Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 00:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определение роли организационного климата на предприятии, важности управления им, и анализ влияния организационного климата на развитие организации в целом.
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
• Проанализировать литературу по проблемам организационного климата;
• Исследовать понятие организационного климата в организации;
• Рассмотреть сущность организационного климата, его составляющие компоненты и классификации;
Введение 3
1 Понятие организационного климата 6
2 Управление организационным климатом 20
Заключение 29
Глоссарий 31
Список использованной литературы: 34
Приложение 1 36
Приложение 2 37
Приложение 3 38
Г.А. Моченов считает, что организационный климат проявляется в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных взаимосвязей между членами коллектива, формальными и неформальными группами, при личных контактах между людьми.[10]
Г.М.Андреева определила
социально-психологический
Дается и более узкое определение понятию: «Организационный климат – качественная сторона отношений между людьми, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в организации. Социально-психологический климат складывается постепенно в процессе совместной жизнедеятельности людей, приобретает относительную самостоятельность и сам начинает влиять на поведение и результаты деятельности членов коллектива». [3, с.6]
В западной социальной психологии
организационный климат рассматривается
более широко, и определяется как
составная часть
Итак, когда говорится об организационном климате, подразумевают следующее:
Таким образом, организационный климат занимает одно из важнейших мест в организации. Именно от него зависит, насколько успешна будет деятельность того или иного предприятия. Ведь чем сплоченнее будет коллектив и крепче организационная культура, тем выше будут показатели эффективности организации. Кроме того условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, также влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. [17]
Можно провести аналогию организационного климата с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом – зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других – люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется. [5]
Обычно организационный климат представляют в виде благоприятного и неблагоприятного.
Благоприятный социально-психологический климат характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, возможность свободно мыслить, творить и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют пессимизм, раздражительность, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.
Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
Организационный климат, как уже отмечалось сложная система, которая тесно взаимосвязана с организацией. Чтобы точнее и более полно получить представление о социально-психологическом климате необходимо обратиться к его составляющим и структуре, которая является главным, характеризующим его, элементом. [Приложение 1]
Основными составляющими организационного климата являются:
В структуре социально-
В конечном итоге все многообразие отношений рассматривается через два основных параметра психического настроя – эмоционального и предметного. Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным настроем – его отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.
Организационный климат, обнаруживающий себя, прежде всего в отношениях сотрудников друг к другу и к общему делу, этим не ограничивается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к окружающему миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии, а также и на отношении каждого из членов данного коллектива к самому себе. В результате создается определенная структура первичных и вторичных проявлений социально-психологического климата.
Отношение к миру и самому себе попадают в ранг вторичного, а не первичного проявления климата, так как имеют более сложный этап формирования. Действительно, отношение человека к миру формируется в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается пределами того или иного, даже самого значимого для него коллектива. Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе, которое находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но и нередко в еще большей мере зависит от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида. Однако исследования в этом направления говорят о том, что можно рассматривать уровень самооценки и самочувствия индивида в зависимости от отношений, складывающихся в данном коллективе. Есть основания рассматривать самочувствие личности в группе в качестве показателя уровня ее адаптированности, меры включенности в совместную деятельность, степени причастности к жизни данной группы. Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего "я" в рамках данной конкретной общности людей.
Таким образом, в рамках социальной организации правомерно говорить о двух важнейших факторах организационного климата – культуре человеческих отношений, с одной стороны, и культуре организации труда – с другой. [11]
Кроме приведенных факторов организационного климата, существует еще целый ряд внешних и внутренних факторов, определяющих климат в организации. [Приложение 2] Попробуем их перечислить:
– в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;
– в общении и дружеских межличностных отношениях;
– в успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;
– в творческой и интересной работе, возможности профессионального и личностного развития, реализации своего потенциала;
На степень психологической
совместимости сотрудников
Выделяют три уровня
совместимости: психофизиологический,
психологический и социально-
Сработанность – это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах;
Итак, в данной главе мы рассмотрели различные определения организационного климата, как отечественные и зарубежные. Из приведенных выше понятий можно вывести одно комплексное определение организационного климата: