Организационные структуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить организационную структуру управления предприятиями, рассмотреть типы организационных структур и их характеристики, а так же проанализировать имеющийся теоретический материал и систематизация знаний по вопросу организационной структуры управления на конкретном предприятии.
Задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, типы и принципы построения организационной структуры; 2. Проанализировать организационно-управленческую структуру на примере предприятия ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»; 3. Предложить пути совершенствования организационных структур управления данного предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………5 1.1. Понятие и сущность организационной структуры предприятия..5
1.2. Типы организационных структур и их характеристика………….11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»………………………………………………………..21
2.1. Краткое описание деятельности организации……………………21
2.2. Анализ и оптимизация организационной структуры в ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»……………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...32

Файлы: 1 файл

ORGANIZATsIONNYE_STRUKTURY_PREDPRIYaTIYa.docx

— 189.19 Кб (Скачать файл)

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………5 1.1. Понятие и сущность организационной структуры предприятия..5

1.2. Типы организационных структур и их характеристика………….11

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»………………………………………………………..21

2.1. Краткое описание деятельности организации……………………21

2.2. Анализ и оптимизация организационной структуры в ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»……………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных  качественно новой системой хозяйственных  связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации  хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование  стратегии и структуры организации  на предприятии. Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей.

Каждая организация представляет собой весьма сложную в техническом и экономическом плане структуру. И от выбора стратегии ее работы, от конкретного способа взаимодействия и сопряжения звеньев ее составляющих, зависит если не успех предприятия целиком, то очень значительная его часть. Организационная структура управления – как раз тот связующий элемент, который позволяет всем разрозненным подразделениям осуществлять свою работу согласованно, в едином ключе поставленной перед организацией задачи. Совершенно логично, что каждому предприятию, занимающемуся конкретным видом деятельности, необходима определенная организационная структура, которая отвечала бы именно таким требованиям, какие предъявляются к этому предприятию в его специфических условиях. В этом и заключается актуальность курсовой работы.

Цель курсовой работы –  изучить организационную структуру управления предприятиями, рассмотреть типы организационных структур и их характеристики, а так же проанализировать имеющийся теоретический материал и систематизация знаний по вопросу организационной структуры управления на конкретном предприятии.

Предмет – система организационной структуры, ее значение и роль в управлении предприятием (организацией).

Объект – предприятие ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг».

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, типы и принципы построения организационной структуры;

2. Проанализировать организационно-управленческую структуру на примере предприятия ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»;

3. Предложить пути совершенствования организационных структур управления данного предприятия.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, содержания, двух глав, заключения, списка литературы. Первая глава раскрывает теоретические основы организационной структуры (понятие, сущность, принципы формирования, типологию и т.д.), вторая глава является практической и предполагает  характеристику деятельности конкретного предприятия, а также отражает оптимизацию деятельности ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» за счет существующих в данной организации организационных структур.

Теория курсовой работы написана на основе изучения учебно-методического  материала, учебных пособий, периодической  печати, практическая глава – на основе сайта исследуемой организации.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  СТРУКТУРЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

    1. Понятие и сущность организационной структуры предприятия

 

Важной функцией управления является функция организации, которая  заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений  между всеми подразделениями  предприятия, определении порядка  и условий функционирования предприятия. Функция организации реализуется  двумя путями: через административно-организационное  управление и через оперативное  управление.

Административно - организационное управление предполагает определение структуры предприятия (фирмы), установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления. Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утверждённым планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировкой. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием1.

Основные законы рациональной организации:

§ упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;

§ приведение управленческих задач в соответствие с принципами компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);

§ обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»);

§ короткие пути управления;

§ баланс стабильности и гибкости;

§ способность к самоорганизации и активности;

§ желательность стабильности циклически повторяемых действий.

На способность предприятия  адаптироваться к изменениям внешней  среды влияет то, как организовано предприятие, как построена структура  управления. Выбор организационной структуры зависит от таких факторов, как:

  • организационно-правовая форма предприятия;
  • сфера деятельности (тип выпускаемой продукции, ее номенклатура и ассортимент);
  • масштабы предприятия (объем производства, численность персонала);
  • рынки, на которые выходит предприятие в процессе хозяйственной деятельности;
  • используемые технологии;
  • информационные потоки внутри и вне фирмы;
  • степень относительной обеспеченности ресурсами и др.

Рассматривая организационную  структуру управления предприятием, также учитывают уровни взаимодействия:

    • организации с внешней средой;
    • подразделений организации;
    • организации с людьми2.

Важную роль здесь играет структура организации, посредством  которой и через которую это  взаимодействие осуществляется. Структура  фирмы — это состав и соотношение  ее внутренних звеньев, отделов.

Под организационной структурой фирмы понимается её организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и её подразделениями целями и распределением между ними функций3.

Организационная структура  регулирует:

§ разделение задач по отделениям и подразделениям;

§ их компетентность в решении определенных проблем;

§ общее взаимодействие этих элементов.

Организационная структура  предусматривает распределение  функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками  фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Организационная структура  направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределения  между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные  требования к совершенствованию  систем управления, выражающиеся в  тех или иных принципах4.

Элементами организационной структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структурой управления:

а) в зависимости от состава  структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих  функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято  подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели5.

Проектирование организационной  структуры можно проводить по многим основаниям: служебным функциям,  структуре обмена продукцией и услугами, информационно структуре, структуре трудовых ресурсов и др. Выбор основания диктуется спецификой организации, характером ее деятельности и видом реализуемой ею продукции или услуг. Определение оптимальной организационной структуры для деятельности предприятия позволяет более эффективно обеспечивать реализацию основных функций производственной системы, контролировать их исполнение и в конечном итоге уверенно чувствовать себя в условиях рыночной нестабильности6.

Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность  принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и  меняться вместе с происходящими  в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда  и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правками и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Среди основных можно выделить:

  • принцип единства распорядительства и персональной ответственности - исключает двойственность подчинения и возможность получения противоречивых указаний;
  • соответствие звеньев управления функциям управления;
  • принцип четкого функционального разграничения - каждое звено должно иметь четко очерченные функции, не затрагивающие функций других подразделений;
  • принцип установления точных границ между линейным и функциональным руководством. Линейное руководство - управление производством, функциональное - помощь линейному руководству;
  • принцип распространенности контроля, то есть правильное определение нормы управляемости;
  • принцип минимизации ступеней управления: чем меньше ступе­ней в структуре, тем более гибко и оперативно будут приниматься меры на случай любых осложнений, а следовательно, эффективнее будет работа предприятия в целом;
  • сосредоточение на каждой ступени всех необходимых функций управления;
  • принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица7.

Основные проблемы, возникающие  при разработке структур управления:

- установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования;

- распределение ответственности между руководителями;

- выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений;

- организация информационных потоков;

- выбор соответствующих технических средств и т.д8.

Поэтому можно сделать  вывод о том, что организационная структура предприятия представляет собой совокупность отделов, служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления, разработкой и реализацией управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Типы организационных  структур и их характеристика

 

 

 

Для различных организаций  характерны различные виды структур управления. Однако обычно выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления: линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. Иногда внутри единой компании (как правило, это крупный бизнес) происходит выделение обособленных подразделений, так называемая департаментизация. Тогда создаваемая структура будет дивизиональной. При этом необходимо помнить, что выбор структуры управления зависит от стратегических планов организации.

  1. Линейная структура. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделения отсутствуют. Эта структура строится безе выделения функций (Рис. 1).

 

 

 

 

Рис. 1. Линейная организационная структура предприятия9

 

Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей. 
Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией10.

  1. Линейно-штабная организационная структура. По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную. Она аналогична предыдущей, но управление сосредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения (Рис.2).

 

 

 

 

Информация о работе Организационные структуры предприятия