшей нервной деятельности, память, эмоции, чувства, восприятие), а также социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и т.п.). Любая личность характеризуется:

  • общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность и пр.);
  • специфическими свойствами (способность к тому или иному виду деятельности); способности могут быть общими, присущими в той или иной степени всем людям (воспринимать, мыслить, учиться, работать);
  • элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и пр.);
  • сложными частными, в том числе профессиональными (к отдельным видам деятельности), специальными (интерсоциальными, т.е. ориентированными на организацию взаимодействия людей, управление ими, и конструктивными, т.е. направленными на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности);
  • подготовленностью к определенному виду деятельности (в виде совокупности знаний, умений, навыков);
  • направленностью (ориентированностью социальной активности, возникающей под воздействием социальных моментов — интересов, стремлений, идеалов, убеждений);
  • определенным складом характера;
  • биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом);
  • психологическими особенностями: диапазоном деятельности ("широта, глубина), который может быть общим, видовым, специальным; стилем работы (форма воздействия, основывающаяся на знаниях, опыте, эмоциях) и динамикой психики (характеризуется силой, подвижностью, возбудимость
  • психическим состоянием, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода (возбуждение, апатия, депрессия и пр.).

Поведение человека в организации обусловлено его мотивами, пониманием необходимости (чувством), волей.

В основе трудового поведения лежат  мотивы, внутренние устремления, определяющие направленность трудового поведения человека и ее формы. Одно и то же поведение может иметь разную мотивационную основу. Мотивация — ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него.

Восприятие  — процесс организации и интерпретации  представлений об окружающем мире. Субъективный характер восприятия приводит к полному или частичному искажению или потере информации и возникновению субъективной реакции на воспринимаемый объект: принятие, отторжение, «поведение страуса». На восприятие оказывают влияние обстоятельства объективного и субъективного характера:

• ситуация, в которой поступает  информация или происходит знакомство (если она позитивна, восприятие, как правило, оказывается более благожелательным, чем объект этого на самом деле заслуживает, и, наоборот, в негативной ситуации все представляется гораздо худшим, чем есть на самом деле);

• глубина видения реальной ситуации (много знающий и понимающий человек обычно спокойнее относится к другим людям и происходящим событиям, менее склонен их драматизировать или превозносить, чем тот, чей кругозор ограничен);

• личностные и социальные характеристики воспринимаемого объекта (манера поведения, доброжелательность, внешность, пол, возраст, национальность, служебное положение и пр.);

• стереотипы (стандартный набор упрощенных представлений о сложных явлениях и объектах окружающей действительности, содержащие их односторонние описания, принимаемые за полные) и предрассудки, присущие человеку (оценки, сложившиеся до того, как оформилось определенное мнение об объекте; в отличие от стереотипов предрассудки носят более массовый, общественный характер).

• избирательность (воспринимается не вся  информация о человеке), глобальность (объект воспринимается как единое целое, а не как совокупность взаимосвязанных элементов),

• недостаточная структурированность (все, кроме главного, воспринимается как фон, похожее воспринимается как единое, выделяются и объединяются сходные объекты, все соотносится со старым опытом).

• непредсказуемость поведения людей, которое зависит от многих обстоятельств, в том числе сознательных действий, направленных на защиту своего статуса, достоинства, внутренней жизни, сокрытие или искажение информации о себе, неспособности правильно себя преподнести, ожиданий, чувств и т.п.).

К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения. В совершенно одинаковых ситуациях разные люди могут принять совершенно разные решения. Критериальная база любого человека складывается из следующих элементов:

Информация о работе Организационное поведение